Гранит
Москва +24 °C, дождь.
Перейти на мобильную версию сайта
DELCO
Konsalt

Лента новостей

15:03
Крупное ДТП с 7 автомобилями парализовало МКАД на севере Москвы
14:35
Подробности страшного ДТП на севере Москвы, один человек погиб
14:33
Почему в штаб-квартиру «СУ-155» в Москве снова пришли с обыском
14:23
На севере Москвы почти завершен снос ветхих пятиэтажек
14:21
Причина огромной пробки на Минском шоссе в Подмосковье
13:59
Минстрой и ЖКХ РФ хочет запретить продажу квартир с долгами по ЖКХ
13:35
Вот кого назначили новым главным таможенником России
13:15
Новые подробности взрыва в престижном салоне красоты на Арбате в Москве
12:47
Что сказал Сергей Собянин после ввода путепровода на Павелецком направлении
12:39
Где в Подмосковье скоро возведут грандиознейший аквапарк за 5 млрд рублей
12:18
Известного производителя стройматериалов обвинили в покушении в Москве
12:16
Уже три ТПУ построено на Московском центральном кольце
11:55
В чем будут сотрудничать Мосгосстройнадзор и Управление Росреестра по Москве
11:50
Как грузовик Мосводоканала убил водителя иномарки под Москвой
11:35
Назван новый срок строительства крупного зоопарка в Екатеринбурге
11:21
Где в Ростове решено возвести шикарную гостиницу за 3,5 млрд рублей к ЧМ-2018 по футболу
10:47
В Н.Новгороде нужно построить дороги за почти 1 млрд рублей у нового стадиона
10:27
В Подмосковье разрешено строительство двух школ и ФОК
10:27
Новые подробности крупного ДТП с губернатором Сахалинской области
10:12
Выяснилось, кто будет отвечать за оборону Керченского моста
09:44
Как эксперты FISU оценили стройку к Универсиаде в Красноярске
09:40
Какими полномочиями в сфере ЖКХ правительство хочет наделить Минтруд РФ
18:02
Что в ОП РФ решили по строительству жилья в Рублево-Успенском
17:38
Кто в июне возглавил медиарейтинг глав регионов РФ в сфере ЖКХ
17:34
В Москве почти завершено строительство театра Олега Табакова
17:18
Подготовлена концепция достройки ЖК «Березовая роща» в Подмосковье
17:14
Какие объекты Спецстрой России срочно возводит в СЗФО
16:41
Назван срок начала строительства новой станции «Беломорская» Замоскворецкой линии
16:20
Москва за последние полгода проведет торги на 150 млрд рублей
16:19
Что сегодня заявил в суде замдиректора Спецстроя России Александр Буряков
Все новости

Архив публикаций

«    Июль 2016    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031

Последние комментарии

Курс ЦБ на 28.07 USD:  65.94670,205 EUR:  72.51500,167 Курс нефти Brent: 43,86-1,62

Владимир Аверченко: Пока саморегулирование мало чем отличается от лицензирования

Такие сложные процессы, как строительное саморегулирование, не отлаживаются за пятилетку, убежден ректор Института проблем саморегулирования

В недавнем интервью с генеральным директором ООО «Сахалинстрой» Валерием Мозолевским, опубликованном в нашем журнале, поднят ряд насущных вопросов, касающихся саморегулирования строительной отрасли. Сегодня мы продолжаем дискуссию на эту тему. Наш собеседник — ректор Института изучения проблем саморегулирования, советник заместителя мэра Москвы Владимир АВЕРЧЕНКО.

 

— Владимир Александрович, саморегулированию в строительной отрасли исполнилось уже пять лет. На ваш взгляд, состоялась ли эта система, и если нет, то почему?

— Саморегулирование в строительстве находится в переходном периоде. С одной стороны, оно пока мало чем отличается от бывшего государственного лицензирования. С другой стороны, сформировались структура СРО и национальных объединений (НО), способы их взаимодействия, кадры, пришло понимание того, что государство не собирается подменять СРО, появилась целая плеяда неравнодушных и активных людей, заинтересованных в совершенствовании и развитии саморегулирования.

Однако надо понимать, что прошедшие несколько лет не позволили еще строительному сообществу в полной мере осознать свои права и возможности саморегулирования, научиться пользоваться этими правами, предоставленными законодательством. Это привело к тому, что во многих случаях СРО захватили «профессиональные менеджеры саморегулирования», которые сами формируют планы работы СРО в отрыве от истинных интересов их членов — строительных компаний и строительного сообщества в целом, рассматривая средства, собранные СРО, как источник своего благополучия, то есть как бизнес. В этом нет никакого противоречия: деньги всегда привлекательны для активных людей из бизнеса. Просто самим строителям надо четче и быстрее приходить к осознанию того, что система СРО и НО — это их коллективный актив, с политическими, организационными, финансовыми, лоббистскими и другими возможностями по развитию строительного бизнеса и условий его существования.

