12:44В Хорошево-Мневниках по итогам публичных слушаний снизят этажность домов по реновации

11:35Национальному объединению строителей исполнилось 10 лет

09:43В Москве проверили качество строительства инженерной инфраструктуры

18:14Обновленный парк в Отрадном Самарской области откроется через год

17:00Плановые показатели по нацпроекту «Жилье» в Москве перевыполнены почти на 20%

15:44Утверждены критерии признания домов аварийными

14:30На улице Шаболовка отремонтируют более трех километров трамвайных путей

12:48Столица застраивается по 20-30 мостов и тоннелей с эстакадами в год

12:20В столице начался снос киноцентра «Соловей»

11:49Начался монтаж тоннелепроходческого комплекса на станции «Славянский мир»

11:22Составлен атлас пещер России

10:00Операция «реновация» или афера века?

09:13Когда запустят участок СВХ между Ярославским и Дмитровским шоссе

20:20Появилось видео рухнувшего моста в Оренбурге

17:20Вся правда о реновации

Турецкий поток: свежие архитектурные мысли пришли, откуда не ждали

logo russianconstruction.com
Турецкий поток: свежие архитектурные мысли пришли, откуда не ждали
Поисковые теги: Источник фото: из архива Мелике Алтынышик и yandex.ru

Имя турецкого архитектора Мелике Алтынышик, может быть, пока еще не настолько на слуху. Но, кажется, есть все предпосылки для того, чтобы в ближайшем будущем исправить эту несправедливость.  Мелике, как и знаменитая Заха Хадид, представительница «восточного» крыла современной архитектуры. Она молода, энергична и креативна. Ее кредо – интеллектуальное строительство. Изобретенные в собственном архитектурном бюро новые материалы она печатает на 3D-принтере, проектирует только с помощью информационного моделирования полного цикла, а в качестве «монтажников» для одного из своих последних проектов намерена пригласить роботов, написав для них соответствующую программу. Словом, Мелике можно смело назвать архитектором 21 века, не просто идущим в ногу со временем, но, кажется, на шаг опередившим его.




Мелике Алтынышик стала гостем архитектурно-строительного Форума 100+, который состоялся в Екатеринбурге и проходил в этом году под лозунгом «Города будущего». Это интервью подготовлено по материалам ее выступления на Форуме. 

Телебашня в Стамбуле: архитектура менялась в процессе строительства

- Для меня как для архитектора и для нашего бюро, в целом, очень важен момент технологичности проекта. В последнее время, в этом плане, нам удалось поработать над рядом очень интересных сооружений.

 

… Не так давно был проведен конкурс на концепцию новой телерадиобашни в Стамбуле. Его объявила администрация города. Главная функция такой башни-антенны – телекоммуникационная. Кроме того на верхнем уровне предполагается обустроить обзорные площадки с шикарным видом на город и пролив Босфор.

 

Работая над этим проектом, мы попытались объединить усилия разных специалистов. Большую роль для нас играли данные о природных условиях. Использовали ветер в качестве важного источника строительной информации.

Башня Чамлыджа имеет нестандартную форму, чем-то напоминающую кокон. Для того, чтобы воссоздать эту сложную конфигурацию, использовались 2 500 армированных бетонных оболочек, собственноручно нами разработанных. Башня имеет высоту 369 метров (589 метров над уровнем моря), у подножия расположена вместительная входная группа. Благодаря дизайну башни будет создаваться ощущение, что она находится в движении: с разных точек обзора ее видимый силуэт будет меняться.

 

Лифт делит башню на две – несимметричных – половинки. Одна смотрит на историческую часть города, другая – на север Стамбула.

Башня проектировалась с использованием BIM – технологий. Коллектив архитекторов и проектировщиков работал в тесном взаимодействии с инженерами. И если в проекте что-то менялось с точки зрения инженерии, автоматически делались «поправки» и в архитектуре. По сути, здесь применялись принципы интеллектуальной архитектуры.

Как же формировалась BIM-модель башни? Она была разделена на несколько сегментов, и каждый такой сегмент прорабатывался специалистами разного профиля. Это была работа в симбиозе. Мы совместно решали, каким будет цвет фасада, как можно сократить бюджет, на каких этапах можно сэкономить.

Когда мы раньше занимались проектированием, подходы практически не менялись на протяжении всего проекта. Сегодня, в процессе работы, проект постоянно меняется. И на выходе мы можем получить нечто совсем отличное от первоначального варианта. На этот раз мы сказали заказчику: «Давайте, мы несколько решений по фасаду примем позднее, когда база данных станет более полной». Я считаю, что такой, динамичный, подход более правилен. То есть, проект практически рождался на глазах.

…В момент создания проекта мы задействовали еще один нестандартный метод. У нас в офисе есть аквариум. Так вот, мы использовали его для построения аморфных форм, которые потом применялись на фасаде телекоммуникационной башни.

