13:17Главгосстройнадзор выявил нарушения при строительстве пристройки к школе №59 в Люберцах

12:12В Лобне построят экорынок по продаже фермерских продуктов

11:20На 4,7 миллиона рублей оштрафованы застройщики Подмосковья на прошлой неделе

10:52Россияне изменили отношение к жилью из-за пандемии

10:28Жилой дом по программе реновации введут в этом году в районе Головинский

10:16В Кемеровской области отремонтируют дорогу в обход Юрги

09:39В здании физфака МГУ пройдет капитальный ремонт

09:11Федеральное правительство утвердило правила формирования и ведения классификатора строительной информации

08:56Urban awards определит лучшие новостройки Московского региона на Арх Москве

08:50Строительство учебной пристройки Видновской гимназии ведется в графике

08:30В правительстве утверждены правила формирования и ведения классификатора строительной информации

08:21В Орехово-Зуево восстановлен облик части здания XIX века

17:30Законопроект о передаче памятников культурного наследия частным инвесторам для восстановления готовится ко второму чтению в ГД

17:00Сотни дорог и тысячи приусадебных участков оказались подтопленными в регионах РФ

16:00Правительство расширило опции "Дальневосточной ипотеки" для жителей Чукотки и Колымы

Сага об элеваторе: почему в Нижнем Новгророде снесли любимое горожанами сооружение

logo russianconstruction.com
Сага об элеваторе: почему в Нижнем Новгророде снесли любимое горожанами сооружение
Поисковые теги: редевелопмент улицы Черниговская в Нижнем Новгороде снос элеватора в Нижнем Новгороде Источник фото: nn.ru

…В каждом городе, наверное, есть такой объект. Посмотришь, и ВАУ! Тот самый знаменитый вау-эффект может быть абсолютно не связан с тем, что здание построено модным архитектором, или оно очень современное, или каких-то нестандартно больших или маленьких размеров.

Это вполне может быть старая, облупившаяся водонапорная башня эпохи конструктивизма, давно требующая реконструкции – как в Екатеринбурге, или ажурная Шуховская башня в Москве, стоящая на железных подпорках,  поскольку ее металлические «ноги»  за почти век существования солидно поизносились – но «вау» в этих постройках все равно присутствует.

Есть (вернее, был) такой объект и в Нижнем Новгороде. Проезжая по новому метромосту через Оку, невозможно было не засмотреться на грандиозных размеров сооружение – элеватор бывшего мукомольного завода.




Оно напоминало  то ли египетский храм, то ли модернистский небоскреб. Плюс ко всему, местные таланты, художники-граффитисты, выполнили по всей его длине великолепное граффити. Кажется, это были чайки над речными волнами, но изображено было изумительным.

Элеватор давно не выполнял своих прямых функций – хранить зерно. Стоял как памятник эпохе, причем советской (построен был в советское время). Но ведь как стоял!

Более того, весной 2019 года элеватор присмотрели организаторы международного фестиваля аудиовизуального искусства INTERVALS и использовали его как арт-объект.  Согласитесь, просто так сооружение в качестве арт-объекта не задействуют. Заслужил.

 

Город между мостами назовут «Чайка»

И вот недавно, въезжая на метромост, автор этих строк с ужасом увидела жуткую картину – из элеватора была «выгрызена» вся центральная часть. Обломки строения неопрятными горами валялись внизу. Постройку явно ломали.

Как узнала потом, в районе улицы Черниговской, где находится это знаковое нижегородское здание, началась масштабная реконструкция. И элеватор, как объект, не имеющий статуса объекта культурного наследия, подлежал немедленному сносу.

 Так выглядел элеватор до начала разрушительных работ. Источник фото nn.ru

Именно немедленному. Потому что работы велись уже в период начавшейся эпидемии коронавируса.  Девелопера не остановил даже режим самоизоляции.

 Все, что осталось от некогда грандиозного сооружения. Источник фото nn.ru

Как оказалось, на этой территории хотят создать «город между мостами». Преобразование района начнется с реконструкции мельничного комплекса купцов Башкировых, куда входит и элеватор (постройка уже советской поры). Весь проект под названием Bridgetown «Чайка», по замыслу, будет реализован за восемь лет.

