Москва +1 °C, снег.

ПОБЕДИТЕЛЬ КОНКУРСА СМИ МИНСТРОЯ 2016
BIM

Лента новостей

17:10
Сколько ветхих пятиэтажек осталось снести в Москве
17:06
На станции метро «Бутырская» в Москве почти достроили новый вестибюль
16:52
Вот кого избрали новым главой администрации Копейска
16:23
Каким в промзоне ЗИЛа в Москве построят филиал Государственного Эрмитажа
16:21
В подмосковной Дубне возведут автомобильный мост через Волгу за 8,75 млрд рублей
16:12
На какой срок продлена программа помощи проблемным ипотечникам
15:46
Определен срок ввода долгостроя ЖК «Западные ворота столицы» в Подмосковье
15:31
Скоро жилья уже введено в новой Москве в 2016 году
15:24
Крупный комплекс апартаментов возведут под Москвой за 4 млрд рублей
14:49
На строительство нового терминала в аэропорту «Симферополь» выделили 1,5 млрд рублей
14:32
Назван новый срок строительства административного здания на Покровском бульваре
14:16
О чем договорились Мосгосэкспертиза и ООО «Ренга Софтвэа»
14:07
Сколько недвижимости введено в ЦАО Москвы в этом году
13:54
Когда в подъездах домов Москвы установят рекламные медиаэкраны
13:44
Когда расселят 7 ветхих домов квартала 21 в подмосковной Ивантеевке
13:35
На строительстве базы ВМФ в Новороссийске начался важный этап
13:20
Почему в Нижнем Новгороде метростроители вынуждены менять курс щита «Татьяна»
12:53
На какой станции метро Москвы создадут иллюзорное Солнце
12:47
В Крыму модернизируют испытательную базу для авиации
12:36
Власти Москвы резко увеличивают стоимость аренды для малого бизнеса
12:20
Один из подрядчиков Восточного получил реальный срок за крупное хищение
11:53
Когда в подмосковной Ивантеевке расселят ветхое жилье в квартале № 21
11:53
Здоровенный обломок «Прогресса» упал во двор дома в Туве
11:36
Почему стоимость строительства судебного квартала в Петербурге резко снизилась
11:24
Подробности опасного возгорания в здании Дипакадемии МИД РФ в центре Москвы
10:58
Где в Москве построят огромный филиал зоопарка с элементами сафари
10:41
В Пензенской области запустят крупнейшее производство шампиньонов за 1,25 млрд рублей
10:39
Что построят в Самаре на месте снесенного Дворца спорта
10:24
Еще один важный съезд введут на развязке по ул. Монтажников в Тюмени
09:42
В России стартовал удивительный проект «Безопасные и качественные дороги»
Все новости

Архив публикаций

«    Декабрь 2016    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728293031 

Последние комментарии

Курс ЦБ на 05.12 USD:  64.15280 EUR:  68.47030 Курс нефти Brent: 54,411,38

Президент ругает дорожников, а те строят как привыкли

logo russianconstruction.com
Президент ругает дорожников, а те строят как привыкли
Устаревшие технологии, отсутствие контроля за весом автотранспорта, завышенные цены на стройматериалы, кадровый голод. Это только часть причин

Наполеон в свое время сказал, что в России нет дорог — есть только направления. С тех пор минуло более 200 лет, но и сегодня дорожное хозяйство по сравнению с другими отраслями и сферами профессиональной деятельности имеет очень низкую репутацию у населения.

Кто и где только не говорит о плохом качестве наших дорог. И это неудивительно, ведь негативное мнение о наших дорогах закладывается еще в школе, при изучении всем известного произведения Александра Радищева «Путешествие из Петербурга в Москву», в котором автор рассуждает об отвратительной дороге между двумя главными российскими городами, которую невозможно преодолеть без проблем даже летом. Сегодня эта трасса носит имя «М-10», и по ней так же, как и 200 лет назад, не всегда удается доехать без проблем.

