Москва +21 °C, дождь.

Лента новостей

17:37
Чем станция «Лубянка» так полюбилась иностранным болельщикам


16:41
В СССР могли построить горизонтальный небоскреб и летающий город


16:03
Эксперты прогнозируют рост стоимости аренды недорого жилья из-за big data


15:35
Еще один сервис по поиску отелей присоединился к санкциям против Крыма


15:19
На Цветном бульваре открылся флагманский магазин немецкой Bosch


14:24
В наукограде Подмосковья квартиру можно снять всего за 15,000 рублей


12:56
Тевтонский замок XIV века Калининградской области выставлен на торги


12:35
Около 6 млрд рублей вложит Сбербанк в строительство жилья на юго-западе столицы


11:51
Осенью по всей Москве начнется массовое строительство жилья по реновации


11:24
Компания олигарха Вексельберга достроит жилые дома у метро «Алексеевская»


10:42
Путин прибыл в Калининград решить судьбу стадионов ЧМ-2018


10:13
Новак рассказал о воздействии на рынок законопроекта о санкциях против «Северного потока-2»


09:47
Москвичей, нелегально сдающих квартиру, обнаружат с помощью big data


23:34
В список ЕС добавят еще 6 компаний-участниц строительства Крымского моста


17:59
Азотная кислота на МКАД стала причиной ДТП


17:08
Нужен подрядчик для ремонта первого чугунного моста в Санкт-Петербурге


16:31
Эксперты обещают больше ресторанов и магазинов иностранных брендов к концу года


15:47
Самое дешевое жилье в небоскребе Москвы оценили в 2,9 млн рублей


14:53
Что происходит на стройке моста через Амур в Китай


14:16
Московский зоопарк готовит «большой проект» по работе с детьми


13:40
Экстрим-парк и бассейн появятся в составе ТПУ «Некрасовка»


12:58
Санкции против «Северного потока-2»: «Не допустим попадание денег стран НАТО в карманы Кремля»


12:31
5-звездочный южнокорейский отель открылся во Владивостоке


11:52
Два литра в руки и только по паспорту — что происходит в Североуральске


11:23
Археологи нашли в центре Москвы бутылку XVII века


10:47
В Москве создадут зону автогонок с технологиями виртуальной реальности


10:16
9,000 региональных дорог перейдут в федеральную собственность


09:50
Когда заработает уникальная канатная дорога до спорткомплекса «Лужники»


18:02
Newsweek: Россия намерена соединить Японию и Европу железнодорожным мостом


16:54
Третий день Североуральск без питьевой воды — одна цистерна на площади


Все новости

Архив публикаций

«    Июль 2018    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031 

Последние комментарии

Строительные нормы и правила: будут ли они едиными на постсоветском пространстве с созданием ЕАЭС

logo russianconstruction.com
Строительные нормы и правила: будут ли они едиными на постсоветском пространстве с созданием ЕАЭС
В строительстве все должно быть обосновано, убежден эксперт Вячеслав Блинов. Используя прошлый опыт, нужно учитывать современные требования и нормы

С нового года вступил в силу Договор о ЕАЭС. Обеспечит ли он единство на постсоветском рынке строительных услуг? Что необходимо сделать и как доработать отечественные регламенты и межгосударственные стандарты? Об этом нам рассказал Вячеслав БЛИНОВ (на фото), заместитель председателя Межотраслевого совета РСПП по техническому регулированию в строительстве.

 

— Вячеслав Петрович, какова сегодня ситуация с техническим регулированием в строительстве в связи с созданием ЕАЭС?

— На сегодняшний момент проблема окончательно не решена. С одной стороны, есть Евразийский договор и Приложение 10, касающееся системы технического регулирования в ЕАЭС, где однозначно зафиксировано, что правовой основой обеспечения безопасности продукции являются технические регламенты и их доказательная база — исключительно межгосударственные стандарты (ГОСТ). Там прописаны основные строительные процедуры, начиная от изысканий и кончая вводом в эксплуатацию объектов капитального строительства, но доказательной базой являются опять же только межгосударственные стандарты. Ни межгосударственных строительных норм (МСН), ни межгосударственных сводов правил (МСП), которые фигурировали в проекте Технического регламента Таможенного союза, в этом документе нет. Более того, на этапе формирования, обсуждения и принятия Договора о ЕАЭС и Приложения 10 предложения о введении МСН и МСП не поступали и даже не обсуждались.

Ситуация же с инфраструктурными объектами сегодня такова. С февраля 2015 года будут действовать ранее введенные технические регламенты по безопасности железнодорожного транспорта, в том числе высокоскоростного, и автомобильных дорог. Доказательной базой этих регламентов являются, как я уже говорил, межгосударственные стандарты. Кроме того, создана и успешно реализована специальная программа по переработке наших СНиПов в межгосударственные стандарты.

