15:00В Питере объем арендованных офисных площадей со стороны нефтегазовых компаний увеличился в два раза

14:30Монолитные работы ведутся в корпусе лучевой терапии в Коммунарке

14:00В Гольяново появится храм на 500 прихожан

13:30От спортзала до медцентра: Москва сдаст бизнесу в аренду 11 помещений

11:30ДОМ.РФ запустил сервис пополнения счетов эскроу с карты «Мир»

10:50ТЕХНОНИКОЛЬ начала производить полимерное волокно из отслуживших пластиковых бутылок

10:00В мае спрос на строительство частных домов в Питере и Ленобласти вырос на 17%

09:30Часть Москворецкого рынка снесут по решению суда

09:00Банк ДОМ.РФ: 13 тыс. семей заинтересовались ипотекой на ИЖС

17:38Программа промышленной ипотеки будет запущена до осени

15:10В рамках федпрограммы «Стимул» началось строительство 16 социально значимых объектов

14:30Более 600 объектов незавершенного и самовольного строительства ликвидировано за полгода в Подмосковье

13:00За месяц застройщики в 1,5 раза реже стали обращаться с запросом на разработку бренда ЖК

12:35Станция «Новаторская» Троицкой линии метро построена на 60%

12:00Почти 1,4 тыс. семей получили новые квартиры в ЦАО по программе реновации

"Узкие" места дорожного строительства глазами профильного НИИ

logo russianconstruction.com
"Узкие" места дорожного строительства глазами профильного НИИ
Поисковые теги: Источник фото: rcmm.ru

Уже четвертый год в России продолжается реализация национального проекта БКАД (Безопасные и качественные автомобильные дороги). Но проблем еще много. О задачах отрасли и путях их решения в рамках конференции «Новые прогрессивные технологии ремонта и содержания автомобильных дорог», организованной ассоциацией «РАДОР» рассказал Главный советник генерального директора ФАУ «РОСДОРНИИ» Владимир МАРТИНСОН.

Строить грамотно

Существующие проблемы разделяются на четыре этапа. Первая возникает на уровне формирования программы работ.  В ряде регионов не производиться или производиться в неполном объёме инструментальная диагностика планируемых к ремонту автодорог. Нет единого подхода к ее выполнению.  Как следствие, техническое состояние дороги перед формированием задач по ее ремонту в должной степени не прояснено. 

Вторая проблема заключается в отсутствии единого подхода к проектно-сметной документации (ПСД). Иногда проект представляет собой наскоро составленную ведомость дефектов и локальную смету. В то время как в идеале должен быть выполнен целый комплекс подготовительных работ, вплоть до лазерного сканирования. Разный уровень проектной документации вносит свою «отрицательную» лепту в реализацию нацпроекта.

Третьим важным моментом, о котором в даже не ловко напоминать в 2022 году, является тот факт, что не все проекты содержат требование к материалам, с учетом обязательных требований ТРТС (Технического регламента таможенного союза). Такие проблемы имеют место быть на первом этапе реализации нацпроекта, т.е. при формировании объёмов работ.

Когда объёмы работ определены, наступает этап заключения госконтракта на выполнение подрядных работ. Как происходит этот процесс, и какие, негативные моменты здесь существуют?  Во-первых, это несвоевременное заключение госконтрактов. Здесь, казалось бы, особой беды нет. Но, по аналитике ФАУ «РОСДОРНИИ», и по итогу разговоров с представителями глав муниципалитетов, возникает мнение, что в штате заказчиков нет специалистов, которые сопровождали бы проведение конкурсных процедур до конца. Не готовы люди работать с недобросовестными участники в плане жалоб в ФАС, не готовы подготавливать те технические критерии, которые, помимо стоимостных, помогли бы найти качественного подрядчика. То есть, провести аукцион, ориентируясь на минимальную стоимость контракта, проще.

Следующим проблемным моментом стало отсутствие единой типовой формы госконтрактов - понятных, прозрачных механизмов взаимодействия заказчика и подрядчика. Например, в контрактах федерального заказчика, а именно, ФДА «Росавтодор», прописано более десятка различных предложений и требований. Таких, как формы отчетности, графики поступление материалов, различные согласования субподрядчиков, обязательные к исполнению нормативно-технические документы и многое другое.  Но существуют и контракты, которые умещаются всего на двух листках.  Причем в данных контрактах иногда можно видеть отсутствие или несоответствие гарантийных сроков.  Также часть заявленных в них работ, иногда не соответствует классификации работ по капитальному ремонту. Эти моменты, естественно, крайне негативно влияют на как исполнение самих контрактов, так и на контроль за ними.