…Улица Черниговская – умирающая улица. Когда-то она была бойкой и торговой. В 19 веке здесь даже располагался действуюший железнодорожный вокзал - Ромодановский. Но те времена давно ушли. Территория стремительно деградирует. Сейчас Черниговская – это нагромождение складов, давно не ремонтированного жилья и еще каких-то строений непонятного назначения.

Именно здесь находится мельничный комплекс купцов Башкировых, также имеющий плачевное состояние и давно нуждающийся в реконструкции. Элеватор, хотя и построен гораздо позже,  в 1970-х –исторически является его частью.

Понятно, почему именно на этой территории предполагается провести тотальный редевелопмент, превратив ее в новое городское общественное пространство. Ценность места в том, что оно «смотрит» на воду. Изо всех строений улицы будут открываться виды на Оку. Кроме того, это практически городская набережная, хотя на сегодня и неустроенная и захламленная.

Улица Черниговская, по замыслу, должна стать местом притяжения для горожан

Что же здесь, в итоге, будет?

 Главный корпус мельницы Башкировых. Проект реконструкции. Визуализация "НКХП-Девелопмент"

Три здания башкировского мельничного комплекса являются объектами культурного наследия - главный корпус мельницы, общежитие для рабочих и складские помещения - лабазы. Они будут отреставрированы. Главный корпус планируется приспособить под жилой дом, в общежитии появится медицинский центр, а склад переоборудуют под культурное пространство.

А вот на месте элеватора появится здание высотой более 100 м, в изломанном деконструктивистском стиле. В нем разместят деловой центр, квартиры, отель и торговые площади.

Проектом также предусмотрена реконструкция дамбы на участке от Канавинского моста до Молитовского. Планируется, что на набережной появятся прогулочная зона и причалы для круизных и малых судов.

Словом, это полномасштабный проект комплексного развития территории. Пожалуй, первый такой в Нижнем. Концепцию редевелопмента улицы Черниговской  в январе этого года представил собственник территории, который и будет воплощать идею в жизнь – компания «НКХП-Девелопмент». 

Мукомольный комплекс на улице Черниговской находится в собственности «НКХП-Девелопмент» с 2007 года. Вначале компания планировала вложить в развитие территории 4,4 млрд руб. и построить гостиничный Центр международного делового сотрудничества, но что-то помешало этим планам. В конце 2018 года инвестор сообщал о готовности инвестировать в проект 2 млрд руб. и к 2021 году построить на участке комплекс зданий.

В этом году девелопер снова изменил проект. Первым этапом теперь станет реставрация мукомольного комплекса. И, видимо, именно на этом этапе появились планы сноса элеватора.

 Проект редевелопмента улицы Черниговской. Визуализация "НКХП-Девелопмент"

По словам бенефициара «НКХП-­Девелопмент» Виктора Клочая, это проект с «хорошим форматом жизненного пространства»: «Если посмотреть с Гребешковского откоса, мы увидим серьезную территорию, по сути — парковую зону. Да, она рельефная, и тем более интересно, чтобы там появились маршруты и можно было гулять. Место может стать еще одним центром притяжения нижегородцев и туристов».

Вроде бы, на первый взгляд, проект эффектный. Ну кто же станет спорить с необходимостью приведения в порядок зданий, имеющих историческую ценность. Да еще и в условиях комплексного освоения территории, которая давно демонстрирует «упаднические» настроения.

Но зачем же сносить то, что можно использовать!

 

Архитектурное решение высотки на месте элеватора раскритиковали в соцсетях

У проекта сразу же нашлись критики. Во-первых, за то время, пока идея «зрела», проект успел подорожать в пять раз. Автор концепции обновленной улицы Черниговской -  АО «НКХП-Девелопмент» -  сообщил о намерении увеличить объем финансирования проекта с 2 до 9,9 млрд руб. По этому поводу «прошлись» уже многие нижегородские СМИ.

