Хотя принято датировать возникновение Кинешмы 1504 годом, в разных источниках говорилось о существовании здесь, у впадения в Волгу речки Кинешемки, поселения еще с домонгольских времен. Разрушенное нашествием Батыя, оно возродилось и входило в состав Ростово-Суздальского, потом – Владимиро-Суздальского и Костромского княжеств, снова вернулось к Владимиру, а затем отошло Москве. Всю Кинешемскую волость подарил Иван III Федору Бельскому, ставшему мужем племянницы Великого князя. Спустя сто лет Кинешемские земли перешли И. П. Шуйскому в награду за героическую оборону Пскова. Позже Шуйские не поладили с Годуновым, оказались в опале. Героя-полководца сослали, а Кинешемскую волость забрали во владения московского государя.
Сейчас Кинешма – второй по величине и промышленному потенциалу город Ивановской области с населением 77 тысяч человек, расположенный на волжском берегу в северо-восточной части региона.
Оплот на Волге
Как и во всех городах на великой реке, жители Кинешмы – а она, по мнению современников, тогда входила в число крупных русских городов, промышляли рыбной ловлей, вели оживленную торговлю, а еще занимались солеварением, ну и многими ремеслами, сопутствующими транзиту товаров. Рыбу поставляли к царскому столу. На холме, очерченном водными преградами – Волгой, Кинешемкой, прокопанным рвом и глубоким оврагом – поставили деревянную крепость с башнями-стрельницами и проездными воротами, одни из которых выходили на Юрьевецкий тракт и торг, а другие открывали путь к Суздалю. В крепости держали запасы продовольствия, оружия, боеприпасы; тут жил воевода, знатные кинешемцы, стояла церковь.
Может, и не была эта крепость неприступной для атаковавших Русь ордынцев, а потом и казанцев, однако преградой на их пути, конечно, становилась. Но вот беда пришла с другой стороны, с запада, и случилось это в Смутное время.
Кинешма оказалась одним из немногих городов, отказавшихся признавать власть Тушинского вора. Обозленный Лжедмитрий II бросил на них головорезов Лисовского. Навстречу захватчикам двинулось кинешемское ополчение под началом Федора Боборыкина. В конце мая 1609 г. защитники приняли неравный бой, и после трех сражений город оказался во власти интервентов. Последние из непокоренных заперлись в соборе и были сожжены врагом заживо.
Часовня на месте первого сражения с поляками
Вскоре пана, потерявшего в этих схватках половину своего воинства, отбросили собравшиеся на защиту родной земли русские отряды под командованием Федора Шереметева. А через три года кинешемцы влились в ряды ополченцев Минина и Пожарского, шедших освобождать Москву.
Князь Дмитрий Пожарский, проходя через Кинешму с войском, дал слово поставить здесь в случае победы храм, посвященный его небесному покровителю, Димитрию Солунскому. Слово князь сдержал – храм построил. За столетие он обветшал, и на его месте возвели Крестовоздвиженскую церковь с Димитриевским приделом. Эта церковь, увы, не сохранилась, но память о героях Смутного времени живет в Кинешме и поныне. Ежегодно 8 июня (в годовщину событий по новому стилю) от Троице-Успенского собора к братской могиле ополченцев, над которой возвышается Крестовоздвиженская часовня, совершается крестный ход и служится панихида.
Четыре века спустя, в 2012 г. на центральной площади, когда-то называвшейся Торговой, установили памятник воеводе кинешемского ополчения Федору Боборыкину – русскому воину, идущему на верную гибель во имя спасения Отечества.
Памятник воеводе Федору Боборыкину
Несколько веков служившая форпостом Русского государства крепость опустела. Город же разрастался – да иначе и не могло быть: ведь сюда вели не только водные пути, но и проложенные миллионами ног и копыт дороги из Москвы, Владимира, Суздаля. Кинешму ждала новая судьба – крупного волжского торгово-промышленного центра.
Кинешма, век семнадцатый
Есть в реках некая живительная сила, а здесь, среди пологих холмов, впадали в Волгу, кроме Кинешемки, еще речки Томна, Казоха, Козлиха, Костромка, Ветка и всякие ручьи. На Кинешемке и Казохе работали мельницы. Мимо отстраиваемых изб горожан тянулись обозы. К пристани причаливали торговые суда. Еще не было подписано Деулинское перемирие с Польшей, а Кинешма уже отправляла в Москву хлеб на прокорм царского войска. Кинешемские купцы вели торг в городах Поволжья и Русского Севера. В 1616 г. город становится центром уезда, включавшего Вичужскую, Владычинскую и Мариновскую волости. Население Кинешмы достигло полутора тысяч человек.
Борис Кустодиев. Ярмарка в Кинешме
Торговали хлебом (со временем Кинешму назовут одной из хлебных столиц Руси), солью, рыбой, овощами, холстами, кузнечными изделиями, кожами, лаптями, валенками и даже арбузами – их привозили с низовий Волги. Была в Кинешме и своя иконописная школа. Прилавки и развалы торговцев тянулись к площади от самой пристани. Дважды в году в Кинешме шумели ярмарки, летняя, Тихоновская, и осенняя, Крестовоздвиженская. В 1636 г. кинешемцы держали 36 лавок: 15 москательных, 13 мясных, 7 иконных, ну и так, по мелочам.
В здании, где теперь, выражаясь словами героини фильма «Покровские ворота», сдают на анализ, располагался хлебный лабаз Комлева
Торговую площадь окружали 11 улиц и один переулок, занятые 285 дворами, административными постройками и несколькими десятками лавок. На площади стояла деревянная Никольская церковь; в следующем столетии на ее месте возвели каменную, посвященную Воскресению Христову, дожившую до 1973 г. Главные улицы шли вдоль Волги; их пересекали новые переулки, спускаясь к реке. Другие улицы расходились от Торговой площади веером, и все это закрепилось в городской планировке. К западу от крепости сложился слободской район Заградье, дальше – ямская слобода Турунтаевка. На другом берегу Кинешемки, где еще до Смуты существовал Спасский монастырь, поднялась Спасская слобода, и эту местность позже прозвали Заречьем. Деревянные мосты и мостки соединяли Заречье с центром города.
Любой транспорт остро нуждается в развитии вдоль пути обеспечивающей его бесперебойную работу инфраструктуры. В Кинешме становится все больше торговцев и ремесленников – кузнецов, шорников, появляются трактиры и постоялые дворы. С ростом оборотов строятся каменные здания, и древнейшей постройкой XVII столетия, дошедшей до наших дней, предстает вставший в 1694 г. на Юрьевецком тракте, теперь это Юрьевецкая улица в Заречье, Спасо-Преображенский храм.
Храм воспринял от монастыря свое посвящение этому одному из главных церковных праздников. Тем более, что деревянная церковь на этом месте раньше стояла.
Кирпичный двухэтажный храм построен на деньги «посадского человека» Л. Д. Тюрина, вероятно, костромскими мастерами. Белый одноапсидный четверик с двумя приделами, имеющими полукруглые алтарные выступы меньшего размера, завершают пять луковичных глав с перехватами, юбки, или епанчи которых спускаются на тонкие барабаны. Центральный барабан – световой. Апсиды также двухэтажные, увенчаны схожими главами, вдвое уступающими в размерах пятиглавию, и смыкаясь, представляют постройку единым целым. Главная апсида членится полуколоннами, и три ее окна украшены каменными наличниками с витыми полуколонками и килевидными фронтонами, а поверху четверика, над пилястрами и профилированным карнизом выложена аркатура. Вход оформлен двухколонным портиком.
