14:35И снова про метро: к 2027 году доступ к метро улучшится у жителей 75 районов Москвы

13:29Строительство метро в столице является экономически выгодным

12:24Новые линии освещения установили на 320 километрах дорог Подмосковья

11:02Незаконные склад, летнее кафе и автомойку снесли в Москве

09:59Количество ипотечных сделок в столице снизилось на 14% - до 6,6 тыс.

09:19Строительство второго детского сада на 200 мест планируют завершить в 2021 г.

17:15Дом по реновации в Кунцево введут в строй в 2020 году

15:43Бесплатные автобусы начнут курсировать у закрытых станций Каховской линии метро с 26 октября

14:24Пешеходный мост свяжет Шелепихинскую набережную и Дорогомилово

12:21Игра для читателей: найди поликлинику из России

11:53Москомстройинвест получил право банкротить проблемных застройщиков

11:00Движение в районе Напрудного пер. в ЦАО перекроют и ограничат с 28 октября из-за инженерных работ

10:20Зачем Каховскую линию снова закроют с 26 октября

09:03Мосгосстройнадзор проверит два ЖК, апарт-отель и автобусный парк

17:46Как проходит строительство дома по реновации в Лосиноостровском районе

«Краеугольные камни» фахверковой архитектуры

logo russianconstruction.com
«Краеугольные камни» фахверковой архитектуры
Поисковые теги: фахверк строительный фастфуд немецкие дома Источник фото:

В теории фахверковой архитектуры существует ряд проблемных моментов, без понимания которых невозможно перейти к проектированию и строительству реальных фахверковых объектов. Дефициты в теории фахверковой архитектуры, наблюдавшиеся в Германии во второй половине XX века и в России в начале XXI века, привели к массовому возведению так называемого «строительного фастфуда». Что же такое настоящий фахверк, рассказывает Денис Гавриков, президент Национального объединения исследователей фахверковой архитектуры (НОИФА).




Для дальнейшего чтения материалов, пожалуйста, зарегистрируйтесь или войдите.

Прежде всего, следует отметить сильнейшее влияние сетературы (текстов из Интернета) на архитектурную практику в сфере фахверкового зодчества в последнее время. Так, русскоязычные неакадемические тексты по фахверковому строительному искусству зачастую туманны, противоречивы, полны заимствований, характеризуются смешением объективного знания о фахверковых строениях с непроверенными данными.

Такое кратковременное погружение в теорию фахверковой архитектуры приводит эффекту метонимии, т. е. под «фахверком» каждый автор подразумевает что-то своё и подменяет целое частью. Функционирование таких информационных потоков приводит к выстраиванию искажённых представлений о фахверковых строениях и фахверковой архитектуре в целом. В свою очередь, гисперийский образ мыслей этих текстов находит выражение в проблемах в практической области.

Ниже приведены некоторые из распространённых теоретических нестыковок относительно фахверковых строений.

Самым распространённым заблуждением является так называемый «стиль фахверк». Как известно, понятие архитектурного стиля семантически объединяет художественные, конструктивные и функциональные особенности архитектуры, сложившиеся на определённой территории в определённый промежуток времени. Так, в архитектуре стран Запада прослеживается чёткая смена стилевых течений и отдельных стилей в архитектуре с течением времени. Однако, если определить фахверк как «стиль», то мы обнаружим ряд зданий сразу в двух стилях: рецепция романского стиля и «фахверк», готика и «фахверк», маньеризм и «фахверк», барокко и «фахверк» и т. д.

Иными словами, мы увидим в застройке некого европейского города такое явление: есть каркасные и каменные здания, в которых отражается смена стилевых эпох, параллельно с этим, в тех же каркасных зданиях, начиная с эпохи Средних веков, длится дополнительный «стиль фахверк» и не заканчивается. Это логическое противоречие говорит о том, что «фахверк» – это отнюдь не «стиль», а тектоническая (архитектурно-конструктивная) система здания.

Рисунок 1. Слева направо: фахверковое здание в стиле коттедж-орне, фахверковое строение в стиле возрождённой готики и фахверковая постройка в староанглийском стиле.

