Москва 0 °C, дождь.
Смотреть

Лента новостей

17:41
Где в Московской области ввели в эксплуатацию 4 новых газопровода


17:27
Стало известно, каким будет рост тарифов ЖКХ в Подмосковье в 2018 году


17:09
Когда хорошая питьевая вода дойдет до 200 тыс. жителей Южного Дагестана


16:51
Для чего в 2018 Дагестану дадут 1,22 млрд рублей и ещё 300 млн на сейсмоустойчивость


16:17
На какой набережной Москвы построят целый каскад «парящих» мостов


16:04
Какой прогноз по инвестициям дали в Москве на INFRA SAMMIT


14:08
В Главгосэкспертизе объяснили порядок исключения юрлиц из ФГИС ЦС


14:03
Какой приговор вынесен экс-министру Минэкономразвития Алексею Улюкаеву


14:01
Что творится на строительстве автоподходов к Керченскому мосту


13:39
Из-за чего в ЖКХ Подмосковья снизилось количество отключений


13:28
В Москве ищут желающих отреставрировать дворец боярина Троекурова


13:18
Что сказал Собянин открывая участок Калужского шоссе после реконструкции


12:48
Сколько семей в Подмосковье получили квартиры через «Социальную ипотеку»


12:33
Как Москва вошла в высшую инвестиционную лигу


12:26
Когда в Коммунарке построят один из крупнейших в России медкомплексов


12:14
Где в Подмосковье построили новую детскую школа искусств на 600 учеников


11:22
В новой Москве завершено строительство крупного общественного долгостроя


11:15
Какой закон о повышении МРОТ до прожиточного минимума приняла Госдума


10:50
Где в столице появится Сквер дивизий Московского народного ополчения


10:35
Итоги круглого стола, проведенного НОПРИЗ в Смоленске


10:30
Минстрой РФ, ЦБ и АИЖК придумали новую схему отказа от средств дольщиков


09:56
Мишарин назвал срок начала строительства ВСМ «Москва-Казань»


09:42
Почему китайцы рвутся строить в Нижнем Новгороде новый речной порт


16:53
В Москве услуга по согласованию СТУ доступна только в электронном виде


16:38
В микрорайоне Кузнечики подмосковного Подольска ввели отличную школу


16:10
О чем в Москве министру Меню рассказал глава Ингушетии Евкуров


15:46
Как просто в Ростове-на-Дону при строительстве жилого дома украли 12 млн


15:19
Из-за чего министр строительства Михаил Мень срочно летит в Дагестан


15:06
Сколько денег правительством РФ выделено на соцподдержку оплаты ЖКУ


14:49
Что произошло на Таганско-Краснопресненской линии метро Москвы


Все новости

Архив публикаций

«    Декабрь 2017    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031

Последние комментарии

Президент ругает дорожников, а те строят как привыкли

logo russianconstruction.com
Президент ругает дорожников, а те строят как привыкли
Устаревшие технологии, отсутствие контроля за весом автотранспорта, завышенные цены на стройматериалы, кадровый голод. Это только часть причин

Наполеон в свое время сказал, что в России нет дорог — есть только направления. С тех пор минуло более 200 лет, но и сегодня дорожное хозяйство по сравнению с другими отраслями и сферами профессиональной деятельности имеет очень низкую репутацию у населения.

Кто и где только не говорит о плохом качестве наших дорог. И это неудивительно, ведь негативное мнение о наших дорогах закладывается еще в школе, при изучении всем известного произведения Александра Радищева «Путешествие из Петербурга в Москву», в котором автор рассуждает об отвратительной дороге между двумя главными российскими городами, которую невозможно преодолеть без проблем даже летом. Сегодня эта трасса носит имя «М-10», и по ней так же, как и 200 лет назад, не всегда удается доехать без проблем.