Необычная стенопись выполнена в одном из плафонов храма: она изображает Иисуса с лопатой в руках – это можно увидеть только в Кинешме.
Придел во имя Архистратига Михаила пристроен к храму на средства капитан-лейтенанта М. П. Купреянова, сына героя Крымской войны адмирала П. И. Купреянова, и служит семейной усыпальницей. Здесь погребены и адмирал Павел Купреянов, и супруга устроителя придела М. И. Купреянова, сестра прославленного адмирала Г. И. Невельского, исследователя Дальнего Востока, основавшего Николаевск-на-Амуре и совершившего много других славных дел. Тут же упокоилась и мать адмирала Невельского. Деревянный двухэтажный дом М. И. Купреяновой 1900-го года постройки, с любопытными элементами декора стоит невдалеке, на Юрьевецкой улице.
Раз уж мы оказались в Заречье, отметим еще несколько выдающихся храмовых и гражданских строений, появившихся здесь в следующих столетиях.
В середине XVII века на холме, вместо кладбищенского деревянного храма средствами прихожан выстроили сначала барочную Успенскую церковь (1747), а затем и теплый храм Рождества Христова. Позже трапезную Успенской церкви дополнили Петропавловским приделом.
Успенская и Христорождественская церкви
Из двусветного четверика Успенского храма поднимаются ввысь два убывающих в размерах восьмерика, которые венчает небольшая, луковичная, с перехватом, главка на восьмигранном барабане. С востока постройка завершается тремя полукруглыми апсидами четверика и граненой апсидой придела, отходящего к югу от основного объема. Декор скромен – пучки полуколонок четверика и нижнего яруса восьмериков и наличники с «бровками» и гребешками фронтонов. Под карнизом выложен пояс язычков.
Одноапсидная Христорождественская церковь (1754) не раз перестраивалась, в т.ч. и во второй половине XIX века (период русского стиля), благодаря чему приобрела черты древнерусского храма. Выделяется арка мощного портала, подкарнизный пояс городков и арочные окна трапезной с лучковыми фронтонами. Внутренние помещения имеют разную высоту. До недавнего времени храм стоял полуразрушенным, и колокольня этого храмового комплекса не уцелела.
На пересечении Юрьевецкой и Макарова улиц в 1895 г. Мещанским обществом была выстроена «кораблем» церковь Александра Невского. Одноапсидный четверик продолжает более широкая трапезная, завершаясь в западной части вырастающим из нее восьмериком невысокой колокольни. Над ее граненым куполом на небольшом барабане поднимается золоченая главка. В восьмерике колокольни чередуются арочные решетчатые окна с глухими арками простенков.
Оригинальный вид основному объему придают полукруглые завершения стен, предстающие словно одной большой с каждой из трех сторон закомарой, по которой устроена кровля. В их тимпаны врезаны круглые окошки. Сдвоенные арочные окна с килевидными очельями освещают помещения четверика и трапезной, и рустовка стен подчеркивает их изящество. Эклектичная постройка – необычный симбиоз русского стиля и барокко.
Кто построил «Теремок»?
Там, где сходятся в начале Заречья Нагорная и Юрьевецкая улицы, и поныне стоят дома известных в городе людей – священника Спасо-Преображенской церкви Василия Меличинского и его потомков, отца и сына Нагорских.
Дом Меличинского построен по «образцовому проекту» в 1824 г. Это одноэтажный классический особняк с деревянным мезонином в три окна и четырехколонным портиком тосканского ордера. Верность стилю подчеркивают рустованные угловые лопатки, профилированный карниз и фронтон, отбитый дентикулами-зубчиками. В доме сохранились изразцовые печи.
Нагорские жили в обычном деревянном двухэтажном доме, обшитом тесом, украшенном пропильной резьбой по карнизу и затейливыми наличниками на окнах второго этажа. Доктор медицины Валентин Федосеевич Нагорский был известным в городе врачом-ветеринаром, эпизоотологом и считается одним из основателей ветеринарного дела в стране.
Валентин Федосеевич увлекался астрономией, и когда его сын, архитектор Николай Нагорский задумал построить для отца новый дом, то учел это в проекте.
Двухэтажный дом-терем Нагорского, стоящий над Кинешемкой – настоящее украшение Заречья, да и всего города. Его так и прозвали – «Теремок». Рубленый «в лапу», с восьмигранной астрономической башней под шатром, он строился в 1909-1914 гг. и может считаться образцом кинешемского деревянного модерна.
Дом составлен из нескольких обшитых досками срубов на высоком цоколе. Щипцы кровли повторяются в завершении крыльца, а по основному объему проходят крытые террасы и балконы. Вся компоновка асимметрична, что выражено и в размещении окон, оформленных резными наличниками – вообще, резных элементов декора здесь много: они и в отделке балконов, и на фронтоне крыльца, и «полотенцами» спускаются из-под щипца крыши.
В башне устроена обсерватория и проложен кольцевой рельс для перемещения купола при наблюдении за небесными светилами. Вокруг башни на высоких кронштейнах крепится балкон, ставший прекрасной смотровой площадкой, который так и хочется назвать гульбищем.
Стальной арочный Никольский мост, соединяющий Заречье с центром Кинешмы, построен в 1959 г. на месте простоявшего полвека (с 1907 г.), сооруженного по проекту инженера Лавандовского. До того в этом месте берега Кинешемки связывал деревянный мост (1866), восстановленный после пожара 1890 г. тоже в дереве. По Никольскому мосту отправляемся в центр города.
Никольский мост через Кинешемку
Как полотняное дело Кинешму прославило
С начала петровских реформ Кинешма переходила от одного административного образования к другому. С 1708 г. она значилась в составе Архангелогородской губернии, с 1719-го – Санкт-Петербургской, с 1727-го – Московской, и, наконец, в период с 1777 по 1918 г. задержалась в Костромской.
Герб, пожалованный Кинешме при Екатерине (1779) имеет в верхней части изображение галеры, символизируя принадлежность к Костромской губернии, а в нижней – два свертка полотна, «изъявляющие, что сей город оными проводит знатный торг».
Малоземельные, в основном, крестьяне, трудясь на скудных здешних почвах, не могли прожить без побочного заработка. В избах стояли прялки, а своим льном Костромская губерния славилась исстари.
Первую полотняную мануфактуру в Кинешме устроил в 1758 г. купец 1 гильдии Иван Никифорович Таланов, разместив в деревянных постройках 60 станков. Для работы на них Таланов с разрешения Мануфактур-коллегии приобрел 2 деревни, и, крестьяне, пройдя за счет нового хозяина обучение, встали к станкам. Кроме них Таланов приглашал на свое производство вольнонаемных рабочих. Вскоре ткацкие цеха переместились в построенное Талановым кирпичное здание.
Помещения двухэтажной фабрики делились на каждом этаже на два одинаковых цеха, представлявших собой одностолпные палаты, перекрытые Коробовыми сводами. На второй этаж поднимались по наружной лестнице. Бесхитростная архитектура первого промышленного здания представляла собой прямоугольный объем, расчлененный в местах примыкания внутренних стен к наружным лопатками на четыре прясла по три окна в каждом, карниз в три ряда поребрика и щипцовую кровлю. На первом этаже окон почти не было – только дверные проемы, поскольку это помещение предназначалось под склад.
Через несколько лет Таланов построил для своей мануфактуры еще одно кирпичное здание.
Дело продолжили сыновья. После отца предприятие возглавил Григорий Таланов, а потом внук, Прокофий. Сырье – лён – требовалось уже в большем количестве, и его стали закупать на Кинешемской и Макарьевской ярмарках. Производили грубое и тонкое полотно, скатерти, салфетки.
