Москва −6 °C, снег.

ПОБЕДИТЕЛЬ КОНКУРСА СМИ МИНСТРОЯ 2016
Курс ЦБ на 19.01 USD:  59.1830-0,21 EUR:  63.2252-0,06 Курс нефти Brent: 54,18-2,34
BIM

Лента новостей

17:48
Сколько внеуличных переходов построено в Москве в прошлом году
17:41
Где и для чего на МКАДе построят дополнительные съезды
17:41
Когда в Пензе построят современный аэропорт
17:31
В России принят новый ГОСТ для деревянных дверей
17:06
Когда в Перми построят новый шикарный зоопарк за 1,833 млрд рублей
16:55
Под Калининградом на янтарном месторождении создают место отдыха
16:41
Назван точный срок ввода проблемного ЖК «Ленинский парк» в Петербурге
16:31
PCI Group купила производство стройматериалов в Западной Европе
16:24
В Краснодарском крае чиновник получил реальный срок за махинации с землей
15:52
Где в Москве построят новый гигантский автобусный парк
15:43
В подмосковном Клину построили крупный торгово-складской комплекс
15:25
Кто сменил скандального начальника службы автодорог в Крыму на посту
15:05
Где и как в России создадут первый курорт мирового значения
14:52
Кем устроился работать бывший замминистра строительства Свердловской области
14:45
Названы причины серьезного проседания жилого дома в Нижегородской области
14:09
Минстрой и ЖКХ РФ встает на путь проектного проектирования
14:02
Каким станет столичный кинотеатр «Таллин» после реконструкции
13:45
Президент РФ Путин разрешил пуск очень важного газопровода
13:33
Собянин рассказал, когда в Москве завершится переоснащение школ
13:17
Каким в столичном Останкино построят ещё один крупный ЖК
13:11
Объявлено, когда жители Крыма начнут платить налог на имущество
12:53
Зачем в Минстрое РФ создают рабочую группу по объектам «Росатома»
12:43
В Москве ищут желающих купить исторический особняк в центре
12:41
В Волгограде глава стройфирмы попался на уклонении от налогов
12:26
В Тыве осудят экс-министра строительства за крупное взяточничество
11:54
Как в 2016 году выросло количество дольщиков в Москве
11:51
В Подмосковье завершено обустройство крупного военного городка
11:41
Вот кто построит филиал Малого театра в Когалыме
11:30
Каким построят крупнейший приют для бездомных животных под Кисловодском
10:43
Сколько гаражей будет построено в Москве в этом году
Все новости

Архив публикаций

«    Январь 2017    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031 

Последние комментарии

Президент ругает дорожников, а те строят как привыкли

logo russianconstruction.com
Президент ругает дорожников, а те строят как привыкли
Устаревшие технологии, отсутствие контроля за весом автотранспорта, завышенные цены на стройматериалы, кадровый голод. Это только часть причин

Наполеон в свое время сказал, что в России нет дорог — есть только направления. С тех пор минуло более 200 лет, но и сегодня дорожное хозяйство по сравнению с другими отраслями и сферами профессиональной деятельности имеет очень низкую репутацию у населения.

Кто и где только не говорит о плохом качестве наших дорог. И это неудивительно, ведь негативное мнение о наших дорогах закладывается еще в школе, при изучении всем известного произведения Александра Радищева «Путешествие из Петербурга в Москву», в котором автор рассуждает об отвратительной дороге между двумя главными российскими городами, которую невозможно преодолеть без проблем даже летом. Сегодня эта трасса носит имя «М-10», и по ней так же, как и 200 лет назад, не всегда удается доехать без проблем.

 

Когда недостатки бросаются в глаза

Многие считают, что в дорожной отрасли не воруют только те, кто в ней не задействован. Особенно крепнет это убеждение у россиян, побывавших в странах ЕС. Ну а как тут думать иначе, скажем, тем же жителям соседствующей с Финляндией Карелии или Ленинградской области. Во время поездок на автомобиле в Страну тысячи озер они просто не могут не замечать, какая дорога начинается сразу же после прохождения финского пограничного КПП. А покатавшись вдоволь по «их» дорогам и возвращаясь на Родину, отнюдь не приятно ехать, например, по трассе «Скандинавия», где почти каждое дерево «украшено» похоронными венками.