 

Когда недостатки бросаются в глаза

Многие считают, что в дорожной отрасли не воруют только те, кто в ней не задействован. Особенно крепнет это убеждение у россиян, побывавших в странах ЕС. Ну а как тут думать иначе, скажем, тем же жителям соседствующей с Финляндией Карелии или Ленинградской области. Во время поездок на автомобиле в Страну тысячи озер они просто не могут не замечать, какая дорога начинается сразу же после прохождения финского пограничного КПП. А покатавшись вдоволь по «их» дорогам и возвращаясь на Родину, отнюдь не приятно ехать, например, по трассе «Скандинавия», где почти каждое дерево «украшено» похоронными венками.

Разумеется, трудно хорошо думать о целой дорожной отрасли, когда видишь на дорогах то яму, то колею, то другие дефекты. Между тем работу и старания дорожников люди замечают не так, как те же ямы. Даже плохое качество дома не сразу бросается в глаза, как та же колея на дороге. И если к качеству той или иной дороги у народа претензий нет, то негативный шлейф создает проблема пробок, особенно это касается крупных городов. Ведь рост автомобилизации населения в некоторых случаях практически свел на нет технический прогресс и попросту уравнял скорости XXI века со скоростями XVIII столетия. Ведь как и тогда на лошади можно было за несколько часов доскакать, например, из Москвы до Клина (80 км), так и сейчас, особенно в пятницу вечером, до него придется ехать не меньше тех же нескольких часов.

 


 

«Черные дыры» наших дорог

Обо всем этом люди говорят и на кухнях, и на самом высшем уровне. Недавно, выступая в Новосибирске на заседании Президиума Госсовета по вопросам совершенствования сети автомобильных дорог в целях комплексного освоения и развития территорий страны, Президент России Владимир Путин весьма критично высказался о положении дел в дорожной отрасли. Глава государства отметил, что данная тема является острой, насущной и жизненно важной и что от ее решения напрямую зависят рост экономики, конкурентоспособность бизнеса, комплексное развитие регионов и успешная реализация практически всех социальных задач. Он напомнил, как много внимания государство сегодня уделяет дорожной отрасли и какие немалые средства выделяет на ее развитие.

При этом Президент признал, что в сфере дорожного хозяйства уже немало сделано. Принят закон об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности, сформирована нормативно-правовая база для привлечения внебюджетных инвестиций в автодорожную отрасль. Созданы федеральный, региональные и муниципальные дорожные фонды, что позволило за неполные четыре года удвоить финансовые ресурсы отрасли, увеличив объемы строительства, реконструкции и ремонта дорог всех уровней. Однако проблемных моментов в отрасли, по словам Владимира Путина, по-прежнему осталось немало. Моментов, из-за которых у данной отрасли и сформирована столь незавидная репутация.

Главной проблемой Путин считает соотношение цены и качества — прежде всего объектов дорожного строительства. Эта проблема у нас всегда была болезненной, вызывала много вопросов и нареканий в обществе, но она не изжита и по сей день, а ее острота отнюдь не уменьшилась. Государство направляет на строительство и реконструкцию дорог значительные финансовые ресурсы, но отдача от этих вложений порой малоэффективна. Даже недавно построенные автодороги нередко не соответствуют требуемым характеристикам, быстро изнашиваются, не выдерживают современных транспортных нагрузок и т.д.

Необходимо срочно принять меры, направленные на повышение достоверности, точности сметной документации дорожных работ. Многие методики здесь явно устарели. Между тем в нашем дорожном хозяйстве сохраняются «черные дыры», в которых исчезают выделенные средства. Вместо того чтобы поступательно наращивать объемы качественного дорожного строительства, из года в год ремонтируются и латаются одни и те же дороги...

 

Технологии старые, цены — суперсовременные

Но есть и другие проблемы. На Госсовете в Новосибирске отмечалось, что значительный урон нашим дорогам приносят грузовики, особенно когда идут с перегрузом. Однако фуры на дорогах почти не взвешивают, и вероятность быть оштрафованным ничтожна мала. А грузоперевозчиков вообще не «колышет» сохранность дорожного полотна: им главное — доставить как можно больше товара.

