16:59Проблемы незаконного строительства Подмосковья обсудили в Химках

16:35Путин поручил проработать все варианты дороги Москва-Казань

15:23В столице прошла реконструкция дождевой канализации

14:23Новый мост через реку Москву на обходе Октябрьского откроется в 2023 году

13:56Как пройдет благоустройство станции «Андроновка» и «Фрезер» в Москве

13:05Московская область к отопительному сезону готова!

12:08В Чертаново закрыта станция сортировки отходов

12:00Тульская область наращивает обороты жилой застройки

11:34Набережную Марка Шагала откроют ко Дню города

10:28В Екатеринбурге снова запустили Белоярскую АЭС после сбоя

09:37В столице приступили к ремонту административных зданий в САО

17:38В Южном Бутово создадут крупный производственно-логистический комплекс

16:06На МЦД-1 между Савеловским вокзалом и Долгопрудным построят 24 перехода

15:31Новая станции БКЛ метро «Давыдково» появится к 2021 году

14:14Когда откроются станции, закрытые на Сокольнической линии

Рецепт архитектурного «лимонада» от Арх Москвы-2019

logo russianconstruction.com
Рецепт архитектурного «лимонада» от Арх Москвы-2019
Поисковые теги: Арх Москва Источник фото:

В этом году выставка Арх Москва впервые проводилась на новом месте. Дом художника на Крымском валу, в течение 23-х лет принимавший Арх Москву, стал по-настоящему «намоленным» местом для архитекторов. Но, как известно, с 1 апреля этого года Дом художника, как творческая единица, прекратил свое существование, а его площади переданы Третьяковской галерее.

Переезд стал непростой историей для выставки, как признались ее кураторы. Но ведь еще старина Дейл Карнеги советовал: если жизнь преподносит тебе лимон, сделай из него лимонад.




Проекты: что связывает казахскую юрту и коробку из-под кроссовок

Новое пространство – а в качестве  площадки для одной из старейших архитектурных выставок на этот раз выступил Манеж – неожиданно пробудило неосвоенные творческие силы. И Манеж заселился грандиозными инсталляциями, арт-объектами, супер-креативными стендами от известных архбюро и компаний-производителей. По всеобщему мнению, смена выставочного ландшафта пошла ей только на пользу.

Тема нынешней выставки – «Старое и новое». Идея незамысловата, но позволила развернуть под нее целую ленту интересных сопоставлений.

Гости Арх Москвы буквально замирали перед необычным сооружением в центре выставочного зала. А там красовалась настоящая юрта, с потертыми от времени деревянными «ребрами»  конструктива. Юрта была заключена в «кокон» из уже вполне современного материала - клееного бруса. Проект российского архитектора Тотана Кузембаева произвел фурор.

Тотан Кузембаев – признанный мастер, работающий в жанре деревянной архитектуры. В 2018-м году  он единодушно был признан Архитектором Года.

 

 

- Я родился в степи, в юрте чабана, у меня не было игрушек, я брал глину и лепил из нее кирпичики. Из них сооружал какие-то дома, башенки, - рассказал Тотан на презентации своего выставочного проекта. – Я долго думал, что показать на выставке, волновался. И решил: покажу свою историю, те корни,  из которых растут мои постройки. А растут они из той самой юрты – начала всех начал.

Получилась вот такая шкатулка: внутри деревянного дома заключен войлочный (казахи не говорят – юрта, они говорят: войлочный дом), А внутри войлочного – глиняный (намек на глиняные игрушки).

В пику одной из древнейших построек, придуманных человеком, команда из трех архитектурных бюро – «Мегабудка», MAD Аrchitects и бюро IQ Эрика Валеева, – изобрела суперсовременный архитектурный образ. Проект тройной коллаборации называется «Баланс»  и возведен из необычного материала – коробок из-под модных кроссовок New balance. Конструкция балансирует на грани разрушения. Но не рушится!