Гравюра А. Ф. Зубова «Санкт-Петербург»
В 1778 г. свою полотняную мануфактуру в Кинешме открыли братья Александр и Сергей Грязновы. Полотно сбывали на ярмарках, начали вывозить в Петербург, а потом, через проверенных комиссионеров – в Англию. Говорили, что эскадра Нельсона ходила под парусами из русской парусины.
Советская улица, отличается от других кинешемских трасс зигзагом в средней части. Это потому, что она объединяет в себе две старинные улицы города: Успенскую, идущую от собора по территории, некогда занятой крепостью, и Вознесенскую. Последняя хранит в своем названии память о Вознесенском женском монастыре, существовавшем до середины XVIII века. Его населяли когда-то вдовы погибших в Смутное время кинешемских ополченцев, и службы в нем проводились особенно торжественно и печально. После закрытия монастыря здесь сложился впечатляющий храмовый комплекс, состоящий из двух церквей.
Храм Иоанна Златоуста построен в 1760 г. на средства И. Н. Таланова. Это – теплая, зимняя церковь в архитектурных традициях двух эпох, московского и европейского барокко. Одноапсидный двусветный четверик ее прорезан в нижнем ярусе окнами с прямоугольными наличниками, накрытыми лучковыми сандриками, а над ними идет ряд восьмиугольных окон и аттиковая стенка, опирающаяся на пояс язычков. Этот ярус украшает ряд килевидных кокошников и завершают три пояса поребрика. Между кокошниками словно подвешены в воздухе одиночные кирпичные язычки. Обрамления окон трапезной схожи с нижним ярусом основного объема, но сандрики здесь врезаются в линии профилированного карниза.
Летняя Вознесенская церковь строилась на деньги, собранные горожанами, и, возможно, они поддержали замысел возведения ее в традиции древнерусского зодчества. Двусветный четверик завершается фризом из полукруглых кокошников и четырехскатной кровлей с пятиглавием на световых барабанах. Причем формой своей пятиглавие отправляет нас к зодчеству европейскому, когда из более крупной главы на тонком барабане вырастает маленькая главка. Храм не так давно реставрирован.
Кирпичная трехапсидная Сретенская церковь возведена в 1779 г. Г. И. Талановым в стилистике XVII века, что подтверждается множеством соответствующих элементов декора. Над четырехскатной кровлей поднимается пятиглавие. Центральная апсида крупнее и отличается формой от двух боковых. Колокольня выросла спустя полстолетия или немногим больше.
Накануне событий 1812 г. на полотняную мануфактуру Талановых работали пять кирпичных корпусов и 28 светелок ткачей-надомников. Чистый доход производства достигал 5000 тех еще царских рублей. Кроме храмоздательства Талановы оказывали и другую помощь городу и стране – так, в 1812 г. они выделили один из фабричных корпусов для размещения пленных французов и кормили их за свой счет. Во время русско-японской и Первой мировой войн устроили на фабрике казарму для русских солдат и сделали щедрые денежные вклады в казну.
И. М. Прянишников. В 1812 году
После революции к одному из корпусов мануфактуры пристроили помещение для завода безалкогольных напитков. Здания даже брали под охрану как памятники архитектуры. Но увы. К началу нашего столетия фабричные здания уже находились в полуразрушенном состоянии.
Соборы над Волгой
Храмовый ансамбль Троицко-Успенского собора – это три сооружения, построенных в разные годы XVIII-XIX вв. Композиция, включающая летний Успенский собор (1745), колокольню (1798) и зимний Троицкий собор (1838), протянулась с востока на запад вдоль волжского берега, став ядром архитектурного облика города.
Успенский собор возводился, в основном, на сбережения соборного дьячка И. А. Попова. Храмовое здание выстроено в традиции древнерусского зодчества, что подчеркивают возвышающееся над двусветным четвериком пятиглавие со сферическими куполами на световых барабанах. Притвор, пристроенный к основному объему в начале XIX в., завершает скругленная паперть, а над его внутренним порталом выполнена резная деревянная скульптура «Тайная вечеря».
Северный и восточный фасады Успенского собора
Ось симметрии проходит через притвор, центральный неф храма и центральный алтарный выступ. Три высокие апсиды храма дополняют пониженные апсиды приделов святых князей Владимира и Александра Невского, примкнувших к северному и южному фасадам. В результате собор выглядит пятиапсидным, а его внутреннее пространство – пятинефным. Из восьми колонн центрального нефа две имеют квадратное сечение, а остальные – восьмигранные, и расписаны, так же, как и весь интерьер, в барочно-классическом стиле. Стенопись не раз поновлялась. В основном помещении установлен двухъярусный иконостас с резным деревянным распятием над Царскими вратами, и одноярусные иконостасы помещены в приделах. Внешний декор собора скромен: лопатки по углам четверика, арочные нишки в аттике, портик притвора и рустовка придельных апсид.
Нал четырьмя последовательно уменьшающимися ярусами 63-метровой колокольни поднимается четырехгранный купол с люкарнами, а из него вырастают еще два маленьких четверичка, завершенные главкой-вазой с высоким шпилем. Нижний ярус отделан т.наз. дощатым рустом и пилястрами по углам. Последующие четверики украшают портики и пучки трехчетвертных колонн. Говорят, что архитектурное решение основного массива колокольни схоже с колокольней Троице-Сергиевой лавры, а вознесшийся к небу шпиль – питерскую Петропавловку.
Троицкий собор
Троицкий собор возведен в классическом стиле. Архитектор И. Е. Ефимов использовал при этом один из «образцовых проектов. Крестообразный в плане, что достигнуто пристройкой к крупному четверику портиков дорического ордера, одноапсидный собор завершается пятиглавием с полусферическими куполами. Центральная ротонда – световая, а четверка глухих барабанов по углам имеет чисто декоративное назначение, вторя пятиглавию Успенского собора. Декор постройки соответствует ордеру. Четверик и центральный барабан прорезаны арочными окнами.
Изучая стенопись, ученые обратили внимание на то, что выполненные в теплой коричнево-золотистой цветовой гамме изображения, покрывающие своды, верхние части стен и тимпаны фронтонов относятся к времени постройки собора, а те, на небесно-голубом фоне, что украсили купол – более поздние, конца XIX столетия. С поверхности купола на молящихся взирает, распростерши руки, Господь Саваоф, простенки между окнами расписаны портретами апостолов-евангелистов и святых, нижний пояс посвящен библейским и евангельским сюжетам.
В храмовый ансамбль входят также сторожка и ограда с воротами на три стороны. Все сооружения, включая столбы ограды, выполнены из кирпича и оштукатурены.
Соборы закрыли в 1938 г. и стали использовать под гаражи и в иных хозяйственных целях. Ценности реквизировали. В 1945-46 гг. богослужения разрешили, однако в 1960-х храмы вновь разграбили и цинично, на глазах у верующих уничтожили значительную часть икон. В 1979 г. отреставрировали Успенский собор, а в 1988-м, в год празднования в стране 1000-летия крещения Руси – Троицкий, после чего в нем разместили художественную галерею. Храмовый комплекс вернули верующим в 1991 г. и к 2008 г. завершили полную реставрацию.