Разумеется, трудно хорошо думать о целой дорожной отрасли, когда видишь на дорогах то яму, то колею, то другие дефекты. Между тем работу и старания дорожников люди замечают не так, как те же ямы. Даже плохое качество дома не сразу бросается в глаза, как та же колея на дороге. И если к качеству той или иной дороги у народа претензий нет, то негативный шлейф создает проблема пробок, особенно это касается крупных городов. Ведь рост автомобилизации населения в некоторых случаях практически свел на нет технический прогресс и попросту уравнял скорости XXI века со скоростями XVIII столетия. Ведь как и тогда на лошади можно было за несколько часов доскакать, например, из Москвы до Клина (80 км), так и сейчас, особенно в пятницу вечером, до него придется ехать не меньше тех же нескольких часов.

 


 

«Черные дыры» наших дорог

Обо всем этом люди говорят и на кухнях, и на самом высшем уровне. Недавно, выступая в Новосибирске на заседании Президиума Госсовета по вопросам совершенствования сети автомобильных дорог в целях комплексного освоения и развития территорий страны, Президент России Владимир Путин весьма критично высказался о положении дел в дорожной отрасли. Глава государства отметил, что данная тема является острой, насущной и жизненно важной и что от ее решения напрямую зависят рост экономики, конкурентоспособность бизнеса, комплексное развитие регионов и успешная реализация практически всех социальных задач. Он напомнил, как много внимания государство сегодня уделяет дорожной отрасли и какие немалые средства выделяет на ее развитие.

При этом Президент признал, что в сфере дорожного хозяйства уже немало сделано. Принят закон об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности, сформирована нормативно-правовая база для привлечения внебюджетных инвестиций в автодорожную отрасль. Созданы федеральный, региональные и муниципальные дорожные фонды, что позволило за неполные четыре года удвоить финансовые ресурсы отрасли, увеличив объемы строительства, реконструкции и ремонта дорог всех уровней. Однако проблемных моментов в отрасли, по словам Владимира Путина, по-прежнему осталось немало. Моментов, из-за которых у данной отрасли и сформирована столь незавидная репутация.

Главной проблемой Путин считает соотношение цены и качества — прежде всего объектов дорожного строительства. Эта проблема у нас всегда была болезненной, вызывала много вопросов и нареканий в обществе, но она не изжита и по сей день, а ее острота отнюдь не уменьшилась. Государство направляет на строительство и реконструкцию дорог значительные финансовые ресурсы, но отдача от этих вложений порой малоэффективна. Даже недавно построенные автодороги нередко не соответствуют требуемым характеристикам, быстро изнашиваются, не выдерживают современных транспортных нагрузок и т.д.

Необходимо срочно принять меры, направленные на повышение достоверности, точности сметной документации дорожных работ. Многие методики здесь явно устарели. Между тем в нашем дорожном хозяйстве сохраняются «черные дыры», в которых исчезают выделенные средства. Вместо того чтобы поступательно наращивать объемы качественного дорожного строительства, из года в год ремонтируются и латаются одни и те же дороги...

 

Технологии старые, цены — суперсовременные

Но есть и другие проблемы. На Госсовете в Новосибирске отмечалось, что значительный урон нашим дорогам приносят грузовики, особенно когда идут с перегрузом. Однако фуры на дорогах почти не взвешивают, и вероятность быть оштрафованным ничтожна мала. А грузоперевозчиков вообще не «колышет» сохранность дорожного полотна: им главное — доставить как можно больше товара.