- Нашим проектом мы хотели подчеркнуть хрупкость самого понятия баланса, - поведала руководитель бюро MAD architects Мария Николаева. – Собственно, вся архитектура – это баланс: нового и старого, передового и консервативного, декоративного и функционального. Баланс между идеями и способом их реализации.

 

Кроме того, своим «картонным посланием» представители нового архитектурного поколения хотели еще раз напомнить о необходимости вторичного и даже третичного использования материалов.

А вот авторы проекта «Дом будущего сегодня» попытались поразмышлять о  том, каким будет жилье через двадцать, тридцать, пятьдесят лет. Выводы неожиданны: возможно, это будут ко-ливинги, дома для совместного проживания, где человеку будет принадлежать лишь одна комната, а все остальные пространства станут общественными. Это ответ на отчужденность современного мира, где человек зачастую остается один на один с  самим собой и виртуальной реальностью.

 

- Собственно, мы в каком-то смысле, возвращаемся к дому-коммуне, - поразмышлял автор проекта, руководитель бюро GAFA Architects Григориос Гавалидис. – Именно этот формат мог бы восполнить недостаток общения и дружелюбия по отношению друг к другу.

Любопытно, что на стенде проводился опрос. Всем желающим выдавали фишки и просили проголосовать, какие качества могли бы их привлечь в таком формате коллективного проживания, и чем они могли бы поделиться с соседями – жилой площадью, кухней, рабочим местом, местом для отдыха, инвентарем и т.д. Итоги подведут в сентябре – тогда и узнаем, каким, в действительности, будет жилье будущего. Во всяком случае, грандиозные перемены в проектировании жилья нас, похоже, ожидают  уже в ближайшее время.

Всего на выставке было представлено более десятка спецпроектов от разных архитектурных бюро.

Специальным гостем Арх Москвы в этом году - и тоже неслучайно - стала Калужская область в лице Центра городских компетенций по вопросам городской среды ТОЛК. Калуга в этом году будет праздновать 650-летие – вот где, действительно, пересекается старое и новое! На выставке город представил проект благоустройства новой набережной вдоль реки Оки. 

Почему за качественной архитектурой надо ехать в Якутию

Неожиданный ажиотаж вызвало начинание одного из самых дальних российских регионов. На Арх Москве был дан старт двум архитектурным конкурсам. Оба – для республики Саха (Якутия). Первый – на проект благоустройства главной площади города Якутска – площади Ленина. Второй – на концепцию туристического кластера северного полюса холода Оймякон.

При разработке проекта, участникам конкурсов предлагалось учитывать экстремальный климат Якутии - ведь температура здесь может опускаться до −70 °C, а зима длиться до 9 месяцев в году. Между тем, объекты планируется использовать круглогодично: не только летом, но и зимой. В технических условиях сказано, что оба конкурса носят не творческий, но сугубо практических характер, и их результаты планируются  к реализации сразу после их завершения.

 

Оймякон – это вот уже несколько лет – буквально место паломничества туристов. Сюда едут со всех концов света. Да, здесь уже существует какая-то инфраструктура, но ее, безусловно, недостаточно для развивающегося центра туризма. Например,  процедура посвящения в «северяне» проходит здесь в стареньком Доме культуры. Не блещет и застройка поселка – это, в основном, хлипкие, полуразваливающиеся домики. Поселок нуждается в коренном переустройстве – здесь должны появиться новые гостиницы, отели, зоны отдыха и развлечений.

- …Причем они должны быть рассчитаны на разные туристические сегменты, - рассказала на презентации конкурса главный архитектор Якутстка Ирина Алексеева. – Это должен быть и доступный сегмент, для жителей республики, и средний – для россиян с материка, представляющих средний класс, и лакшери – для состоятельных российских и иностранных туристов.

Оймякон же готов предоставить самые крутые развлечения – поездку на оленях, проживание в чуме, катание на снегоходах, выступления этических коллективов и так далее.