 

Когда недостатки бросаются в глаза

Многие считают, что в дорожной отрасли не воруют только те, кто в ней не задействован. Особенно крепнет это убеждение у россиян, побывавших в странах ЕС. Ну а как тут думать иначе, скажем, тем же жителям соседствующей с Финляндией Карелии или Ленинградской области. Во время поездок на автомобиле в Страну тысячи озер они просто не могут не замечать, какая дорога начинается сразу же после прохождения финского пограничного КПП. А покатавшись вдоволь по «их» дорогам и возвращаясь на Родину, отнюдь не приятно ехать, например, по трассе «Скандинавия», где почти каждое дерево «украшено» похоронными венками.

Разумеется, трудно хорошо думать о целой дорожной отрасли, когда видишь на дорогах то яму, то колею, то другие дефекты. Между тем работу и старания дорожников люди замечают не так, как те же ямы. Даже плохое качество дома не сразу бросается в глаза, как та же колея на дороге. И если к качеству той или иной дороги у народа претензий нет, то негативный шлейф создает проблема пробок, особенно это касается крупных городов. Ведь рост автомобилизации населения в некоторых случаях практически свел на нет технический прогресс и попросту уравнял скорости XXI века со скоростями XVIII столетия. Ведь как и тогда на лошади можно было за несколько часов доскакать, например, из Москвы до Клина (80 км), так и сейчас, особенно в пятницу вечером, до него придется ехать не меньше тех же нескольких часов.

 


 

«Черные дыры» наших дорог

Обо всем этом люди говорят и на кухнях, и на самом высшем уровне. Недавно, выступая в Новосибирске на заседании Президиума Госсовета по вопросам совершенствования сети автомобильных дорог в целях комплексного освоения и развития территорий страны, Президент России Владимир Путин весьма критично высказался о положении дел в дорожной отрасли. Глава государства отметил, что данная тема является острой, насущной и жизненно важной и что от ее решения напрямую зависят рост экономики, конкурентоспособность бизнеса, комплексное развитие регионов и успешная реализация практически всех социальных задач. Он напомнил, как много внимания государство сегодня уделяет дорожной отрасли и какие немалые средства выделяет на ее развитие.

При этом Президент признал, что в сфере дорожного хозяйства уже немало сделано. Принят закон об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности, сформирована нормативно-правовая база для привлечения внебюджетных инвестиций в автодорожную отрасль. Созданы федеральный, региональные и муниципальные дорожные фонды, что позволило за неполные четыре года удвоить финансовые ресурсы отрасли, увеличив объемы строительства, реконструкции и ремонта дорог всех уровней. Однако проблемных моментов в отрасли, по словам Владимира Путина, по-прежнему осталось немало. Моментов, из-за которых у данной отрасли и сформирована столь незавидная репутация.

Главной проблемой Путин считает соотношение цены и качества — прежде всего объектов дорожного строительства. Эта проблема у нас всегда была болезненной, вызывала много вопросов и нареканий в обществе, но она не изжита и по сей день, а ее острота отнюдь не уменьшилась. Государство направляет на строительство и реконструкцию дорог значительные финансовые ресурсы, но отдача от этих вложений порой малоэффективна. Даже недавно построенные автодороги нередко не соответствуют требуемым характеристикам, быстро изнашиваются, не выдерживают современных транспортных нагрузок и т.д.

Необходимо срочно принять меры, направленные на повышение достоверности, точности сметной документации дорожных работ. Многие методики здесь явно устарели. Между тем в нашем дорожном хозяйстве сохраняются «черные дыры», в которых исчезают выделенные средства. Вместо того чтобы поступательно наращивать объемы качественного дорожного строительства, из года в год ремонтируются и латаются одни и те же дороги...

 

Технологии старые, цены — суперсовременные

Но есть и другие проблемы. На Госсовете в Новосибирске отмечалось, что значительный урон нашим дорогам приносят грузовики, особенно когда идут с перегрузом. Однако фуры на дорогах почти не взвешивают, и вероятность быть оштрафованным ничтожна мала. А грузоперевозчиков вообще не «колышет» сохранность дорожного полотна: им главное — доставить как можно больше товара.

