Выставка «Отечественные строительные материалы» стартовала в 1999 году. Это уникальный российский проект в области производства строительных материалов, определяющий вектор развития отечественной стройиндустрии. ОСМ — по сути единственная в стране выставка, наиболее полно отражающая реалии российского строительного рынка. Сегодня мы беседуем с директором выставки ОСМ Еленой ВАСИЛЬЕВОЙ.
Когда придумали импортозамещение
— Елена Леонидовна, какие особенности рынка отечественных стройматериалов Вы бы отметили? Каковы Ваши прогнозы относительно дальнейшего развития этого рынка?
— Я бы сказала, что каких-то особенных колебаний на рынке мы не заметили. Во всяком случае, сужу по выставочной деятельности. Скажу больше: несмотря на сложную экономическую ситуацию, мы комплектуемся в обычном режиме. Может быть, какие-то изменения принесет 2016 год. Посмотрим.
Правда, справедливости ради следует отметить некоторое уменьшение числа экспонентов, которые представляют на нашей выставке оборудование для производства строительных материалов. В этом году заводы-производители решили сэкономить на модернизации производства и новое оборудование практически не заказывали.
Соответственно, на это отреагировали поставщики такого оборудования, которые решили в этом сезоне не выставляться.
— Основная задача выставки ОСМ — поддержка российских производителей. Можно ли говорить о том, что для них настал удобный момент для того, чтобы упрочить свои позиции на рынке? Могут ли, на Ваш взгляд, российские компании стать серьезными конкурентами иностранным фирмам?
— Наша выставка проводится уже 18 лет. Все это время мы упорно продвигали, лоббировали именно интересы отечественного производителя. И говорить сейчас о том, что в отрасли вдруг внезапно появились элементы импортозамещения, было бы неправильно. Производство конкурентоспособных российских стройматериалов было всегда.
Понятно, что выставка ОСМ идеологически была посвящена отечественному производителю. Неслучайно в качестве основного слогана мы взяли такую формулу: «Отечественные строительные материалы: миссия выполнима!». И мы верим, что российские стройматериалы обязательно будут успешно конкурировать с зарубежными. А время сейчас, вы правы, действительно, удобное для рывка, чтобы закрепить достигнутые успехи и развиваться дальше.
Участие ради участия?
— Как известно, в сложной экономической ситуации чаще всего урезаются затраты на рекламу, и многие компании отказываются участвовать в выставках до лучших времен. Как Вам кажется, разумно ли экономить на выставочной деятельности?
— Видите ли, выставка — это своеобразный клуб. Если у тебя дрогнули нервы, и ты ушел с рынка (в том числе отказавшись от участия в выставке), то твое место обязательно кто-нибудь займет.
Скажу больше, наши отечественные производители в каком-то смысле даже благоволят таким периодам стагнации. Потому что в тяжелые времена отсеиваются конкуренты. А у крепкого производителя есть возможность еще более укрепиться на рынке.
Кризис стимулирует желание получать информацию из первоисточника, лично устанавливать и поддерживать деловые контакты, сравнивать и выбирать актуальные предложения и продукты. Для некоторых компаний это период обнуления и начала взаимодействия с другими источниками, которые раньше даже не рассматривались.
Так что если у компании есть хотя бы малейшая возможность, нужно участвовать! Пусть не так пафосно. Свое присутствие на рынке можно обозначить с помощью более скромных по бюджету вариантов. И здесь полезные советы всегда могут дать организаторы выставки.
Кстати, мне приятно отметить, что из тех, кто постоянно представляет свою продукцию на выставках ОСМ, никто не обанкротился, не закрылся — пока все на плаву. Все стараются справляться с трудностями, держаться, даже несмотря на падение сбыта, на сложности с платежами от заказчиков.
— На что в первую очередь сегодня обращают внимание экспоненты, разрабатывая план своего участия в выставке: размер стендов, их техническая оснащенность? Или сейчас предпочтение отдается более скромным вариантам, и все силы переключаются на работу в деловой программе?
— Вы знаете, есть компании, которые и не собираются уменьшать арендуемые площади, даже несмотря на кризис. А некоторые их даже увеличивают! Это называется агрессивным поведением на рынке, и часто такая стратегия приносит свои плоды.
