15:46Кто на этой неделе попал под санкции Главгосстройнадзора

14:48На сколько нужна реконструкция гидроузла Белоомут 500 млн рублей

13:51Поезд «Иволга», как начало новой эры МЖД

12:48Выяснилось, когда на Павелецкой площади начнется строительство подземного торгового центра

11:42Москомархитектура приступит к разработке проекта Бирюлевской линии метро

10:49Как будет модернизирована промзона «Северянин»

09:14«Сибирский бетон» провел пресс-тур в целях противодействия распространению фальсификата на бетонном и цементном рынках СФО

09:02Что изменится при реставрации Северного речного вокзала

17:59В Новосибирске пенсионер построил забор из бутылок

17:22Суровая реальность: в Калининграде сократилось число работников средних и крупных строительных компаний

16:15Где в Москве будут строить пять переходов через ж/д пути

15:18Когда закончат строить Северо-Западную хорду

14:10Вопрос о передаче экспертизы страховщиков застройщиков вынесут на высший уровень

13:28Штрафы за борщевик покарают нерадивых дачников

12:41ЧП в Питере, погрузчик завис над котлованом

Контракты жизненного цикла в дорожном строительстве: реалии и перспективы

logo russianconstruction.com
Контракты жизненного цикла в дорожном строительстве: реалии и перспективы
Поисковые теги: Источник фото:

Контракты жизненного цикла (далее КЖЦ) для дорожной отрасли – понятие относительно новое. При этом за время своего существования они успели зарекомендовать себя исключительно с положительных сторон при всех углах обзора. О том, что представляют собой КЖЦ и каковы перспективы их применения, мы расскажем в данном материале.




Для дальнейшего чтения материалов, пожалуйста, зарегистрируйтесь или войдите.

Что такое КЖЦ?

Контракт жизненного цикла представляет собой долгосрочное соглашение с подрядной организацией на обслуживание закрепленного договором участка автодороги. Реализация таких долгосрочных государственных контрактов, по сути, является мерой государственной поддержки реального сектора экономики.

Когда предприятия имеют долгосрочный контракт, они способны правильно рассчитать свои ресурсы, имеют возможность закупать дорожно-строительные материалы в период более низких цен, могут так же оптимизировать вопросы аренды и покупки техники. Они могут своевременно развивать производственные базы, своевременно обучать и подбирать сотрудников. Все это положительно сказывается на качестве выполнения работ. И стабилизирует жизнь самих предприятий, дает уверенность в завтрашнем дне.

В дорожной отрасли долгосрочные контракты имеют место быть с 2010 года. Вначале они заключались на срок от трех до пяти с половиной лет – на выполнение работ по содержанию автодорог. Заключались в соответствии с Постановлением Правительства РФ №1992 «О заключении КЖЦ». И довольно широкое количество подрядных компаний обеспечили себя работой.

Затем, в 2013 первые из этих контрактов подошли к окончанию. Но практика работы по КЖЦ сразу получила свое продолжение. Контракты стали заключатся сразу на пять с половиной лет с 2013 по июнь 2018 года. Поскольку летом текущего года вышел срок уже второго периода договоров КЖЦ, то было принято решение о заключении новых контрактов на пятилетний период. И Правительством было издано распоряжение № 2866, в соответствии с которым по каждой автомобильной дороге были определены бюджетные параметры на период с 2018 по 2023 годы.

Новый виток

И так, в текущем году рядом контролирующих органов было принято решение расширить сферу работ, где могут применяться контракты КЖЦ. Чтобы соответствующие договора могли заключаться не только на содержание дорог, но и на их ремонт. А в будущем, возможно, и на капремонт. Далее, в идеальном формате, КЖЦ в отрасли должны заключаться на все виды работ от начала строительства дороги – и до ее реконструкции, т.е. на 48 летний срок.

Для начала движения к вышесказанному идеалу в текущем году было заключено четыре 12-летних КЖЦ. Эти четыре контракта охватывают четыре участка различных федеральных дорог общей протяженностью 194 км. Согласно договорам, подрядная организация должна и обслуживать, и ремонтировать вверенный им участок магистрали.

Так, утвержденные Правительством РФ объемы средств с адресным конкретным именованием участков дорог уже сейчас позволяют провести процедуры размещения госзаказов и заключения долгосрочных комплексных контрактов на содержание и ремонт дорог одновременно.

Тут возникает вопрос, как были рассчитаны объемы необходимых средств? С учетом требований Минтранса о расчете стоимости работ по содержанию. С учетом отраслевых сметных нормативов, которые утверждены соответствующими приказами Минтранса, с учетом гарантийных обязательств, которые действуют на участках после выполнения работ по ремонту и капитальному ремонту. С учетом рекомендаций по назначению и периодичности устройства тонких слоев и слоев износа дорожных одежд.