Фабричное побережье
Век XIX – эпоха промышленного расцвета Кинешмы. К середине столетия в городе стояли 464 деревянных и множество каменных зданий; из последних – 35 частных домов и 41 общественное строение, 9 магазинов и 40 лавок. Работали полотняные фабрики, кожевенный, кирпичный заводы, а также химический завод князя Н. М. Гагарина на Томне – позже появится второй химзавод, а за ним и третий, построенный Саввой Морозовым. На этих предприятиях делали, в том числе, и уксусную кислоту, и красители для ткацкого производства.
Из большого числа кинещемских предприятий ткацкой отрасли выделялись вставшие по берегу Волги фабрики Севрюгова, Коновалова и Разореновых, Их краснокирпичные корпуса с выступающими технологическими башнями, где размещались резервуары для воды, оказали вряд ли меньшее влияние на формирование архитектурного облика города, чем соборный ансамбль.
и нового железнодорожных вокзалов
Уже в начале века Кинешма считалась крупным волжским портовым городом. Ее экономическое значение резко возросло с приходом сюда в 1871 г. железной дороги. В непосредственной близости от стальной магистрали вырастали новые предприятия – чугунолитейный, керамический, электротехнический заводы. Выгоду размещения здесь капитала и создания новых производств видели и российские купцы, и зарубежные компании.
В Спасской слободе построили керосиновый завод братья Нобели. В планы представителей знаменитого семейства входило создание в Кинешме крупного химического производства, для строительства которого был избран исторический центр города.
Этому сумел воспрепятствовать Петр Илларионович Баранов, богатейший кинешемский купец, владелец одной из полотняных фабрик, собственного парохода, а также уральских золотых и серебряных рудников, прозванный некоронованным королем города. По легенде, бережно хранимой кинешемцами, Баранов пришел в гостиницу к Нобелю и произнес примерно следующее: «Мил человек, а убирайся-ка ты отсюда подобру-поздорову. За тобой мировой капитал стоит, а мы в своем городе сами хозяевами быть хотим». Критично оценив ситуацию, Нобели от своих планов отказались.
Группа зданий на Советской, с 29-го до 33-го дома – комплекс городской усадьбы Барановых. Интересно, что фасадом на красную линию улицы выходит одноэтажный флигель, а главный дом с выразительным и разнообразным декором отодвинут немного вглубь участка, подальше от шумной мостовой. Основные усадебные постройки появились в середине XIX в., а в конце столетия они дополнились еще одним (№33) жилым домом.
В 1860-х в Кинешме на унаследованный капитал начинают строительство хлопчатобумажных фабрик вичугские купцы Никанор, Федор и Александр Разореновы. Перессорившись, братья возвели свои предприятия на противоположных окраинах города, тогда еще в городскую черту не входивших. Н. А. Разоренов вместе с зятем М. М. Кормилицыным обосновались на востоке, где в устье реки Томны вскоре (1862-1879) один за другим поднялись корпуса их «Товарищества Большой Кинешемской мануфактуры», часто называемое просто «Томной», а после революции переименованной в Красноволжский хлопчатобумажный комбинат».
Устье Томны и фабричная ограда
Средний и младший братья в 1880 г. основали, первоначально как отделение предприятия в Вичуге, «Прядильную фабрику Товарищества Вичугских мануфактур бр. Ф. и А. Разореновых» в трех верстах западнее города, у деревни Дерябиха, там, где в Волгу впадает речка Ветка. Впоследствии эту фабрику переименовали в «Красную Ветку».
Один из корпусов фабрики на Томне
Промышленную архитектуру этого времени хочется окрестить фабрично-кирпичной. Хотя воплощенная в т.наз. кирпичном стиле она все же относится к периоду эклектики: с выведенными на фасадах элементами русского узорочья в ней соседствуют то рустовка и колонны классического ордера, то зубчатые стены и башенки, взятые от готики Тюдоров, а то и асимметрия модерна.
Главный корпус мануфактуры Разоренова и Кормилицына
«Томна» эффектно смотрится с Волги – ее вытянувшиеся вдоль берега красные корпуса членятся белоснежными лопатками, и в центре поднимается традиционная башня. У входа же на предприятие на зеленой лужайке установлен футуристический памятник Аристарху Макарову, революционеру, участнику событий 1905 и 1917 гг., входившему в один из первых Советов рабочих депутатов, изначально появившихся, как известно, в Иваново-Вознесенске и ближайших к нему городах. Макаров участвовал и в работе Хлебной комиссии, созданной кинешемскими рабочими, благодаря чему в 1907 г. удалось обуздать рост цен на хлеб.
Начинал свой трудовой путь Макаров на «Томне», потом работал и на других фабриках, в Москве, Иванове, прошел тюрьмы, Гражданскую войну, вернулся на родину. После кончины в 1932 г. прах большевика замуровали в стене предприятия, а при открытии в 1978 г. этого памятника поместили внутрь монумента. Новые владельцы «Томны» обещают не только возродить былую славу комбината, но также обеспечить бережное отношение к памятнику с останками революционера, в честь которого в 1975 г. переименовали Томненскую улицу, одну из самых длинных в Заречье.
А речка Томна весьма живописна
«Красная Ветка» уютно расположилась на волжском берегу, под обрывистым склоном, откуда хорошо просматривается ее главный корпус с массивной зубчатой башней.
«Красная ветка». Производственные корпуса
Вокруг фабричных корпусов вырастали целые поселки, включающие казармы-общежития для рабочих, дома для хозяев, школы, лечебные учреждения. На «Томне» реализовал несколько своих проектов В. А. Веснин, и есть улица в Заречье, что носит его имя. Здесь работали свыше 4 тысяч человек; в «Товариществе Вичугских мануфактур» - более 5 тысяч. После революции были построены новые корпуса, и большего масштаба достигло строительство социально-культурных зданий при фабриках.
Пострадавшую от пожара фабрику на Ветке братья смогли восстановить сами. Позже погорела и «Томна». За средствами для возрождения производства Никанор Разоренов решил обратиться к московским банкирам. Те согласились при условии вхождения в дело. И тут снова вмешался П. И. Баранов. На решающее заседание он пришел пешком, в простенькой одежке, пройдя поздно вечером через овраг, где пошаливали лихие люди и выложил на стол перед хозяевами 230 тысяч рублей, ссужая их под ничтожный процент. На вопрос, как же вы не испугались, Баранов ответил, что-де я всех тут знаю и меня все знают … Короче, уважали его в городе.
Свои доходы Баранов вкладывал во многие, включая столичные, финансовые и промышленные предприятия и продолжая богатеть, никогда не забывал о проблемах Кинешмы и кинешемцев.
В начале XX века в городе появились новые предприятия. Славилось, в частности, мебельное производство Емельяна Смирнова, выпускавшего резные шкафы, столы, стулья и рамы для зеркал, которые до сих пор бережно хранятся в домах многих горожан. А западнее Ветки выросли крупные ткацкие фабрики Коновалова и Севрюгова.
Московские купцы 1-й гильдии Ф. А. Елагин и П. Ф. Севрюгов находились в родстве. Бездетный Елагин занимался строительством храмов, фабричных зданий, жилых домов, и кинешемское предприятие было создано большей частью на его средства. Руководил фабрикой Севрюгов, семье которого после смерти Елагина достались все капиталы и владения покойного. После отца прядильно-ткацкую фабрику в Кинешме унаследовал один из его сыновей, Николай, начавший сооружение новых корпусов. В главном из них, на верхнем, четвертом этаже он устроил квартиры для служащих и квалифицированных рабочих. Строились и казармы, и одно-двухэтажные деревянные дома.
