15:51Что за новую школу строят в Мытищах

14:36В Краснодаре приступают к строительству второй очереди дублера Яблоновского моста

13:29В подмосковном Серпухове создано 150 новых рабочих мест

12:59Спрос на офисную недвижимость Москвы упал до минимальных значений за 6 лет

11:59Проблемный ЖК «Царицыно» строят более тысячи человек

11:25Путин: работа по сокращению админбарьеров в строительстве должна быть продолжена

10:22После реконструкции открылась станция Новодачная

09:52Как проходит строительство нового торгового комплекса в Зеленограде

09:22Где в центре Москвы построят 5-этажную гостиницу с подземным паркингом

09:00Через ж/д пути МЦД-1 на западе столицы построят путепровод

15:28Движение по Большому Каменному мосту будет сохранено во время ремонта

13:36В «Парке Ч» Черногорска заработает колесо обозрения и другие аттракционы

11:11Почти пять тысяч человек прошли онлайн-обучение по торгам и закупкам

10:30Около 200 тонн мусора собрали военные экологи ЦВО на полуострове Ямал

17:52Дольщики ЖК "Лесной квартал" в Дмитрове получают ключи от квартир

Проверка на дорогах: как живет дорожная отрасль в период пандемии

logo russianconstruction.com
Проверка на дорогах: как живет дорожная отрасль в период пандемии
Поисковые теги: Источник фото: yandex.ru

Весна 2020, ситуация с коронавирусом и связанные с ней ограничительные меры  ударили если не по всем, то уж точно по большинству сегментов рынка. Дорожная отрасль - чуть ли не единственная, продолжившая свою работу  практически в полном объеме.  Поэтому введенные ограничения сказались на ней не столь фатально.  Но проблемы, безусловно, есть и здесь! Мы поговорили с рядом видных дорожных экспертов, чтобы понять, как себя чувствует в период пандемии одна из важнейших отраслей экономики.




На работу – только через обсерватор

В регионах дорожники обычно работают вахтовым методом.   В этом году свою работу на объекте вахтовики вынуждены начинать с обсерватора.  Вне населенных пунктов - в вахтовом городке - обсерватор представляет собой специальный вагончик или бытовку, в которой прибывшим рабочим необходимо провести 14 дней.

Питанием, конечно, обеспечат. А вот интернет и мобильная связь в местах дорожных работ, зачастую удаленных от населенных пунктов, с большой вероятностью могут и отсутствовать.   Несложно понять: для работника такое времяпрепровождение может стать настоящей пыткой. Для работодателя здесь тоже одни минусы, и никаких плюсов. Во-первых, он должен идти на дополнительные траты по установке обсерваторов. Во-вторых,  в период обсервации  людям необходимо выплачивать зарплату, хотя они не находятся на своем рабочем месте.

В-третьих, это сказывается на графике ведения работ. И тут дело даже не в сроках завершения строительства трассы, которые могут быть сорваны. Решающую роль играет продолжительность рабочего сезона. Одно дело, когда вы работаете в южной части страны. Другое, если ваш объект находится, например, в Иркутской области, где сезон активных дорожных работ длится всего три, четыре месяца.   Там и в обычной-то ситуации дорожникам приходится торопиться.  А тут еще необходимо «пропустить» всю новую вахту через 14-дневный обсерватор, который гарантированно дает двухнельный вынужденный простой. Эту проблему некоторые подрядчики стали решать командированием рабочих  сразу на весь рабочий сезон. Так как в таких условиях работать, например, месячной вахтой почти невозможно. 

Проблемой стало сходить в баню, ввернуть лампочку

  Следующей проблемой для дорожников стали сложности с поставками необходимых материалов и оборудования. Как известно, железная дорога существенно сократила грузовое сообщение, что породило задержки с поставками щебня, песка и т д. Трудности создает и то, что большая часть жизненно важной инфраструктуры сейчас не функционирует. Нередки случаи, когда, например, из-за закрытия хозяйственных магазинов, не найти самых обычных бытовых мелочей: той же электролампочки, чтобы заменить перегоревшую в бытовке, электрочайника и т.д.

 Ситуации бывают и совсем  «приземленные». Например, ездили рабочие в баню в близлежащий поселок. Когда баню закрыли, по эпидемиологическим требованиям, пришлось обходиться без таковой. Словом, даже обычные вопросы, которые раньше решались без особого напряга, стали требовать больше усилий и трудовых затрат или и вовсе остаются без решения. 

По некоторым представителям дорожного сообщества пандемия «проехалась» всерьез, лишив уже подписанных контрактов.   Так, генеральный директор  одной из  петербургских подрядных организаций рассказал, что у них уже  практически был заключен контракт на строительство съезда с КАДа  к находящемуся рядом с ним складскому комплексу.   Но так как арендаторы складов начали сетовать на невозможность оплатить аренду и массово съезжать с арендованных площадей, владельцы складского комплекса решили отложить строительство съезда – как говорится, до лучших времен.

