14:41Руководитель Мосгосстройнадзора И. Войстратенко: в Некрасовке построен паркинг с магазинами

13:53Специалисты Научно-технической библиотеки ГБУ «Мосстройинформ» оцифровали уже более 2 тысяч книг

13:18Состоялось совместное заседание Общественного совета при Минстрое РФ и Общественного совета при Росстандарте

11:55В Красногорске построят образовательный комплекс за 2,1 млрд

10:35Вторая очередь больницы в Коммунарке попала в общероссийский реестр проектов повторного применения

09:24Площадь поставленных Росреестром домов по реновации в Москве превысила 3 млн кв. м

09:02Министр строительства и ЖКХ РФ принял участие в заседании президиума Правительственной комиссии по региональному развитию

17:42В Нахабино завершилось благоустройство парка им. Карбышева

16:51Участок автодороги А-146 отремонтируют за 1,1 млрд

15:54Sminex приступает к реставрации четырёх зданий в Орлово-Давыдовском переулке

15:06На ремонт корпуса Тимирязевской академии выделили 40 млн

14:27Дорогу от Архангельска до Мезени отремонтируют

13:00Bobcat планирует занять половину рынка мини-экскаваторов в Беларуси

12:46«Газпром добыча Краснодар» построит скважину за 7,8 млрд

11:37JCB планирует запустить продажи машин с водородными двигателями к концу 2022 года

Теряет ли архитектура свое качество, становясь бизнесом?

logo russianconstruction.com
Теряет ли архитектура свое качество, становясь бизнесом?
Поисковые теги: архитектурный бизнес Источник фото: vib33.ru; openbusiness.ru; pyramide-arch.com; gidpotolok.ru; orggaz.ru

Архитектура – это не только творчество, но и бизнес. Эта простая истина порой с трудом находит отклик в среде архитектурных профессионалов,  числящих себя прежде всего творческими единицами, и лишь потом предпринимателями. Между тем, успех любого проекта порой настолько же зависит от маркетинга, сколь и от творческой составляющей. Об этом размышляли архитекторы на недавнем заседании АРХ клуба, инициированном выставкой АРХ Москва, посвященном архитектуре как бизнесу.




В архитектурном бизнесе нельзя не быть бизнесменом

Можно ли говорить о творчестве в  архбюро, в котором трудится 150 человек? А 200, а 400? Оказывается, можно. Главное, правильно построить работу.

- Для меня, например, было сложно делегировать полномочия, - признается руководитель бюро «Крупный план» Сергей Никешкин. – Это нелегко дается, если ты привык  делать все сам, что называется, до последнего гвоздя. Но на это необходимо пойти, потому что  когда твое бюро разрастается, и ты ловишь себя на мысли, что даже не всех своих сотрудников знаешь в лицо, важно  «не утонуть» в громадье планов и проектов, выстроить четкую систему взаимодействия и, конечно, контроля.

  

Важным моментом, по мнению Сергея Никешкина, является и умение найти управляющего партнера, который возьмет на себя часть забот, связанных именно с юридической, бухгалтерской стороной дела. Сергею такого партнера найти удалось, именно он, взяв на себя роль коммерческого директора, занимается маркетингом, продвигая бюро  на проектном рынке.

- Я отвечаю за продукт, партнер – за маркетинг, - говорит Сергей. - Считаю, что такое разделение правильно, поскольку фирма – это понятные бизнес-процессы, а мастерская – это другое, творческую работу не опишешь готовыми формулами и алгоритмами.

- Архитектор не может не быть предпринимателем, - полагает и архитектор Борис Уборевич-Боровский. – Моим первым наставником был как раз «чистый» архитектор. Он «сидел» на небольшой зарплате и делал потрясающие вещи - мой учитель никогда не считал, что нужно делать деньги, главным для него всегда было творчество. Уважаю такую позицию, но на сегодня она, увы, нежизнеспособна. Тот, кто занимается архитектурой сегодня, должен уметь продвигать свой проект, заинтересовывать в нем.

В бюро может быть и 150 человек, и тысяча. Количество людей, работающих над проектом, ни в коей мере не должно влиять на его качество и креативную составляющую. В бюро Захи Хадид, например, сегодня по всему миру работает 400 человек. Но Заха, сама гениальный архитектор, сумела так организовать бизнес-процесс, что даже после ее физического ухода бюро успешно работает, имея имидж одного из самых креативных архбюро мира. Мастерская Захи Хадид создает проекты на основе ее авторской архитектуры – этот почерк ни с каким другим не спутаешь. 

Тайминг против расслабухи

Много споров по поводу того, как должна строиться работа в бюро. Одни считают, что здесь нужно сразу установить строгую дисциплину: тайминг, жесткий контроль. Другие, наоборот, за некую «раслабленность» - мол, у творческого человека должен быть некий временной люфт, он не может творить по приказу.