Впрочем, нельзя все сваливать лишь на грузоотправителей и водителей. Сами дорожники нередко строят дороги по нормам и технологиям 30-летней давности, не рассчитанным на сегодняшний вес большегрузов и нынешний все возрастающий грузопоток. При таком положении дел не нужно быть дорожником, чтобы понять необходимость внедрения инновационных технологий. Но инновации сюда почти не проходят. Как признал в разговоре с автором Лев Каплан, д.э.н., профессор, почетный строитель России, почетный академик РАН, дорожно-строительная отрасль сама по себе крайне консервативна: она буквально отторгает инновации! Ведь для того, чтобы инновационная технология была внедрена в строительство, ей необходимо пройти сложнейший путь административных согласований. В процессе которого большинство инновационных технологий попросту пропадает. А те инновации, которые все же смогли пройти все бюрократические горнила и попали в нормативную документацию, не находят себе применения. Строители все равно строят так, как привыкли...

Еще одна причина плохих дорог — необоснованно быстрый рост цен на дорожно-строительные материалы, песок, щебень, гравий и т.д. При этом дорожать данные материалы могут крайне адресно. В определенных, так сказать, местах продажи. Зачастую о строительстве или реконструкции дороги еще даже официально не объявлено, а цены на инертные материалы в регионе, где планируется начать дорожные работы, уже значительно изменились, естественно, в большую сторону (подробнее об этом читайте в материале этого номера «Месторождения инертных материалов отдадут строителям?»). Подобная ситуация происходит и с землями, на которых должно пройти дорожное строительство. Их очень любят выкупать бизнесмены-ловкачи, чтобы потом попытаться «впарить» государству в несколько раз дороже. Все это значительно удорожает стоимость строительства и, соответственно, снижает километраж построенных и отремонтированных дорог.

 

Где молодые и перспективные?

В будущее отрасли без страха смотреть трудно. Вспомним знаменитый советский лозунг «Кадры решают все». Какие кадры и что именно они будут решать в дорожной отрасли в ближайшей перспективе, понять сложно. Бюджетных мест в вузах для студентов-дорожников государство выделяет ничтожно мало. Например, как сообщил нам декан автомобильно-дорожного факультета СПбГАСУ Сергей Евтюков, в 2014 году в этом базовом отраслевом вузе Северной столицы их выделено не больше десятка и примерно столько же бюджетных мест отведено мостовикам. Даже если представить, что все эти студенты дойдут до выпуска (что весьма маловероятно), то город Санкт-Петербург, Ленинградская область и другие области Северо-Запада, где не готовят дорожников, получат целых десять молодых специалистов! И это с учетом того, что они не уедут в другие регионы и захотят работать по специальности. Капля в море…

Конечно, вуз имеет право набирать неограниченное количество студентов на контрактной основе. Только не у каждой семьи найдется возможность платить порядка 150 тысяч рублей за семестр. В общем, говорить о притоке в отрасль молодых и перспективных кадров сегодня не приходится. А старые, заслуженные, все знающие и многое умеющие дорожники год за годом уходят на пенсию. Ну и скажите теперь, как наши дороги смогут стать лучше при таком положении дел? Действительно, понять это сложно.

Устаревшие нормы и технологии, отсутствие должного контроля за весом автотранспорта, завышенные цены на стройматериалы, недобросовестное ведение бизнеса, кадровый голод... Это только часть причин, каждая из которых тянет за собой целый комплекс проблемных моментов, о которых в одной статье не расскажешь. Таковы реалии отрасли. Мы обязательно продолжим разговор о насущных проблемах дорожного хозяйства на страницах нашего журнала.

Станислав ДОНИН

Фото dortransport.com, freesmi.by, wikimedia.org

Похожие публикации

Добавьте комментарий

  • winkwinkedsmileam
    belayfeelfellowlaughing
    lollovenorecourse
    requestsadtonguewassat
    cryingwhatbullyangry
Войти через
Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив

Партнеры

Национальное объединение строителей

Кнауф

Скания

Volvo

RUKKI

Волма

Iveco

Profine

RF

Paroc

СГК

Этернит

Наверх