Интеллектуальные дорожные системы теперь следят за проштрафившимися водителями

Другим ударом по отрасли стали изменение смысла работы ИТС - интеллектуальных транспортных систем.  Они, как мы уже писали ранее, создавались для организации комфортного и безопасного дорожного движения. С главной целью: предотвращения ДТП и иных внештатных дорожных ситуаций.  То есть,  были сделаны во благо участников движения. Но с началом пандемии ИТС стали чуть ли не их врагами.

В Москве с помощью этих систем стали вычислять водителей, передвигающихся без специальных пропусков, чтобы потом штрафовать за нарушение пропускного режима. Несложно понять, какая репутация теперь будет у ИТС, и как люди будут относиться к их дальнейшему развитию.

Повисает в воздухе и вопрос разработки и внедрения беспилотных ТС, о котором уже давно так радеют и так много говорят дорожники. Как минимум, пандемия отбросит актуальность вопроса на годы. А в худшем случае, ноу-хау и вовсе потеряет актуальность.

Как мы писали ранее, беспилотные ТС не могут двигаться без взаимодействия с дорожной цифровой инфраструктурой (ИТС).  Дальше каждый из наших уважаемых читателей может сам ответить на вопрос: захочется ли автомобилисту приобретать такой автомобиль, который по желанию властей можно будет не только полностью отслеживать, но вовсе закрыть ему возможность передвижения путем внесения специальной команды в систему ИТС.

Необходимо упомянуть здесь и  про запрет работы каршеринга, поскольку  технически стало неясно, как можно оформить цифровые пропуска на данный тип общественного транспорта. А ведь каршеринг тоже, в какой то степени, является частью  ИТС, направленной на снижение количество «пробок» и освобождение парковочных мест.  Все эти  реалии – прямое влияние пандемии на улично –дорожную сеть. Увы, приходится констатировать, что системы, которые создавались на благо людей, стали работать им во вред.

Блокпосты на дорогах: тормозят и «регионалов», и «транзитников»

Но существует ведь еще и федеральная дорожная сеть.  На ней пандемия выявила проблему самовольной трактовки правил дорожного движения и правил проезда. Федеральные автодороги по своему целевому назначению являются транзитными. Они служат для проезда между регионами и находятся на балансе ФДА «Росавтодор» или ГК «Автодор» - учреждений федерального уровня.  Несмотря на это, во многих регионах страны местные органы власти начали устанавливать на федеральной сети свои блокпосты, чтобы проконтролировать участников движения. Руководство субъектов, непонятно почему, решило, что раз участок федеральной сети проходит по их региону, то это их дорога. Это совершенно не так!

 Региональные власти, конечно, могут ограничивать въезд в свои регионы.  Но тогда они должны ставить блокпосты не посреди федеральных трасс, а на съездах с них. 

Тут возникает другая сложность. К примеру, если двигаться из Москвы в Нижний Новгород по федеральной автодороге М-7 «Волга», то в пути примерно 240 километров пройдет по Владимирской области - пересчитать количество съездов вряд ли получится.   Поэтому поставить экипаж ГИБДД на каждом из них не представляется возможным.

Между тем, и блокпосты посреди федеральной автодороги – не лучший выход. Кроме того, это, как мы уже сказали,  не является полномочием региональных властей. Тем самым, затрудняется движение, создаются заторы, что вызывает недовольства граждан. Особенно тех, кто едет транзитом   и кого ограничения, введенные в регионе, совершенно не касаются.

Все эти нестыковки еще предстоит разрулить. Пока же взаимодействие федеральных и региональных органов власти по части действий на дорожной сети «почти на нуле». 

Отрасль, к счастью, избежала тотальных сокращений

Для офисных представителей отрасли, например, проектировщиков, мало что поменялось. Единственное изменение:  их, как и представителей других отраслей, по возможности, стали переводить на удаленную работу. Но не все можно решить удаленно, возникли проблемы с коммуникациями.

С полным прекращением отраслевых конференций стало практически невозможно собираться и обсуждать существующее положение дел. Ни одного доклада на тему работы отрасли в условиях пандемии ни с одной трибуны еще не прозвучало. Когда мероприятия возобновятся, несомненно, об этом будут сказано не мало.  Конечно, проходят какие-то мероприятия онлайн. Но не все можно сказать в онлайн.

 Если говорить в целом, дорожная отрасль, к счастью, смогла избежать глобальных сокращений бюджетов и тотального прекращения работ. Но пандемия проявила проблемы отрасли, которые еще предстоит решить. Понятно, что вряд ли кто-то был  готов к такой ситуации. Винить тут некого. Просто нужно сделать соответствующие выводы, спокойно проанализировать ситуацию. И действовать. Все решаемо!

Станислав ДОНИН

Кстати:

Закончить эту публикацию все-таки хочется на позитивной ноте. Есть хорошие новости.  Дорожники Ленинградской области в лице областного комитета по дорожному хозяйству решили помочь гражданам, потерявшим работу в связи с пандемией, и приглашают желающих поработать дорожными рабочими. Платить предполагается 24 240 рублей в месяц. Регион готов принять до 1500 человек. Новоиспеченным дорожникам предстоит убирать полосу отвода, красить автобусные остановки, косить траву и проч. 

 



Похожие публикации




Партнеры