И общая цифра на четыре контракта до 2030 года составила 12,3 млрд. рублей. И пока все звучит идеально. Подрядчик защищен длительным госзаказом. А заказчик –необходимостью исполнения условий контракта. Но не все так радужно. Распространению контрактов КЖЦ в полной мере и (или) на весь срок жизни автодороги мешает сегодняшняя неготовность к этому действующей законодательной базы.  Попробуем объяснить почему так и как это исправить!

Проблемы и решения

В соответствии с ФЗ №44 «О контрактной системе», статья 34, часть 16 – в случаях, установленных Правительством, заказчик имеет право заключить контракт, который предусматривает закупку товара или работы: в том числе, проектирования, конструирования объекта и последующего обслуживание, ремонта и, по необходимости, утилизации поставленного товара или созданного в результате выполнения работы объекта. В результате и получается так называемый контракт длительного (или жизненного) цикла.

То есть у дорожников возможность заключения контракта жизненного цикла определена ФЗ №44. Но формулировки КЖЦ именно для дорожной отрасли там нет!

Для справки, в техническом регламенте безопасности автодорог есть четкая формулировка: жизненный цикл — период времени, за который выполняется совокупность процесса от момента проектирования автомобильных дорог, включая строительство, возведение и содержание, до ее утилизации, ликвидации. Ликвидация, конечно, может быть не совсем корректный термин, но, тем не менее, вот так записано. По сути дела, до реконструкции, очередной. Но надо понимать, что очередная реконструкция, в соответствии с действующими межремонтными сроками, значительно растянута во времени – ее срок составляет 48 лет.

Понятно, на 48 лет законтрактоваться практически невозможно. Ее возможно подсчитать стоимость контракта и предугадать все возможные риски. Поэтому в законе должны быть какие-то изменения, касающиеся этапов гарантийных работ. Например, Проектирование – Строительство – Содержание до ремонта, или включая ремонт. И это только общие вариации без учета тех видов работ, которые больше всего подходят для отдельно взятого участка дороги.

Для того, чтобы можно было пройти государственную экспертизу, необходимо нормирование рабочих процессов и технической базы. Поскольку и у заказчика, и у подрядчика существуют определенные риски по вопросам не только технических, но и финансово-экономических последствий, для плодотворной жизни КЖЦ такую базу отрасли придется в ближайшие годы развить.

Что касается технической части, то к ней относится, в первую очередь, разработка двух гостов: первый — гост, определяющий сроки проведения работ по ремонту и капремонту дорог и искусственных сооружений. Сюда же относится периодичность восполнения слоев износа, защитных слоев и поверхностных обработок. А второй гост — по периодичности проведения работ и оказанию сопутствующих услуг по содержанию автомобильных дорог.

Кроме технических документов отрасль регулируется и нормативно-правовыми актами. Если мы говорим о том, что жизненный цикл начинается от проектирования, продолжается строительством, а потом содержанием, то во многие нормативно-правовые акты необходимо внести соответствующие изменения и дополнения. Какие?

В первую очередь необходимо изменение постановления правительства №1088. Сейчас оно устанавливает, что контракт жизненного цикла заключается на выполнение работ только по проектированию и строительству – следовательно, в него необходимо включить вопросы, которые будут касаться капремонта, ремонта и содержания.

Далее, статья № 72 Бюджетного кодекса РФ говорит о том, что государство вправе заключать контракты в случае, если длительность производственного цикла превышает срок действия лимита бюджетных обязательств. Но производственный цикл и жизненный цикл дороги – понятия различные. Здесь необходимо также внести ясность.

Дальше, постановления Правительства №1042, 570 и 1063, регламентирующие вопросы штрафов и пеней за несвоевременное, некачественное исполнение предусмотренных контрактом обязательств. В корпус этих документов необходимо отразить логику штрафования при столь длительных контрактах.

Также в изменении нуждается постановление Правительства №716 об утверждении правил формирования организаций ФАИПа (федеральной адресной инвестиционной программы), поскольку и здесь ничего не сказано по поводу капитального ремонта и содержания дорог. В постановление необходимо добавить соответствующие в вопросы для обоснования объема финансирования дорожных строек через ФАИП.

Кроме того, нам также предстоит внести уточнения в ФЗ №44 в части вопроса обеспечительных мер исполнения КЖЦ. И самое главное – цена. Т.к речь идет о долгосрочных контрактах, как правильно определить их стоимость? Как предугадать, что станет с дорогой через 24 года? Какие последствия может повлечь, например, изменение теплового режима – или степени интенсивности эксплуатации? Какова, в таком случае, универсальная формула по расчету средств, необходимых проведения торгов по КЖЦ?

Станислав ДОНИН



Похожие публикации



Партнеры