  

Например, в компании, выпускающей напольное покрытие Finex (ее продукция тесно связана с архитектурой и дизайном) все сделано по американскому образцу: люди приходят на работу минута в минуту, специалиста могут нанять на разовый проект, а завтра хозяин может проститься с работниками, которые не будут востребованы на очередном объекте. Состав управленцев здесь меняются каждые 4-5 лет. Зато в компании выстроили систему качества на собственных лесопилках и научились обеспечивать запросы клиентов на 99%.

Архитектор Борис Уборевич-Боровский считает, что в коллективе все-таки должна царить атмосфера дружбы и взаимопонимания.

- ...Да, я могу позволить своему работнику – а у меня в бюро трудится 25 человек – прийти попозже. Но я знаю, что если нужно, то этот самый работник задержится и с увлечением будет «дотягивать» очередной проект. Потому что ему интересно. Потому что у него горит глаз. С определенного момента, увлекшись, сотрудник, что называется, часов не наблюдает. Увлеченность – это должно быть внутри человека. Извне ее прививать бесполезно.

А вот архитектор Тимур Башкаев говорит, что команда, которая трудится в его бюро – это его друзья. И это самый эффективный вариант взаимодействия в творческом коллективе.

- Твое бюро должно быть коллективом единомышленников, которые во всем поддерживают тебя. Разделяют с тобой твои трудности... Был такой момент, в один из кризисов, когда сотрудникам несколько месяцев не выплачивалась зарплата, не было заказов, - рассказывает Тимур Башкаев. – Это трудное время моя команда пережила вместе со мной. Так что мы скорее артель на гонораре, чем бизнес.

Когда Бориса Уборевича-Боровского спросили, какими ноу-хау он пользовался для выживания в сложные для бюро времена, тот не скрыл:

- Я все время компенсирую. Что я имею в виду? У меня, например, сейчас 40 проектов, причем некоторые из них – многочастные. Стараюсь брать объекты разного объема и наполнения. И получается, что когда где-то дела идут не так как хотелось бы, в другом месте они вполне хороши. То есть, за счет того, что проектов много, и они разнонаправленные, ты всегда остаешься на плаву. Тебе не страшны никакие кризисы.

  

Что лучше: жесткое администрирование, укладывающееся в западную модель взаимодействия руководителя и сотрудника, или восточно-русская модель, где преобладают личностные отношения, человеческие контакты – споры об этом не утихают. Но вряд ли кто-то станет спорить с тем, что работа, основанная на доверии, дает комфорт. Да, при такой модели теряется производительность. Но зато резко возрастает удовольствие от жизни и творчества. 

Творчество на удаленке

Локдаун поставил перед архитектурным бизнесом новые задачи. Нужно было сохранить коллективы в отсутствие наплыва заказов.

- Мы крайне удовлетворены итогами карантина, - признается Антон Надточий (бюро «Атриум»). – Раньше все переговоры с клиентами строились на очных встречах. Переход на онлайн сэкономил кучу времени, да что там греха таить, и денег. Появилась возможность работать из любой точки. Часть наших сотрудников уехали в Европу и работала там. То есть, теперь необязательно находиться в Москве, это не приоритетно.

Совещания в бюро «Атриум» проходят онлайн: там же обсуждаются и проекты.

Правда, для некоторых такой формат не подходит. – А где совместное созидание, ведь это очень важно – творить совместно! – вопрошают архитекторы – приверженцы традиционной работы в офисе. 

Надо ли вкладываться в воспитание профессионалов, которые потом от вас уйдут

Еще одна проблема – естественная текучесть кадров, связанная с тем, что, поработав какое-то время у корифея, молодые архитекторы хотят дальше продвигаться в профессии. Организовывают собственное бюро, создают собственный бренд.

- А что, это здорово, когда ты кому-то приделываешь крылья, - размышляет Борис Уборевич-Боровский. – просто надо быть к этому готовым и иметь на этот случай «резервный полк». У меня постоянно стажируются студенты, и я постоянно выбираю из них тех, кто пойдет со мной дальше в профессии.

Так что это нормально, когда звезды, которые родились в вашем креативном бюро, вас покидают. Значит вы чего-то стоите. 

Подготовила Елена МАЦЕЙКО 

Кстати:

Откуда берется серая архитектура

В последнее время немало архбюро создается непосредственно при девелоперских компаниях. И это не есть хорошо. Потому что девелопер в данном случае поглощает архитектора, и города зарастают безликими зданиями. Между тем, есть мастерские, где работают талантливые архитекторы. Но их дела часто идут хуже, чем у тех, кто «под крылом» у какого-то крупного застройщика.

Каким может быть выход?

- Нужно обращать внимание на авторство. Если мы поставим авторство во главу угла, то и в бизнесе многое изменится, не говоря уже про реализацию, - убеждены архитекторы-профессионалы. Архитектура, поставленная на бизнес-рельсы, талантливому автору, в любом случае, не помеха. Наоборот, большое подспорье.



Похожие публикации





Партнеры