Впрочем, нельзя все сваливать лишь на грузоотправителей и водителей. Сами дорожники нередко строят дороги по нормам и технологиям 30-летней давности, не рассчитанным на сегодняшний вес большегрузов и нынешний все возрастающий грузопоток. При таком положении дел не нужно быть дорожником, чтобы понять необходимость внедрения инновационных технологий. Но инновации сюда почти не проходят. Как признал в разговоре с автором Лев Каплан, д.э.н., профессор, почетный строитель России, почетный академик РАН, дорожно-строительная отрасль сама по себе крайне консервативна: она буквально отторгает инновации! Ведь для того, чтобы инновационная технология была внедрена в строительство, ей необходимо пройти сложнейший путь административных согласований. В процессе которого большинство инновационных технологий попросту пропадает. А те инновации, которые все же смогли пройти все бюрократические горнила и попали в нормативную документацию, не находят себе применения. Строители все равно строят так, как привыкли...

Еще одна причина плохих дорог — необоснованно быстрый рост цен на дорожно-строительные материалы, песок, щебень, гравий и т.д. При этом дорожать данные материалы могут крайне адресно. В определенных, так сказать, местах продажи. Зачастую о строительстве или реконструкции дороги еще даже официально не объявлено, а цены на инертные материалы в регионе, где планируется начать дорожные работы, уже значительно изменились, естественно, в большую сторону (подробнее об этом читайте в материале этого номера «Месторождения инертных материалов отдадут строителям?»). Подобная ситуация происходит и с землями, на которых должно пройти дорожное строительство. Их очень любят выкупать бизнесмены-ловкачи, чтобы потом попытаться «впарить» государству в несколько раз дороже. Все это значительно удорожает стоимость строительства и, соответственно, снижает километраж построенных и отремонтированных дорог.

 

Где молодые и перспективные?

В будущее отрасли без страха смотреть трудно. Вспомним знаменитый советский лозунг «Кадры решают все». Какие кадры и что именно они будут решать в дорожной отрасли в ближайшей перспективе, понять сложно. Бюджетных мест в вузах для студентов-дорожников государство выделяет ничтожно мало. Например, как сообщил нам декан автомобильно-дорожного факультета СПбГАСУ Сергей Евтюков, в 2014 году в этом базовом отраслевом вузе Северной столицы их выделено не больше десятка и примерно столько же бюджетных мест отведено мостовикам. Даже если представить, что все эти студенты дойдут до выпуска (что весьма маловероятно), то город Санкт-Петербург, Ленинградская область и другие области Северо-Запада, где не готовят дорожников, получат целых десять молодых специалистов! И это с учетом того, что они не уедут в другие регионы и захотят работать по специальности. Капля в море…

Конечно, вуз имеет право набирать неограниченное количество студентов на контрактной основе. Только не у каждой семьи найдется возможность платить порядка 150 тысяч рублей за семестр. В общем, говорить о притоке в отрасль молодых и перспективных кадров сегодня не приходится. А старые, заслуженные, все знающие и многое умеющие дорожники год за годом уходят на пенсию. Ну и скажите теперь, как наши дороги смогут стать лучше при таком положении дел? Действительно, понять это сложно.

Устаревшие нормы и технологии, отсутствие должного контроля за весом автотранспорта, завышенные цены на стройматериалы, недобросовестное ведение бизнеса, кадровый голод... Это только часть причин, каждая из которых тянет за собой целый комплекс проблемных моментов, о которых в одной статье не расскажешь. Таковы реалии отрасли. Мы обязательно продолжим разговор о насущных проблемах дорожного хозяйства на страницах нашего журнала.

Станислав ДОНИН

Фото dortransport.com, freesmi.by, wikimedia.org

Видео

Похожие публикации

Добавьте комментарий

  • winkwinkedsmileam
    belayfeelfellowlaughing
    lollovenorecourse
    requestsadtonguewassat
    cryingwhatbullyangry
Войти через
Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив

Партнеры

Национальное объединение строителей

Кнауф

Скания

Volvo

RUKKI

Волма

Iveco

Profine

RF

Paroc

СГК

Этернит

Наверх