Во-вторых, ряд экспертов критикует саму концепцию проекта. Например, директор Нижегородского центра научной экспертизы Татьяна Романчева – об этом пишет «Коммерсант-НН» - считает, что  расположение офисного здания в месте, которое заканчивается тупиком и не имеет парковки - мягко говоря, не лучшее решение Кроме того, здание будет высотным, но вряд ли такое большое количество офисов будет необходимо Нижнему Новгороду. Также эксперт говорит, что реализация таких проектов на набережной предполагает возведение элитного жилья, однако окна одной из сторон здания будут смотреть на склон Гребешковского откоса, поэтому такой высокий статус жилого комплекса оказывается под вопросом, как и будущее ценообразование в нем.

По мнению градозащитника Станислава Дмитриевского, создание элитных объектов в умирающем районе противоречит принципам устойчивого развития территорий. По его убеждению, появление на улице современной высотки — это «плевок на все нормы и принципы работы с исторической средой».

 Офисное здание, которое появится на месте элеватора. Визуализация "НКХП-Девелопмент"

Рендеры проекта, выложенные в местных средствах массовой информации, активно обсуждались в соцсетях. Многим из нижегородцев активно не понравилось архитектурное решение высотного офисного здания на месте элеватора, выполненное одним из питерских архитекторов.

Ирина

14 февраля 2020 в 19:41

«Проект реконструкции элеваторов УЖАСЕН. Почему не спрашивают жителей города?". Нам дают выбирать только там, где есть выбор без выбора. В городе стали появляться дома копирующие сталинские высотки в Москве. Мы НИЖНИЙ, а не Москва и не надо мелко клонировать Москву в регионах. У нас есть своя индивидуальность»

Сергей

6 февраля 2020 в 20:21

«Проект этой высотки выглядит крайне убого..и уверяю, ничего даже близко похожего на это здание там не будет... Выглядит как проект первокурсника ннгасу. И провинциальное мышление тут ни при чем, как пишут тут в коментах. Это вопрос вкуса. Если посмотреть на большинство проектов и визуализаций, которые предлагаются для разных мест города, становится понятно, что это именно безвкусные провинциальные идеи, которые даже воплотить нереально. Неужели нельзя строить что-то стильное, минималистичное, а не вот эту аляповатость колхозную?»

Справедливости ради, заметим, что у идеи реконструкции улицы Черниговской, в том виде, в котором она сейчас существует, есть и свои адепты, считающие, что в этом районе давно должно появиться современное общественное пространство, со всеми модными опциями и, конечно, современной застройкой.

Так или иначе, реконструкция сегодня вызывает неоднозначные реакции. Явно, затянется надолго. И еще неизвестно, каким будет результат.

 

Эльбская филармония и лондонский Докланд нам пока не указ

Странно, - думала я, - что в городе с такими мощными архитектурными традициями – а Нижний Новгород в 90-х годах прошлого века называли даже «столицей современной архитектуры», столько архитектурных прорывов здесь было совершено – никто не подсказал девелоперу, владельцу площадки, на которой сегодня ведется снос и подготовка к новому строительству – решение, которое лежит на поверхности. А именно: здание элеватора можно эффективно использовать, поменяв его функционал.

Ведь существует масса примеров, когда постройки подобного рода меняли назначение и успешно функционировали дальше, радуя горожан. Так произошло, например, с электростанцией в Лондоне, которую переоборудовали под галерею современного искусства (галерея Тейт Модерн).  Собственно, то же самое сейчас происходит с ГЭС-2 в Москве, преобразованием которой в новое культурное пространство занимается выдающийся архитектор Ренцо Пьяно.

В столице есть и другие примеры успешного переустройства промышленных территорий – завод «АРМА», ставший модным офисным центром, фабрика «Большевик», где сейчас разместился Музей импрессионизма.