 

Надо сказать, что республика Саха (Якутия) в последнее десятилетие – что называется, впереди планеты всей в смысле бурно развивающейся архитектуры. Недавно завершен конкурс на проект Парка будущих поколений, который появится в Якутске. Это будет один из самых уникальных парков мира! Здесь запланированы десятки оригинальных активностей. Победители архитектурного конкурса на концепцию парка – московская архитектурная мастерская «Атриум» под руководством Антона Надточего и компания «Восток+». Архитекторы постарались использовать в проекте какие-то очень важные для мировоззрения этого северного народа особенности.

Bauhause:  что же там такое было, в этом городке Дессау?

…Примечательным событием нынешней Арх Москвы стала конференция, посвященная 100-летию Bauhaus. Маленький немецкий городок Дессау стал родиной всей современной архитектуры. Bauhaus (Высшая школа строительства и художественного конструирования в немецком Дессау) просуществовал чуть больше десяти лет, но оказал колоссальное влияние на мировой архитектурный процесс. Архитекторы Вальтер Гропиус и Мис ван дер Роэ, которые здесь преподавали в начале 20 века,  заложили основы архитектурного модернизма. После их эмиграции в Америку модернизм шагнул на другой континент и стал по-настоящему большим архитектурным стилем.  В Bauhaus, кстати, преподавал русский художник-абстракционист Василий Кандинский, так же внесший свой вклад в развитие новых визуальных форм.

В январе этого года в Берлине состоялись празднования, посвященные юбилею Bauhaus. Колоссальный резонанс, огромное количество гостей.

 

Арх Москва тоже решила внести свою лепту в знаковое событие, затеяв проект «Connect to Bauhaus». Его куратором стала российский и немецкий архитектор Мария Сонне-Фредериксен, основатель бюро BDA.

- Посмотрите, - в который раз, вместе с участниками конференции, удивлялась спикер, дизайнер, профессор МАММ (Международной академии архитектуры) Мария Романова, демонстрируя слайды с авангардным креслом Шарлотты Перриан, провокационной мебелью Ле Корбюзье. – Я показываю эти фотографии своим студентам и прошу угадать время, когда были созданы эти вещи. Никто не опускается ниже 60-х годов 20 века. А они были придуманы в 1910-х-1920-х годах! В самом начале века. Невероятно!

- Сегодня мы  часто не задумываемся, как это сделано. Берем готовое: мебель, текстиль, посуду. А в Bauhaus творчество удивительным образом соединялось с ремеслом, - поделилась своими размышлениями по поводу легендарного бренда Мария Сонне-Фредериксен. – Мы на своем стенде, посвященном Bauhaus, хотим поделиться «кухней»: научить, как нарисовать, спроектировать, изготовить. Мне кажется, такой hand made - это очень важно сейчас.

…Прогулявшись по -2-му этажу выставки, на котором размещены стенды проекта Follow design – мы еще раз убедились, что Bauhaus жив. Его черты проглядывали сквозь авторскую мебель на стендах Макса Касымова и Нади Зотовой, корпусную мебель с художественными вставками «а ля Малевич», которую привез один из региональных производителей, интересный текстиль и функциональные интерьерные решения российских дизайн-бюро.

Вполне себе жива и Арх Москва, затеявшая в этом году, кроме масштабной экспозиции, еще и беспрецедентную деловую программу. На двух этажах выставки в течение всех дней ее работы – с 15 по 18 мая – без перерыва шли круглые столы, дискуссии, мастер-классы. Побеседовали, кажется, обо всем: нужна ли девелопменту уникальность, какими критериями можно измерить архитектурную деятельность, как создать интересное для жителя городское пространство, что такое устойчивая инженерная инфраструктура, какие форматы жилья будут предпочтительны в недалеком будущем и так далее.

Практически ни одна аудитория не пустовала.

Елена МАЦЕЙКО



Похожие публикации

Все по теме: Арх Москва


Партнеры