Впрочем, нельзя все сваливать лишь на грузоотправителей и водителей. Сами дорожники нередко строят дороги по нормам и технологиям 30-летней давности, не рассчитанным на сегодняшний вес большегрузов и нынешний все возрастающий грузопоток. При таком положении дел не нужно быть дорожником, чтобы понять необходимость внедрения инновационных технологий. Но инновации сюда почти не проходят. Как признал в разговоре с автором Лев Каплан, д.э.н., профессор, почетный строитель России, почетный академик РАН, дорожно-строительная отрасль сама по себе крайне консервативна: она буквально отторгает инновации! Ведь для того, чтобы инновационная технология была внедрена в строительство, ей необходимо пройти сложнейший путь административных согласований. В процессе которого большинство инновационных технологий попросту пропадает. А те инновации, которые все же смогли пройти все бюрократические горнила и попали в нормативную документацию, не находят себе применения. Строители все равно строят так, как привыкли...

Еще одна причина плохих дорог — необоснованно быстрый рост цен на дорожно-строительные материалы, песок, щебень, гравий и т.д. При этом дорожать данные материалы могут крайне адресно. В определенных, так сказать, местах продажи. Зачастую о строительстве или реконструкции дороги еще даже официально не объявлено, а цены на инертные материалы в регионе, где планируется начать дорожные работы, уже значительно изменились, естественно, в большую сторону (подробнее об этом читайте в материале этого номера «Месторождения инертных материалов отдадут строителям?»). Подобная ситуация происходит и с землями, на которых должно пройти дорожное строительство. Их очень любят выкупать бизнесмены-ловкачи, чтобы потом попытаться «впарить» государству в несколько раз дороже. Все это значительно удорожает стоимость строительства и, соответственно, снижает километраж построенных и отремонтированных дорог.

 

Где молодые и перспективные?

В будущее отрасли без страха смотреть трудно. Вспомним знаменитый советский лозунг «Кадры решают все». Какие кадры и что именно они будут решать в дорожной отрасли в ближайшей перспективе, понять сложно. Бюджетных мест в вузах для студентов-дорожников государство выделяет ничтожно мало. Например, как сообщил нам декан автомобильно-дорожного факультета СПбГАСУ Сергей Евтюков, в 2014 году в этом базовом отраслевом вузе Северной столицы их выделено не больше десятка и примерно столько же бюджетных мест отведено мостовикам. Даже если представить, что все эти студенты дойдут до выпуска (что весьма маловероятно), то город Санкт-Петербург, Ленинградская область и другие области Северо-Запада, где не готовят дорожников, получат целых десять молодых специалистов! И это с учетом того, что они не уедут в другие регионы и захотят работать по специальности. Капля в море…

Конечно, вуз имеет право набирать неограниченное количество студентов на контрактной основе. Только не у каждой семьи найдется возможность платить порядка 150 тысяч рублей за семестр. В общем, говорить о притоке в отрасль молодых и перспективных кадров сегодня не приходится. А старые, заслуженные, все знающие и многое умеющие дорожники год за годом уходят на пенсию. Ну и скажите теперь, как наши дороги смогут стать лучше при таком положении дел? Действительно, понять это сложно.

Устаревшие нормы и технологии, отсутствие должного контроля за весом автотранспорта, завышенные цены на стройматериалы, недобросовестное ведение бизнеса, кадровый голод... Это только часть причин, каждая из которых тянет за собой целый комплекс проблемных моментов, о которых в одной статье не расскажешь. Таковы реалии отрасли. Мы обязательно продолжим разговор о насущных проблемах дорожного хозяйства на страницах нашего журнала.

Станислав ДОНИН

Фото dortransport.com, freesmi.by, wikimedia.org

Похожие публикации

Добавьте комментарий

  • winkwinkedsmileam
    belayfeelfellowlaughing
    lollovenorecourse
    requestsadtonguewassat
    cryingwhatbullyangry
Войти через
Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив

Партнеры

Наверх