 Эльбская филармония в Гамбурге. В основе проекта - реконструкция исторического здания (нижняя часть). Источник фото belcanto.ru

Таких примеров особенно много в европейской архитектуре. Это и знаменитая Эльбская филармония в Гамбурге, переделанная из старого здания архитекторами Херцогом и де Мероном, район Докланд в Лондоне и Альберт-доки в Ливерпуле и т.д.

Объекты культурного наследия реставрировать надо. И очень здорово, что мельничный комплекс купцов Башкировых приведут в порядок. Но почему было не применить во благо то, что уже было, и главное, нравилось городу! Подчеркивало его неповторимость. А главное, могло бы стать его архитектурной гордостью в дальнейшем! Пусть это и не объект культурного наследия. Зато объект визуального наследия - точно!

 

Вначале сносить и не думали: в «банках» элеватора планировалось разместить  апартаменты и гостиницу

Первый проект реконструкции элеватора мукомольного завода. Развертка по горизонтали. Источник фото archi.ru

…Каково же было мое удивление, когда я, перебирая публикации о реконструкции мельничного комплекса на Черниговской, узнала, что такой проект был! Причем презентован он был всего два года назад, в 2018-м. Автором проекта стала архитектурная мастерская ПТМА. Проект планировки и межевания территории был подготовлен еще в 2012 году, а концептуальный проект созрел  через шесть лет.

Авторы заявляли, что их целью является создание функционально разнообразного квартала с комфортной городской средой, с сохранением при этом исторических объектов, индустриального духа места и следов времени.

Напомним, на участке три объекта культурного наследия со статусом памятника регионального значения: корпус мельницы, общежитие для рабочих и лабазы. Важно то, что проектом 2018-го года сохранялся также и элеватор, построенный на месте одного из корпусов мельницы в 1970-годы. Элеватор должен был быть приспособлен под многофункциональный комплекс с офисами, апартаментами и гостиничными номерами.

 Проект реконструкции элеватора мукомольного завода. Вид сбоку. Источник фото archi.ru

Как рассказывал интернет-изданию archi.ru один из авторов концепции, архитектор Алексей Пушкарев, идею приспособления элеватора ему подсказал его научный руководитель, профессор Роналд Роверс (Ronald Rovers , Zuyd University of Applied Sciences), у которого Алексей    стажировался в Нидерландах в 2010 году. Вопрос обсуждали также с инженером-конструктором Петром Таржинским (Piotr Tarczynski, Buro Happold) во время его визита в Нижний Новогород: после просмотра архивных чертежей появилась надежда, что реконструкция возможна.
В 2014 родились первые планировочные схемы организации пространства в «банках» - силосных башнях, образующих циркульные объемы внутри элеватора.

 Варианты технологических решений приспособления элеватора под многофункциональный центр. Источник фото archi.ru

В бетонных секциях зернохранилища диаметром шесть метров планировалось убрать часть стен и пробить окна: получились бы похожие на капсулы универсальные помещения. Цилиндры предполагалось надстроить семью дополнительными этажами. Здание становилось выше метромоста, что в некоторой степени исправляло диссонирующее доминирование последнего над окружением. В распределительной башне планировали разместить лифты и инженерные коммуникации. Площадь обновленного элеватора составила бы около 22 000 м2.

Такое решение практически не было даже ноу-хау. Под жилье и гостиницы уже приспособлены элеваторы в Бельгии, Голландии, Норвегии. И прекрасно там функционируют.

 Вот как это выглядит в вариантах европейской реновации. Источник фото archi.ru

Что же случилось? Почему проект был изменен? Вопрос пока остается без ответа (связаться с девелопером нам пока не удалось, но мы обязательно это сделаем).

Что совсем уж непонятно: проект, предполагающий снос  столь визуально значимого для города объекта, был утвержден Архсоветом Нижегородской области.

Признаю, стенания мои  несколько запоздали. А после драки, как известно, кулаками не машут.  На 6 июня 2020 года знаковый городской объект – элеватор мукомольного завода – практически полностью уничтожен.

Можно только выразить свое личное отношение к этому событию. Что и делаю.  Жаль. Очень.
Елена МАЦЕЙКО

 



Похожие публикации




Партнеры