Но есть и такие, кто действительно испытывает финансовые трудности. Однако они понимают, что даже при небольшой выставочной площади участие в выставке может быть успешным, если грамотно провести комплекс предвыставочных мероприятий — таких как приглашение партнеров на стенд, анонсирование участия в выставке, подбор грамотного стендиста. Поэтому арендуют буквально несколько квадратных метров, но тем не менее участвуют!
Деловая программа у нас бесплатная, и мы стараемся сделать ее интереснее, насыщеннее. Должна сказать, что в наших семинарах и круглых столах экспоненты участвуют с удовольствием.
— Могли бы Вы обрисовать портрет усредненного посетителя вашей выставки?
— Это, конечно, в первую очередь профессионалы: руководители предприятий, decision-makers, отраслевые эксперты, дилеры. Между прочим, некоторые компании предпочитают устраивать встречи со своими дилерами именно на выставках. Это удобно: никаких дополнительных расходов, вся продукция наглядна.
Чего посетители хотят от выставок
— Как изменились запросы посетителей? Что они прежде всего хотят получить от выставки?
— Конечно, это в первую очередь актуальная информация. Чтобы выйти на рынок во всеоружии, в начале сезона очень важно сориентироваться по ценам и конкурентам. И в этом плане наша выставка — очень удобное мероприятие: она проходит в январе, в преддверии следующего строительного сезона.
А вот количество заключенных на выставке контрактов, думаю, не главный показатель. Дело в том, что на таких выставках формируется множество так называемых «отложенных» контрактов.
То есть человек ознакомился с продукцией, а дальше он думает. При этом размышлять и анализировать он может достаточно долго, но все равно позже, как правило, приходит к выводу, что именно эта продукция ему нужна.
— По итогам 2015 года рост цен на стройматериалы, по прогнозам ряда аналитиков, может составить более 12%. Не кажется ли Вам, что отечественные производители просто воспользовались ситуацией для того, чтобы поднять цены? Не выглядит ли это неким заговором?
— Видите ли, стройиндустрия — отрасль, которая не существует отдельно от других, в безвоздушном пространстве, она вписана в экономические реалии. И если есть общая тенденция повышения цен и падения курса национальной валюты, то будут повышаться цены и на стройматериалы.
Казалось бы, что может подорожать в кирпиче? Глина и вода. Но мы забываем, что для его производства нужно оборудование, электроэнергия, его надо транспортировать к месту строительства. Вот так в общем контексте «удорожания» растет и стоимость строительного материала.
А если мы возьмем лакокрасочные материалы, производство сухих смесей, то здесь удорожание идет за счет импортных добавок и различных присадок.
— Как компании эффективно построить свою выставочную политику? У нас в стране огромное количество строительных выставок. Нужно ли стараться участвовать во всех без исключения?
— Любая строительная выставка, с одной стороны, тематическая, а с другой, разнонаправленная. Важно, чтобы человек был уверен: он не будет стоять со своей продукцией среди разнородных стендов, что иногда встречается на строительных показах. Если он, например, стоит с кирпичами среди обоев и интерьеров, то его, скорее всего, не заметят.
Очевидно, что для многих сегодня актуален вопрос оптимизации вложений в продвижение в целом и в выставочную деятельность в частности.
На этой волне не могу не отметить наш проект CERAMATECH — это уникальное событие, где на одной выставке собраны производители и строительных материалов, и оборудования.
Производители и поставщики — люди бизнеса и ценят удобство нашей площадки, где созданы все условия для плодотворного общения.
Нужно выбирать свою выставку, в своем сегменте. Причем такую, где твой сегмент имеет наиболее сильные позиции.
— Как, по Вашему мнению, можно собой заинтересовать?
— Знаете, бывают очень красивые стенды, но они не дают никакого «выхлопа». А случается, скромный, но толково оформленный стенд привлекает огромное количество посетителей.
Большое значение имеет тот, кто работает на стенде: его опыт, умение общаться с людьми и правильно представлять свою продукцию. И посещение таких стендов, право, дает компаниям больше, чем пассивное присутствие на стенде.
— И все же, Елена Леонидовна, что будет с отечественным строительным рынком?
— Он развивается в русле общих тенденций. Наладится экономическая ситуация в стране — пойдет в рост и строительный рынок.
Подготовили Софья ОРЛОВА, Елена МАЦЕЙКО