Смешение определений “Fachwerk” (нейтрального определения) и “Fachwerkhaus” (с фокусом на деревянных конструкциях) привело к тому, что под «фахверком» начали подразумевать каркасную конструкцию исключительно из деревянного бруса. Вместе с тем, фахверковый каркас архитектурных объектов в металлическом или железобетонном исполнении – объективная данность. Заполнение зачастую выполняется из светопрозрачных материалов.

Рисунок 2. Слева – фахверковое здание с железобетонным каркасом и стеклянным заполнением. Справа – фахверковое здание с металлическим каркасом и заполнением из стекла.

В ряде случаев искусственно обособляется рамный фахверковый каркас как отдельный вид каркасной конструкции. Однако это лишь частный случай фахверковой конструкции, в которой отсутствуют диагональные элементы. А отдельными видами каркасной архитектурно-конструктивной системы являются арочная и готическая.

Иногда в теоретические выкладки вкрадывается деструктивное  знание, что приводит к фатальным инженерным ошибкам. Так, указание на то, что фахверковый каркас может быть заполнен саманом (глиной с соломой), привело в российских экопоселениях 1990-х годов к тому, что срок службы таких фахверковых построек ограничился тремя – пятью годами ввиду того, что стены разрушались из-за насекомых и грызунов.

Рисунок 3. Слева – саман. Справа – фахверковая фашина.

Кроме того, есть интересный случай цивилизационного «джетлага». В постсоветский период привыкшие к моностилизованному дискурсу российские архитекторы были заняты поисками форм «классического фахверка», не понимая, что такого не существует ввиду полицентричности формирования региональных вариантов фахверкового зодчества, то есть существуют сразу несколько отличных друг от друга вариантов фахверка, типичных для определённых стран и регионов. В данном случае образ мышления затрудняет восприятие объективного знания.

Имеют место случаи как случаи применения излишней терминологии, так и соединения нескольких определений в одном. К первому случаю можно отнести внедрение в оборот калькированных терминов наподобие «фахверкхауса», «готикхауса», «мана», соответствующих общеупотребительным словосочетаниям «фахверковому зданию», «готическому зданию», «витрувианскому человеку». Данные определения относятся к истории фахверковой архитектуры и являются устоявшимися. Ко второму – обозначение всей совокупности элементов фахверкового каркаса «балками», в то время как обобщённо их можно назвать «стержнями», а «балка» – это лишь один из элементов фахверка, работающий статически определённым образом.

Ещё одним распространённым заблуждением является признание фахверка феноменом исключительно европейской культуры, что противоречит данным по этническому зодчеству Азии, Африки, Северной и Южной Америки, Океании. Это может выразиться в изобретении заново уже давно существующих форм фахверка, адаптированных для различных природно-климатических условий. Так, например, малоизвестной остаётся фахверковая конструкция с удвоенным каркасом, возникшая в Канаде и применимая в условиях континентального климата.

Существуют клише и в колористике фахверковых построек: каркас выделяется чёрным или коричневым, а панель межкаркасного пространства белится. Вместе с тем, существует множество самых разнообразных колористических решений для фахверка.

Есть убеждённые в том, что за определённой архитектурно-конструктивной системой должна быть закреплена определённая функциональность здания. Тем не менее в случае с фахверком такой связи не обнаружено: в различных своих интерпретациях он применим для зданий и сооружений любого функционального назначения.

Выявляется ряд исторических несоответствий. Так, появление фахверка как сложившейся архитектурно-конструктивной системы относят к мифическим «галло-романским временам», а не к античности. Появление этажных выступов в фахверковом каркасе на территории Греции ассоциируется с древними греками, а не с турками-османами. Часто повторяемым заблуждением является отнесение фахверковых построек в исторических центрах европейских городов к средневековому наследию – на самом деле подавляющее большинство этих построек относится к Новому времени. Само мноэтажное жилое фахверковое здание с выступами – это первый пример массового индустриального строительства, и такая технология нехарактерна для европейского средневековья.