После заключения контрактов наступают сами СМР - строительно-монтажные работы. Следовательно, далее мы поговорим о проблемных моментах по их части. Мы расскажем, о тех процедурах, которые можно проверить уже после завершения работ. Например, строительным контроле, единый порядок проведения которого сегодня отсутствует.  Как известно, существует рекомендованная форма отчётности по строительному контролю.  Как показывает практика, встречаются достаточно полные отчеты, позволяющие   всесторонне оценить качество выполненных работ по ряду показателей. А есть   отчеты размером в три листика с описанием лишь перечня выполненных работ – иногда они бывают дополнены парой паспортов на стройматериалы и протоколами их испытаний. Единый порядок стройконтроля отсутствует, хотя и нацпроект проект у нас один, и контролирующие органы у нас тоже одни.

Следующим важным моментом, от которого зависит качество выполняемых работ, является лабораторное обеспечение. Часто можно видеть факты нарушения правил подтверждения компетенции лабораторной службы. Не является секретом, что на сегодняшний день, фактически все лаборатории имеют комплект документов, которые они прикладывают на торгах и различных проверках. То есть, документы, подтверждающие компетенцию. Но если поглубже заняться изучением этих документов, может всплыть не очень приятная картина – вплоть до нарушения генерального законодательства об аккредитации.

Тоже проблема - нарушение правил организации дорожного движения в период производства работ. В его рамках встречается неправильная расстановка дорожных знаков и различных временных технических средств организации дорожного движения. Этот серьезный вопрос может приводить очень к негативным последствиям и затруднять реализацию нацпроекта БКД в правильном направлении и в полном объеме.

Еще один недостаток - несоответствие исполнительной документации установленным требованиям.  Не у всех заказчиков есть возможность привлекать строительный контроль, но согласно требованиям градостроительного кодекса все обязаны это делать.

Приемка работ - это серьезная процедура. Оформляется определенный комплект документов, который остается после СМР. Приемочные документы впоследствии принадлежат строительному контролю, государственным органам контроля и, в том числе, правоохранительным органам.

Острым моментом является наличие различных проблем, характерных для конкретного региона. Здесь лучше объяснить на примере применения переработанного асфальтобетона RAP.  Есть регионы, в которых RAP не является строительным материалом, наоборот, является отходом, подлежащим обязательной утилизации, причем за деньги. И это прописывается в сводной смете. Казалось бы, отрасль имеет всю нормативную базу для использования вторичного асфальтобетона, есть мировой опыт 100% вторичной переработки асфальтобетона. А по факту, его приходится выкидывать на свалку, да еще и платить за это.  В таких ситуациях подрядные компании задаются вопросами: как быть? Необходимо создать единое информационное поле (единый номер телефона) для решения подобных ситуаций.

Эксплуатировать без проблем

После завершения строительства начинается эксплуатация дороги. Здесь тоже существует ряд нерешенных проблем. Очень сложными вопросами для многих заказчиков являются претензии по гарантийным случаям, отсутствие проектов содержания и несвоевременная актуализация паспортов проектов.

Четыре блока вышеперечисленных проблем имеют четыре блока методов их решений. По первому блоку, т.е. в вопросе формирования объёмов работ, необходимо перейти к обязательному проведению инструментальной диагностики. В вопросе заключения госконтрактов следует добиться единой типовой формы связанной, с требованиями ТРТС, гарантийными сроками и прочими необходимыми вышеназванными показателями. По части самих строительных работ необходимо соблюдать единый подход к процедуре строительного контроля. Например, для этого стоит сформировать реестр организаций, осуществляющих строительный контроль в регионе проведения работ. Также необходимо силами федерального масштаба, в частности, ФАУ «РОСДОРНИИ», организовать работу по оценке компетентности испытательных лабораторий региональных и муниципальных заказчиков - в части подтверждения области их деятельности (при необходимости, с внесением предложений и рекомендаций по их дооснащению). И проведение оценки наличия и качества местных дорожностроительных материалов, с выработкой рекомендаций по их применению. 

В вопросе эксплуатации необходим четкий контроль исполнения гарантийных обязательств, которого можно достичь регулярным проведением плановой инструментальной диагностики.

Подготовил Станислав ДОНИН

 



Похожие публикации





Партнеры