Это логично, что линейные объекты капитального строительства — железные и автомобильные дороги, магистральные газо- и нефтепроводы, проходящие по территории стран ЕАЭС, должны строиться по единым требованиям и нормам безопасности. А так называемые точечные объекты жилищного, гражданского и промышленного назначения, возводимые на территории конкретной страны, должны соответствовать требованиям национального, в том числе градостроительного, законодательства этой страны. Об этом свидетельствуют 12 отсылок к национальному законодательству в последней редакции ТР ТС по таким важнейшим вопросам, как обеспечение безопасности, государственный надзор, экспертиза, ввод объектов в эксплуатацию и т.д.

Руководствуясь этим принципом, представители Казахстана в конце декабря 2014 года предложили вывести строительство точечных объектов (имеются в виду объекты капитального гражданского и промышленного строительства) из сферы технического регулирования ЕАЭС, оставив ее регламентацию на национальном уровне. Кроме того, казахстанская сторона предложила доработать концепцию Технического регламента Евразийского экономического союза по строительным материалам и изделиям по аналогии с европейским Регламентом 305/2011/ЕС, вернувшись на стадию формирования концепции.

Мы поддерживаем подход, при котором строительные материалы и изделия обязательно должны регламентироваться на уровне ЕАЭС, а здания и сооружения следует оставить на уровне национальном. Но при этом нельзя прекращать работу по отслеживанию новых европейских и мировых требований по безопасности, новых методических подходов и пр. И начинать здесь нужно не с Техрегламента, а с его доказательной базы — нормативно-технических документов. Иными словами, давайте попробуем разработать сначала строительные нормы и правила в виде межгосударственных стандартов, а потом на их базе уже будем создавать Техрегламент. И хотя решение по этому предложению пока не принято, но, по моему мнению, это — единственный разумный подход.

 

— Отражены ли в новых документах ЕАЭС вопросы, связанные с применением еврокодов?

— Хочу напомнить, что сами по себе еврокоды — это не регламенты, а евростандарты, которые являются доказательной базой европейского Регламента 305/2011/ЕС. Еврокоды — это всего лишь правила проектирования с учетом механической, сейсмической и частично пожарной безопасности. И, в отличие от наших стандартов, в них отсутствует целый ряд норм по обеспечению всех видов безопасности. Так что еврокоды — это лишь частичное решение проблемы перехода на наднациональный уровень. Однако их следует учесть, проработать и принять как альтернативу нашим методам проектирования. Что же касается их практического применения у нас, в России, то в каждом конкретном случае решение об этом должны принимать инвестор и генеральная проектная организация.

Хочу подчеркнуть, что еврокоды — это стандарты по технико-экономическому проектированию зданий и сооружений, рассчитанных на определенный срок службы. И если вы, допустим, строите здание в сейсмическом районе со сроком службы 10—15 лет — это одни расчеты, а если на 40—50 лет — то тут необходимы уже другие подходы. Ну а поскольку срок службы зданий и сооружений во многом зависит от подбора материалов, обращаю внимание на то, что европейские стройматериалы далеко не везде применимы в российских условиях.

И хотя инженерная наука в принципе везде едина и развивается по одним законам, у нас, в России, в отличие от той же Европы, привыкли строить на века. А вот новые европейцы построили в Риге торгово-развлекательный центр сети Maxima по евростандартам, и чем это обернулось? Зимой 2013 года снега выпало чуть больше нормы — и здание ТРЦ рухнуло, унеся десятки человеческих жизней. Почему так вышло? Потому что рассчитано все было по еврокодам на?40 лет, и нагрузки приблизили к европейским условиям. А нужно было учесть особенности данной климатической зоны.

 

 

— Какова позиция российских специалистов по отношению к зарубежным нормам?

— Любая новая норма — это продукт собственных многолетних научных исследований, либо она просто позаимствована у других стран. Мы долгое время ничего не вкладывали в отечественную строительную науку, чтобы создавать новые стройматериалы и вырабатывать новые нормы проектирования. Но с другой стороны, мир не стоит на месте, и мы должны ориентироваться на то, что делается за рубежом — в Европе, Азии. То, что там создано, необходимо изучить и адаптировать к нашим условиям. Да, у нас есть свои нормы. Но если мы хотим экономически обоснованно строить, то надо учитывать и те достижения, которые есть в остальном мире.

Вот, например, комплекс Москва-Сити рассчитан только на 40 лет. А вспомним, как строили у нас три-четыре десятилетия назад, какие были чугунные отопительные батареи и какие стоят сейчас... У нас всегда строили с запасом, и это было правильно для своего времени и для наших условий. Сегодня все должно быть обоснованно. Поэтому что-то нужно брать из прошлого опыта, но обязательно — с учетом нынешних требований. Например, те же коммуникации должны быть не такие, как прежде, а современные.

Да, отечественная наука движется в этом направлении, но, к сожалению, не так быстро, как хочется, поскольку она уже давно не финансируется в нужных объемах.

Беседу вел Владимир РЕЧМЕНСКИЙ

Фото Строительство.RU

Похожие публикации

Добавьте комментарий

  • winkwinkedsmileam
    belayfeelfellowlaughing
    lollovenorecourse
    requestsadtonguewassat
    cryingwhatbullyangry
Войти через

Партнеры

Наверх