Рисунок 4. Ярусные фахверковые строения – изобретение Нового времени

Распространённым географическим заблуждением является привязка ареала распространения фахверка в этническом зодчестве Европы к зоне широколиственных лесов, «от Бретани до Польши», что не соответствует действительности: он встречается и севернее и южнее этой зоны, вместе с тем на территории распространения широколиственных лесов спорадически встречаются регионы с превалированием отличных от фахверка строений.

Тиражируется утверждение, что в фахверке каркас «вынесен наружу» подобно тому, как это выглядит в зданиях стиля хай-тек. В большинстве фахверковых строений, однако, каркас встроен в структуру стены.

Другим распространённым клише является использование андреевского креста в каркасе фахверкового строения, при этом игнорируя иные и более подходящие в каждом конкретном случае сочетания элементов фахверкового каркаса.

Для обоснования неперспективности фахверка иногда выдвигается аргумент о малоэтажности таких строений. Параллельно с этим в мировой истории архитектуры существует большое количество примеров многоэтажных фахверковых строений от стороженных башен в Японии времён мезолита до небоскрёбов архитектурной школы Чикаго. Кроме того, в последнее время для небоскрёбов обосновано применение даже клеёной древесины. 

Не понимая принципов статической работы конструкций, зачастую создаётся фахверковый декор на стенах зданий, так что если бы созданный образ каркаса стал реальным несущим каркасом, такое здание разрушилось бы. Если фахверковый каркас создаётся не из цельного, а из тонкого клеёного бруса, то создаётся образ строения, нуждающийся в художественной доработке, чего, по соображениям подчёркнутого минимализма, не делают.

Рисунок 5. Современные имитации фахверка.

Дефицит знаний в материаловедении также приводит к распространённым, тиражируемым инженерным ошибкам. Среди них – наложение каркаса поверх штукатурки, заглубление каркаса по отношению к плоскости штукатурки, применение гипсокартона для заполнения межкаркасных пространств.

Мало освещённым в прессе остаётся факт чрезвычайной экологической нейтральности фахверковых построек, выполненных из природных материалов. По множеству параметров они лидируют среди строений этнического зодчества. Существенна также экоплатичность фахверковых построек: в различных интерпретациях они применимы от экваториальной до субарктической климатических зон. Кроме того, фахверк – конструкция, устойчивая к землетрясениям и пучению грунта.

Недостаточно исследованными остаются современные интерпретации фахверковой архитектуры – так называемый «постфахверк». Иногда конструктивная основа подобных строений представляет собой такой же фахверк, но составленный из более современных материалов (металла, железобетона, гнутоклеёной древесины заполненных кирпичной кладкой, сэндвич-панелями, стеклом, прозрачным поликарбонатом). Иногда – конструкции с инновациями в соединении элементов (сросшийся каркас зданий Захи Хадид, присоединение заполнения к каркасу металлическими лентами, так что заполнение не соприкасается с каркасом, придуманное Касом Остерхёйзом и т. п.).

Рисунок 6. Постфахверковые объекты

Таким образом, глубокое знание теории фахверковой архитектуры является неотъемлемой составляющей успешного проектирования и строительства таких строений. Для этого, прежде всего, необходимо обратить внимание на то, что наиболее общим определением рассматриваемого феномена архитектуры является следующее: «фахверком» является каркасная архитектурно-конструктивная (тектоническая) система, состоящая из стержней. Иными словами, по работе конструкций фахверк противопоставляется другим архитектурно-конструктивным системам (крупнопанельной и распорной), а также отличается от иных вариантов каркасной системы (арочной и готической). Таким образом, широкий ряд остовочных, решетчатых, стоечно-балочных конструкций, выполненных из различных строительных материалов, с различными видами заполнения и без них по статической работе конструкций представляет собой не что иное, как интерпретации фахверковой архитектурно-конструктивной системы.

Денис Гавриков, президент Национального объединения исследователей фахверковой архитектуры (НОИФА).



Похожие публикации



Партнеры