Былая роскошь фабричного корпуса
Николай Севрюгов, офицер, участник русско-японской войны, оказался хозяином жестким, даже жестоким. На фабрике процветали наушничество и произвол. Рабочим платили копейки. Фабрикант ввел даже собственную валюту, на которую нигде, кроме его собственного магазина, ничего не продавали. В ходе революционных событий 1905 г. сюда приходили митинговать рабочие соседней фабрики Коновалова, куда больше уважавшие своего хозяина. Севрюгов тут же вызывал казаков. Со своими смутьянами он расправлялся беспощадно: одних штрафовали, других увольняли и выгоняли из казарм. Лазарет в фабричном поселке Севрюгова появился только после категоричного требования властей – нередко на предприятии вспыхивали эпидемии.
Для себя на волжском крутояре западнее фабрики Севрюгов разбил парк и построил затейливый, богато отделанный особняк с балюстрадой, верандой и круглой башенкой под граненым шатром. Ниже, под обрывом, плещут волны великой реки.
Разительно отличался от этого хозяина образованный и свободно мыслящий Иван Капитонович Коновалов, умевший находить с рабочими общий язык. Рано оставшись без отца, Коновалов всю свою сыновнюю любовь отдавал матери, и даже фабрику, открытую в 1903 г., назвал ее именем – «Анненская мануфактура». Перед Первой Мировой штат составлял 1500 человек. Годовой оборот рос за счет внедрения новых технологий и постоянной модернизации производства.
В состав предприятия, кроме прядильного, ткацкого и отделочных корпусов входили водонасосная станция, склад, конторское здание (перестроено в 1950-х), дома для служащих, казарма, школа, баня, больница и целый рабочий поселок – множество небольших деревянных домов с приусадебными участками.
Дома для служащих фабрики Коновалова
Получив высшее образование в Московском университете, И. К. Коновалов активно содействовал народному просвещению. Им были выделены средства для учреждения в Москве в 1901-1907 гг. ряда учебных заведений, ставших после революции основой Московского института народного хозяйства, ныне – Российского экономического университета им. Г. В. Плеханова. Примечательно, что с установлением Советской власти Коновалов и его сестра до 1930 г. преподавали в этом вузе.
Казарма «Анненской мануфактуры»
С переименованием предприятий Коновалова и Севрюгова новая власть сильно не озадачивалась. Анненская мануфактура стала прядильно-ткацкой фабрикой №1, а Товарищество «П. Ф. Севрюгова наследники» - прядильно-ткацкой фабрикой №2.
Как бурлила жизнь в купеческой Кинешме
Дома исторического центра города сосредоточились, в основном, на полуострове, образованном Волгой, Кинешемкой и Казохой. Название последней связывают со старорусским «козохать», что значит колотить белье. Само же имя Кинешмы, вероятнее всего, происходит от мерянского «тихая гавань». Такая гавань действительно образовалась в устье Кинешемки, а в начале века МПС приняло решение ее обустроить как положено и привлекло к работам крестьян со всей губернии. По завершению работ в гавани зимовало до сотни пароходов и других речных судов.
Волжское судоходство быстро развивалось, и несколько пароходств имели здесь свои пристани. По имени почтово-пассажирского общества «Самолет», одной из трех крупнейших пароходных компаний на Волге, спуск в этом месте к реке окрестили Самолетским. Он сходил по склону большого оврага, и улицу, проходившую по дну этой преграды, называли Овражной. До 1950-х, когда овраг засыпали и на его месте установили памятник Ленину, а новой улице присвоили имя Фрунзе. С вводом в эксплуатацию Горьковского водохранилища гавань преобразовали в крупный речной порт, включающий 2 грузовых района и пассажирскую пристань.
От Торговой площади веером расходятся улицы Ивановская, идущая к Никольскому мосту, Жуковская, Карла Маркса, Рылеевский переулок. Рылеевская и улица Фрунзе пересекают полуостров от Кинешемки до Волги. В Заградье ведут улицы Ленина, Советская и Комсомольская. Улица Максима Горького огибает Торговую площадь и, следуя за изгибом Кинешемки, тянется на запад, пересекаясь с улицей А. Н. Островского.
Площадь Революции – Торговая площадь
Вдоль берега Волги проложен Волжский бульвар, здесь и соборы, и дворянское собрание, и епархиальное управление, и казначейство. Строгой линейной сетки нет, но планировка, в общем, стремится к этому.
Епархиальное управление на Волжском бульваре
Улица Ленина, как и Советская, образована путем слияния двух старинных улиц: Малой Покровской и Московской. Рылеевская именовалась раньше Благовещенской, Комсомольская – Песочной, Карла Маркса – Селивановской, в память о мельнике Селиванове, Максима Горького – Широкой. Где-то можно встретить разночтение: на одном доме табличка с надписью «Ул. Ленина», а на соседнем – «Ул. имени Ленина».
Усадебный и жилой дома на Жуковской
Про Жуковскую, сохранившую свое прежнее название, рассказывают, что это имя ей дано вовсе не в честь поэта или ученого, а потому, что жил здесь когда-то предприимчивый хитрован. Жук, короче. Ну, а потом, уже в наше время и Василия Андреевича вспомнили, и переименовывать улицу не стали.
Конечно, самым оживленным местом в городе всегда была Торговая площадь. Жизнь здесь била ключом от рассвета до заката, да и позже. В облике центральной площади города выделяются здания Красных и Белых Торговых рядов, часовня, памятник Боборыкину и несколько угловых домов с выразительными фасадами.
Комплекс Торговых рядов выстроился вдоль склона холма, став своего рода подпорной стенкой. Фасады, обращенные на площадь, имеют два этажа, те, что выходят на Рылеевскую улицу – один. Первыми, сооруженными на средства городского купечества, встали на площади в 1890-х Белые Торговые ряды.
Белые Торговые ряды с Рылеевской улицы
Появление рядом с ними торжественных, если не сказать помпезных Красных –история, связанная с именем знаменитого купца Ивана Александровича Миндовского.
Миндовского в городе считали скупердяем. Несправедливо считали. Банкир, подрядчик, владелец нескольких фабрик в губернии, доходных домов и других зданий в Кинешме, Вичуге и Москве, он экономил-то только на самом себе. А городу безвозмездно передал помещение для детского сада, в другом своем доме открыл ночлежку для бездомных, причем организовал там их обучение востребованным специальностям с последующим трудоустройством. Еще одно свое здание купец отвел под госпиталь, еще одно подарил гимназии. Миндовский помог Кинешме с сооружением водопровода, содержал чайную для рабочих, оказывал материальную поддержку фабричным школам и приютам…
Принадлежащее Миндовскому здание Волжско-Камского банка купец подарил гимназии
Знатокам московского модерна хорошо знаком особняк Миндовского на Поварской улице работы знаменитого зодчего Льва Кекушева.
Москва. Особняк Миндовского на Поварской
В 1910-м кинешемские купцы отправились в Нижний – посмотреть на роскошное новое здание Нижегородской ярмарки. На обратном пути Миндовский сумел так ловко подначить попутчиков, что быстро были собраны деньги, и буквально через год на Торговой площади выросли Красные Торговые ряды, сооруженные из кирпича и бетона в стиле, где переплелись черты эклектики и модерна.
Красные Торговые ряды во всей красе
Торговля – дело серьезное. Строгость облику постройки придают филенчатые в первом этаже и каннелированные во втором лопатки, ряды которых членят фасад по вертикали на 15 прясел. Пары арочных оконных проемов второго этажа заглублены в арочные же ниши. Над вальмовой кровлей поднимается по центру фигурный аттик, а по углам – граненые купола с люкарнами. С обратный стороны фасад венчает такой же аттик, но куполов по углам нет, а вдоль стены выложен парапет с остроконечными тумбами. Внутреннее пространство разделено на просторные торговые павильоны, имеющими свои отдельные выходы.