Любопытна и сама технология строительства. Антенну мы поднимали внутри бетонного сердечника, собирая каждый сегмент «на земле». Когда мы дошли до самого верха, жители решили, что мы закончили строительство, но на самом деле, мы только начали. Сейчас идет «обстройка» башни. И в 2020-м году она будет полностью закончена. 

Экология сооружения: она не должна быть пустым звуком

- Безусловно, существует обеспокоенность некоторых людей по поводу интенсивного излучения, которое будет генерировать новая башня. Некоторые исследования утверждают, что  такое излучение провоцирует головную боль, мигрени и так далее.

По этому поводу могу сказать следующее. Конечно, лучше было бы, чтобы такие сооружения вообще ничего не излучали. Но когда правительство объявило конкурс на новую башню, на холме над Стамбулом уже было расположено целое семейство антенн-излучателей.

В данном случае, когда наша башня будет построена, антенна будет всего одна и будет излучать гораздо меньше, это, во-первых. А во-вторых - она расположена на холме, на высоте почти 600 м над уровнем моря. Кроме того, в проекте использованы «здоровые» материалы, снижающие радиоактивность до минимума. И это, объективно, улучшает экологическую обстановку в этом районе. 

Музей в Сеуле: его будут строить роботы и дроны

- Еще один крайне любопытный проект, которым мы -  бюро Melike Altinisik Architects - сейчас занимаемся – Музей робототехники и науки в Сеуле. На этот проект также был объявлен архитектурный конкурс – его инициатором стали власти южнокорейской столицы.

Лично для меня оказались очень значимыми все три слова – МУЗЕЙ, РОБОТЫ, НАУКА. Как известно, Корея – одна из крупнейших стран, которые вкладывают деньги в исследование искусственного интеллекта. Мы хотели создать не просто музей, но новую Вселенную. А архитектура могла бы стать не просто вместилищем экспонатов, но, по сути, самостоятельным экспонатом, демонстрирующим достижения науки.

 

Мы решили, что строительство музея будет интеллектуальным строительством. И это принципиально важно для нас. Мы создали манифест интеллектуального строительства этого здания. Во первых, при проектировании мы используем исключительно цифровые технологии. Саму сборку будут  осуществлять роботы, для которых создадут специальную программу. Сборка будет проходить в смарт-хабах, специальных узлах-оболочках. Компания Хюндай пообещала помочь нам с использованием роботов на строительной площадке.

Контроль за строительством предполагается «доверить» дронам.

Музей роботов будет живым и интерактивным. В Корее «искусственные помощники» уже активно используются в самых разных сферах жизни. Есть роботы-официанты в кафе, есть роботы-продавцы, -чистильщики, -уборщики. Кроме того, мы предполагаем, что музей, его экспозиция, будут постоянно меняться, потому что сейчас изменения в нашей жизни происходят просто молниеносно.

В плане архитектуры мы закладываем тоннели, которые обеспечат проход между этажами, а также «визуальные прострелы» - для создания связей между уровнями (то есть, находясь, например, на втором уровне, посетитель сможет увидеть, что делается на третьем и на четвертом).

По-особому будет оформлен и ландшафт вокруг музея – это будут бетонные оболочки, напечатанные на 3D-принтере.  Бетонные армированные обтекаемые оболочки – это наше изобретение, с их помощью можно добиваться различных эстетических эффектов. «Белый» железобетон - так его назвали – мы не так давно представляли на Биеннале в Анталии. С помощью таких оболочек можно очень интересно оформить любое общественное пространство.

В сочетании с зеленой частью это выглядит особенно креативно. Причем в проекте Музея задумали сделать плавный переход от живого ландшафта к бетону. Для этого будет использован бетон с разной пористостью. Для нас это символ перехода от природы к тому, что создано человеком.

Почему мы решились на такой супер-передовой проект? Скажу честно, мы не были довольны традиционными подходами, хотелось чего-то революционного.

Собственно, то же самое произошло и с телекоммуникационной башней: мы предложили идею модульного строительства – создавать блоки на земле, а затем поднимать их наверх.

Екатеринбург должен развиваться через преемственность

- Мне задают много вопросов о Екатеринбурге. В рамках нынешнего Форума 100+ , который в этом городе проходит, мне удалось посмотреть город. И мне кажется, что для этого города важно не только насыщение современной архитектурой (хотя это, конечно, тоже значимая задача), но и внимание к уникальному наследию. Концепцию развития Екатеринбурга я бы определила, как «историзм». Если говорить о моем личном мнении, то я бы посоветовала сохранять преемственность, использовать для развития города то ценное наследие, которое здесь есть (Екатеринбург - «заповедник» архитектуры конструктивизма, академической архитектуры сталинского периода, деревянного модерна 19 века и т.д. – прим. авт.). Как мне кажется, в исходном виде города кроется огромная мощь.

Записала Елена МАЦЕЙКО



Похожие публикации


Advertisement

Партнеры