Двухэтажное здание с башенкой-эркером, где сейчас располагается исторический отдел городского музея, построили в конце XIX в. для отделения Государственного банка, хотя первоначально предназначалось оно под гостиницу. Постройка асимметрична и в плане представляет собой трапецию со скошенным углом. Поднимающийся отсюда эркер завершается шатром со шпилем. Углы здания оформлены пилястрами, и такая же отделка проходит по второму этажу, а правый, меньший фасад венчает щипцовый аттик. Окна разнятся по форме и размерам: в эркере и под аттиком они арочные, по всему второму этажу – вытянутые, прямоугольные, а по первому – почти квадратные. В нижней части эркера сохранили надпись «БанкЪ»; она также выложена под арочным окном щипца.
На перекрестке Рылеевской и выходящей на Торговую площадь Комсомольской улиц – два знаковых дома. Один из них, скромный двухэтажный желтый особняк с белоснежными пилястрами, лаконичным оформлением окон и фигурным аттиком в уголке, принадлежал писателю и драматургу А. А. Потехину, автору в том числе весьма подробного и красочного описание жизни Кинешмы середины XIX столетия. Позже дом оказался в собственности купцов Поленовых, после них – Барановых, но в памяти благодарной Кинешмы он навсегда остался домом Потехина.
Противоположный угол перекрестка замыкает двухэтажное здание с изящной башенкой. Здесь, на первом этаже размещался магазин И. А. Елисова, прозванного «мясным королем» Кинешмы. Сюда перед праздниками стекались горожане за вкуснейшими мясными деликатесами.
Сам купец, владевший прибыльным мясным производством и торговавший колбасами, окороками и прочими предметами чревоугодия, на дух не переносил пьянства, слыл человеком образованным и богобоязненным. Елисов настоял на переводе в Кинешму уроженца города, будущего святителя Василия Кинешемского, ставшим вскоре, уже по установлению Советской власти, епископом Кинешемским. Святителю предстояло пройти тернистый путь, подвергаться притеснениям и не раз отправляться в ссылку. В последней он и умер в августе 1945 г. На западной окраине города на средства мецената И. Ю. Голубева восстановлен бревенчатый дом – точная копия того, в котором в полной нищете жил, продолжая служить Богу и людям кинешемский епископ.
Дом-музей Василия Кинешемского
Елисов также попал под репрессии, получил 10 лет, строил Беломорканал, однако перед войной вернулся в родной город.
Магазин Елисова построен в традиции эклектики с элементами классицизма – здесь можно отметить и каннелированные пилястры, и подоконные филенки, и другие элементы декора. Со двора здание подпирали пристроенные склады, а на втором этаже в 1910 г. открылся кинотеатр «Амур».
Если бросить взгляд от памятника Боборыкину влево, то можно увидеть стоящий на пересечении улиц Максима Горького и Карла Маркса двухэтажный особняк бургомистра Кинешмы, купца 3-й гильдии Х. Ф. Бобкова. В первом этаже этого здания с высокой круглой угловой башней под чешуйчатым куполом располагались винный магазин предпринимателя и ресторан. В 1930-х помещение отдали аэроклубу имени С. А. Леваневского, готовившему покорителей пятого океана. Из этих стен вышло, к слову, десять будущих Героев Советского Союза. Кирпичное здание со скругленным углом украшает светлый профилированный карниз с узором сухариков, под которым выполнен пояс, повторяющий крепостные бойницы навесного боя, рустованные пилястры по углам, а над четырехскатной кровлей, кроме башни с узкими арочными окнами поднимаются полукруглый фронтон с окошком и несколько кирпичных тумб.
С площади видны синие купола классической одноапсидной Благовещенской церкви, построенной в 1805 г. Храм не так давно реставрировали. Известно, что изначально колокольня стояла отдельно, но позже ее и храм соединили просторной трапезной, и объединенная постройка вытянулась «кораблем». Граненые купола одноглавого храма и трехъярусной колокольни прорезают люкарны, а арки двух звонов оформлены портиками.
Даже не в ярмарочные дни на Торговой площади и прилегающих к ней улицах было многолюдно. В 6 часов утра хозяин одного из магазинов, купец-огородник Мальцев распоряжался выкатить на площадь две бочки – с солеными огурцами и квашеной капустой. После дегустации народ направлялся к Мальцеву затариваться соленьями. Такой способ привлечения покупателей сейчас используют в крупных супермаркетах, а, как видите, он не нов.
Кинешма славилась трактирами и ресторанами. В городе таких заведений значилось не менее двух десятков. Дом №23 по Советской, на пересечении с ул. Фрунзе, когда-то был знаменитой гостиницей «Россия», принадлежавшей И. П. Охотину, и в нем же находился его известный на всю округу ресторан. Здесь подавали среди прочих яств знаменитый кинешемский фритюрный пирог.
Полюбилась горожанам расположенная на Волжском бульваре чайная Общества трезвости, открытая Натальей Ивановной Барановой, племянницей «отца города». Такие чайные в ходе борьбы царского правительства с алкоголизмом создавали по всей стране. Пьянчуг гоняли отсюда нещадно, а пришедшим приобщиться к здоровому образу жизни подавали к чаю или кофе варенье, разные бутерброды, выпечку, в том числе вкуснейшие крендели с изюмом и медом. Здесь впервые в городе заиграл граммофон, и стали устраивать чайные и кофейные церемонии. А еще можно было почитать книги и газеты, благо на полученные доходы удалось собрать целую библиотеку.
Здание, построенное в начале XX в., выделяется рустованными лопатками по углам и рустованными же наличниками окон, во втором этаже завершенных лучковыми перемычками. Над входом устроен чугунный зонт на витых колонках.
Впоследствии чайную облюбовали революционеры, исхитрившиеся хранить в ней запрещенную литературу. После Октябрьской революции в чайной заседал Совет рабочих депутатов. В наши дни двухэтажное здание бывшей чайной дополнилось небольшим кирпичным флигелем, и все это вместе – ресторан «Русская изба».
По площади, которую уже скоро переименуют в площадь Революции, чинно прохаживались купчихи в цветастых шалях. Но – если на то у них имелось время. На супруге купца держалось все домашнее хозяйство, управление прислугой, закупки товаров. Борис Кустодиев, бывавший в Кинешме, посвятил городу несколько известных полотен: «Ярмарка в Кинешме», «Купчихи» и др.
«Очень красивый городок, с такой типичной местной физиономией, - писал художник. – Здесь очень много интересного, особенно вчерашний базар меня поразил, по краскам удивительно сильно и, вероятно, на нем я и остановлюсь…»
Пройдись по улицам ее
Несколько зданий на Волжском бульваре, некогда делимом на Большой и Малый, построены в первой трети XIX столетия в ампирных формах. Сразу за соборами высится дом присутственных мест, где заседала Городская дума. Двухэтажный кирпичный особняк с мезонином выкрашен в два цвета. Над рустованным первым этажом поднимается более высокий второй, а над ним возвышается мезонин с полукруглым «итальянским» окном.
Схожим с ним выглядело после постройки следующее здание, отведенное Дворянскому собранию города. Оно тоже было двухэтажным и имело мезонин, но позже его надстроили третьим этажом и дополнили пристройками со двора. Трехэтажный, прямоугольный в плане основной объем с центральным ризалитом также выходит фасадом на Волгу. Нижний этаж ризалита играет роль постамента для четырехколонного портика с треугольным фронтоном. В отделке присутствует традиционная рустовка, и выделяются арочные окна первого и второго этажей ризалита, а также маленькое полуциркульное окошко в тимпане фронтона.
В сквере напротив устроен фонтан со скульптурной композицией «Мальчик с рыбкой». До 1950-х вместо него фонтан украшала статуя юноши с трезубцем, трубящего в раковину – персонажа древнегреческой мифологии из свиты Посейдона. Есть на бульваре, кроме памятника Ильичу и фонтанного мальчика, и другие малые архитектурные формы – беседки, инсталляция «Я люблю Кинешму» и даже «Лавочка любви»
За особняком Миндовского высится громада современного (1978) здания драмтеатра им. А. Н. Островского, и рядом установлен памятник великому драматургу. Имение Островского Щелыково как раз находилось в Кинешемском уезде, а сам он служил городу гласным Земского собрания и почетным мировым судьей, попутно изучая историю края и купеческий быт. Первым в репертуаре открывшегося в городе театра стоял спектакль по пьесе «Бедность не порок». Деньги на перестройку под театральное помещение кирпичного амбара жертвовали Коноваловы, Разореновы. На сцене блистали Москвин, Гоголева, Пашенная, а декорации заказывали Палехской артели. Примечательно, что именно в Кинешме снимали кинофильм «Бесприданница».
Исполнительница главной роли Нина Алисова и режиссер Яков Протазанов во время съемок в 1935 г. жили в двухэтажном модерновом особняке, принадлежавшем до революции хлеботорговцу и меценату В. И. Шемякину. Предприниматель успешно занимался своим делом, и в годы Первой Мировой поставлял хлеб в действующую армию, а заодно помогал детским приютам. Неравнодушный к искусству, он устраивал для горожан бесплатные концерты, был лично знаком с Шаляпиным. После революции Шемякин помог новой власти заново организовать хлебное производство, за что та отблагодарила его пятью годами лагерей.
Нал северным фасадом здания возвышается большой щипцовый фронтон; окна первого и второго этажей различны по форме, но соответствуют стилю; декорированные лопатки охватывают углы постройки; западный фасад Г-образного дома завершает треугольный аттик. Компактный особняк выглядит вполне современно, несмотря на почтенный возраст, и здесь стоит сказать спасибо реставраторам. Сейчас в бывшем доме Шемякиных – ЗАГС, и, наверное, это хорошо, поскольку в его стенах вновь часто звучит праздничная музыка.
После беседки бульвар поворачивает вдоль устья Казохи на юг и открывает нам еще один архитектурный памятник в стиле модерн – дом нотариуса И. П. Городецкого. Прямоугольное в плане здание дополнено двумя пристройками также из красного кирпича, а над первым этажом на столбах возвышается открытая терраса, чем-то неуловимо напоминающая дворец царя Миноса на Крите, разве что столбы не покрасили в красный цвет.
За Вознесенской церковью бульвар пересекается с улицей Крупской, бывшим Златоустовским переулком. Не так давно улице хотели присвоить имя Василия Кинешемского – на ней находятся четыре учебных заведения, а святитель в свое время много работал с молодежью и считается одним из родоначальников скаутского движения в России. Но пока не переименовали.
Гимназия им. А. Н. Островского
Кирпичный стиль уверенно доминирует в архитектуре как производственных, так и учебных зданий конца XIX – начала ХХ веков. Двухэтажный дом №1 на улице Крупской – гимназия имени Островского. Изначально в нем размещалась женская прогимназия, потом – гимназия, а в советское время – семилетняя и позже – средняя школа. Здесь учился будущий художник-баталист П. А. Кривоногов. Угловой ризалит Г-образного в плане здания украшает фигурный аттик, над кровлей выполнен парапет, а межоконные простенки выложены лопатками. Окна первого и второго этажей разнятся по размерам и форме: внизу они прямоугольные, по сторонам входа – большие решетчатые, а на втором этаже – арочные. Причем разрезные: полукруглые фрагменты отделены от прямоугольных кирпичными перемычками. Будете в Кинешме – обратите внимание.
Дом на углу улиц Кривоногова и Юрьевецкой в Заречье. Тот же пояс бойниц-машикулей в карнизе
Напротив гимназии вытянулся корпус технологического колледжа, где в годы Великой Отечественной размещался госпиталь. Дальше по улице стоят здания художественной школы и школы искусств.
Пройдем до улицы Ленина. Реальное училище (д.№42), построенное в1906 г. на средства И. А. Коновалова, теперь занимает лицей имени Д. А. Фурманова. Здесь когда-то учился автор «Чапаева». Постройке в три этажа придают динамичность центральный и боковые ризалиты с аттиками. В декоре преобладают классические мотивы, в том числе и рустовка, и портики по сторонам, и треугольные изломы карниза над арочными окошками вверху центрального ризалита, и архивольты в оформлении окон. С кирпичными стенами контрастируют белоснежные наличники окон первого этажа и белизна балконов на мощных консолях.
Реальное училище – лицей им. Фурманова
В сквере на противоположной стороне улицы установлен бюст дважды Героя Советского Союза, одного из маршалов Победы А.М. Василевского. В 1909 г. он окончил в Кинешме духовное училище, а через пять лет ушел на фронт Первой Мировой добровольцем, и с тех пор военной карьеры не оставлял.
Духовное училище
Здание духовного училища, позже – семинарии, потом музея, музыкальной школы, а сейчас – педагогического колледжа состоит из двухэтажного в центре и двух трехэтажных объемов на флангах, оштукатурено и раскрашено в розовый и белый цвета. Вертикальные акценты постройки – немного выдающиеся вперед ризалиты, фронтон с арочным слуховым окном в центре и выбеленные лопатки. Устремленность ввысь подчеркивают белые наличники арочных окон второго этажа центрального объема и трехэтажных корпусов. Эффектное исполнение входов в виде вынесенных вперед крылец под двускатными кровлями отправляет наше воображение к шедеврам храмового зодчества XVII века.
Духовное училище на Комсомольской
Другое духовное училище, на углу улиц Комсомольской и Фрунзе, представляет собой ансамбль из трех зданий, возведенных в разное время. В 1830-40-х гг. здесь вырос первый, предназначавшийся богадельне, дом, спустя 30 дет появился флигель для детского приюта, а в конце века этот комплекс милосердия дополнили пристройкой и передали духовному училищу. Корпуса соединила трехъярусная колокольня с небольшим шатром. В настоящее время помещения занимает музей.
Родильный приют им. И. Л. Душина
За зданием колледжа – еще один памятник кирпичного стиля, родильный приют, построенный в 1889 г. купцом И. Л. Душиным. Имя благотворителя, присвоенное этому медицинскому учреждению, запечатлено в поле аттика над центральным ризалитом, а в самой постройке теперь – станция скорой помощи.
Островского, 3. Бывшая гостиница «Москва». В кирпичном стиле нечасто встречается отделка бриллиантовым рустом
В конце этого участка улицы Ленина – Сретенская церковь. Во дворе квартала – скульптурное изображение «Волька и Старик Хоттабыч», героев сказочной повести Л. И. Лагина.
Два дома на улице Ленина решены в бело-голубой цветовой гамме. Двухэтажное, соединенное с флигелем усадебное здание (д. 32/2, конец XIX в.) занимал Союз кооператоров, а потом его передали детской художественной школе. Элементы декора – рустованные лопатки, карниз с зубчиками, филенки, лепнина аттиков, в том числе и более крупного, центрального, побелены.
Здание городской администрации
Другое бело-голубое здание с выразительным фасадом (д.12) - городская администрация. В прошлом – это гостиница «Центральная», построенная в начале прошлого века и принадлежавшая Г. И. Елисову. Вокруг входа с колоннами расположились группы различной формы окон с рельефным обрамлением, а выше – лучковый аттик над парапетом.
В усадьбе Григоровых – музей валенок…
…и вот такой декор можно увидеть со двора
Между двумя этими небесно-голубыми шедеврами – перекресток с улицей Фрунзе, такой маленький музейный уголок. Тут и музей имени Кустодиева, и «Ямузей» купеческого рода Яковлевых, и музей валенок, коими тоже славились кинешемские умельцы. Вообще, музеев в городе множество.
От здания медучилища вдоль улицы Фрунзе вытянулся длинный двухэтажный дом купца И. А. Поленова, на фасаде нежного персикового цвета которого выделяются белые наличники с треугольными очельями в первом этаже и килевидными – во втором.
Маленький домик (№10) с арочными окнами по соседству с администрацией и сейчас аптека, которую некогда посещал Чехов, о чем в городе знают и помнят. А самый первый дом на нечетной стороне – тоже аптека, открытая «Товариществом братьев Столкинд», красно-белое здание с боковыми ризалитами, завершенными ступенчатыми фронтонами с арочными нишами. Оконные проемы в ризалитах отделаны укрупненным узором городков, над карнизом из сухариков по центру возвышается небольшая тумба, а два дверных проема, разделяющими подоконный пояс ширинок, укрыты козырьками.
Увлекшись образцами кирпичного стиля, мы перешагнули перекресток улиц Крупской и Советской и теперь вернемся на последнюю уже в ее начале. Улицу открывает трехэтажный дом, сперва принадлежавший А. И. Поленову. Позже Поленов продал его лесозаводчику и фабриканту И. Г. Тихомирову, и тот пристроил к зданию помещение для Купеческого клуба с ажурными балконами. В результате дом смотрится состоящим словно из двух разных частей, тем более, что старое здание оштукатурили, а пристройку – нет. Над ней возвышается четырехгранная пирамида кровли с люкарнами, а над вальмовой кровлей устроен световой фонарь. Окна этажей дома и пристройки различны, и все здание внешне объединяет рустованный нижний этаж.
Маленькое одноэтажное здание с полукруглым итальянским окном внутри фигурного фронтона, тоже принадлежало Поленову и было выкуплено Тихомировым. В 1903 г. зять Тихомирова Н, Н. Свистунов и инженер П. А. Кудрявцев открыли в нем первый в городе стационарный кинотеатр – «Электротеатр «Модерн». Здесь же размещались принадлежавшие Тихомирову ресторан и магазин «Пассаж». Это название получил вновь открытый в 1913 г. кинотеатр, существующий до сих пор.
Угловой дом №25 на Советской – здание бывшей жандармерии, до 1950 г. – двухэтажное, а потом надстроенное третьим этажом. Угол здания скруглен, и на втором этаже его украшает ажурный балкон.
Медицинский колледж и дом Поленова
Купеческих усадеб в городе сохранилось немало. Как говорят в кинешемском музее, дом для купца – и символ богатства, и его общественного положения. Иногда в первом этаже или пристройке размещались лавки, где работали продавцы, тогда их называли сидельцами, а на втором этаже проживала семья хозяина.
Для хозяйственных нужд на усадебной территории строили каменные «палатки». В главном доме усадьбы Баранова стояли калориферные печи.
Внутренние стены увешивали шпалерами, люстры и мебель покупали дорогие, часто заказывали за границей. Постройка такой усадьбы обходилась купцу от трех до десяти тысяч рублей и больше. Порой – очень много больше…
Кинешма времен исторического материализма
В 1920-х территории между исторической Кинешмой и фабричными поселками стали быстро застраиваться деревянными домами. В результате город и промзоны соединились в одно целое, что и было зафиксировано официально утверждением новых административных границ Кинешмы. Промышленность бурно развивалась – новые власти закрывали, а то и сносили церкви, но уделяли большое внимание вопросам развития производства и социально-бытовой сферы. В 1923 г. численность населения города составляла 21 тыс. человек, в 1937 г. – больше 72 тысяч.
В Кинешму пришел конструктивизм. Уже в 1929 г. ивановский архитектор П. А. Трубников строит для рабочих «Томны» трехэтажный Народный дом Здание Г-образной формы из кирпича и бетона делится на театральную, с залом на 800 человек, и клубную части и объединено пятигранной башней. В послевоенные годы рядом с ним появилась небольшая аллея с бюстами уроженцев города – Героев Советского Союза и полных кавалеров ордена Славы.
Аллея героев Красноволжского комбината
В 1930 г. в Заречье, на Юрьевецкой улице по проекту архитектора А. П. Голубева выстроили конструктивистское здание пожарного депо с высокой каланчой. В центре, на углу улиц Ленина и Крупской в 1934-м появился почтамт, трехэтажное здание в том же стиле. В устье Кинешемки поднялся огромный элеватор.
Братья Веснины мечтали превратить Кинешму в город-сад, создав здесь семь садово-парковых зон. Кинешма действительно очень зеленый город, утопающий в листве парков и скверов, от усадьбы Севрюгова на западе до Сокольников в Заречье и большой лесопарковой полосы вдоль живописного левого берега Томны. И есть парк 35-летия Победы на излучине Кинешемки с музеем боевой техники под открытым небом.
Памятник Пришвину в парке Севрюгова
Сквер с мемориалом воинам-чернобыльцам
После войны жилищное и социально-бытовое строительство в городе продолжалось. При этом кинешемцы сумели сохранить неповторимый облик рядовой застройки центра, лишь изредка разбавляя ее новыми зданиями и сооружениями. В 1950-х на волжском берегу появился кинотеатр «Волна» с портиком под треугольным фронтоном, в духе советского ампира, причем сначала он был летним. Сейчас в здании размещаются кафе и магазин «Мир техники».
Бывший кинотеатр "Волна"
В конце 1950-х заволжская часть Кинешмы получила статус города, бесхитростно поименованного Заволжском. Тогда же на бульваре установили новый (старый, 1930-х годов, не сохранился) памятник Ленину работы скульптора Л. А. Фридмана и архитекторов А. А. Эделева и А. Н. Толстопятова. Двум последним мастерам принадлежит и авторство проекта Драматического театра имени Островского.
После конструктивизма, но еще до эпохи серийного панельного домостроения
На знаменитых ткацких фабриках продолжается хозяйственная деятельность. Почти половину в общем объеме производства занимают машиностроительные предприятия. Работает химический завод, когда-то поставленный Саввой Морозовым – он переименован в Дмитриевский и по-прежнему выпускает растворители и пищевую уксусную кислоту. Функционируют швейные, пищевые предприятия, речной порт. Планируется наладить изготовление железнодорожных вагонов и построить завод изделий из пластмасс.
Дом культуры на ул. 50-летия комсомола
Кинешемцы приветливы, неторопливы и искренне удивляются, что интересного находят в их городе туристы. А тех с годами становится все больше. Может быть, жители шумных столиц уже исподволь тоскуют по таким уютным уголкам Руси Великой, как небольшая Кинешма, где можно долго прогуливаться, любуясь архитектурными памятниками эпох барокко, классицизма, эклектики, модерна и конструктивизма. Но главной достопримечательностью любого волжского города всегда остается сама Волга, с берегов которой смотрели с опаской друг на друга разные народы, сумевшие объединиться в одну великую страну.
Евгений ШАПОЧКИН