Тем не менее саморегулирование не стоит на месте, оно развивается, делает выводы из побед и неудач. И если посмотреть на историю его развития в других странах, то оно развивается достаточно быстро.

Сейчас мы считаем одной из необходимых задач сформировать вокруг Института проблем саморегулирования необходимую информационную инфраструктуру, выстроить новостное, правовое и экспертное сопровождение, создать открытые площадки для профессионального обсуждения и дискуссий по наиболее актуальным вопросам системы саморегулирования. Узловыми точками такой структуры в сети Интернет мы видим сайт ИПС, сайты нацобъединений, новостные и аналитические порталы наших партнеров. Базируясь на такой информационной матрице, саморегулирование станет реально и эффективно работающим институтом гражданского общества.

 

— Что нужно сделать, в том числе в законодательном плане, чтобы саморегулирование в строительстве действительно заработало?

— Во-первых, со стороны исполнительной власти не должно исходить сигналов, что государство рассматривает обязательное саморегулирование в строительной сфере как временный этап. Альтернативы саморегулированию нет и не может быть. Это непреложная истина, подтвержденная мировой практикой. Требовать же от народившегося и неокрепшего малыша как со взрослого — рано и недальновидно, надо набраться терпения.

Во-вторых, национальным объединениям и СРО следует сосредоточиться на лоббировании уже сформировавшихся, оформленных инициатив сообщества по совершенствованию действующего законодательства. Нужно плотнее и настойчивее сотрудничать с Минстроем, Правительством РФ, обеими палатами парламента и его комиссиями и комитетами, с Торгово-промышленной палатой России, научным сообществом. Для этого надо выбрать наиболее актуальные проблемы саморегулирования, например сохранность и использование компенсационных фондов и др.

 

— Какие административные барьеры препятствуют эффективной работе и нарушают законные интересы и права СРО?

— Правильнее было бы говорить не об интересах саморегулируемых организаций, а о защите интересов строительных компаний, особенно малого и среднего бизнеса. О снижении барьеров в доступе на рынок бюджетных строек, поддержании малого бизнеса по кредитованию и созданию ему комфортных, стабильных условий на рынке строительных услуг. Ведь СРО — это инструмент, а инструмент защищать не надо, его надо совершенствовать и «оттачивать».

 

— Ваша оценка эффективности межрегиональных СРО? Согласны ли вы с утверждением, что это фикция, а СРО нужно организовывать исключительно по территориальному признаку, как в большинстве стран?

— Такая постановка вопроса весьма спорна. В современных политических условиях России привязка СРО к территории или отрасли (имеем уже примеры) приведет к перегибам, к желанию местных функционеров «управлять процессом на местном рынке» по допуску компаний к «своим» объектам, обернется новыми барьерами (если нет допуска на работы от местного СРО) и, как следствие, повысит уровень коррупции. Получается некий возврат к цеховому средневековью, к намеренному ограничению возможностей строительных компаний и снижению конкуренции. Фактически на фоне мировых тенденций глобализации и трансграничности бизнеса нам предлагают идти вспять. Честно говоря, мне сложно представить даже среднюю по размерам строительную компанию, которая работает исключительно в рамках региона, не говоря уже о крупных участниках строительной отрасли. Хотя стремление обеспечить давно назревшее повышение надежности участников таким путем понятно.

Поэтому надо быть очень взвешенным и осторожным при рассмотрении таких инициатив и искать выход не через ограничения, а через повышение взаимодействия.

 

— Как вы относитесь к предложениям отменить в строительстве аукционы, поскольку это чисто российское «ноу-хау» мешает нормальным заказчикам привлекать для строительства объектов нормальных подрядчиков?

— Я вообще не сторонник запретительных мер. Заказчики и инвесторы сами должны определять, что им выгоднее. Сроки? Профессионализм? Качество? Цена? В России вечный зуд все зарегулировать сверху, навязать правила до мельчайших подробностей. А надо развивать конкурентный рынок, обеспечивать строителям равные возможности. В этом — залог успешного развития строительной отрасли и, как следствие, темпов развития экономики и роста благосостояния людей. Нам надо поменьше бросаться из крайности в крайность: то ждем, что «невидимая рука рынка» все отрегулирует самостоятельно, то хотим опять прописать и нормировать каждый шаг. Такие сложные процессы, как строительное саморегулирование, не отлаживаются за пятилетку. Надо набраться терпения, совершенствовать процедуры и при этом не давать контролирующим органам самоустраняться от регулирования и обеспечения выполнения правил игры всеми участниками рынка.

Только такой подход позволит создать успешно действующий механизм саморегулирования.

 

— Спасибо за четкое изложение позиции, Владимир Александрович. А читатель пусть сам судит, чья точка зрения ему ближе. Мы продолжим дискуссию о проблемах саморегулирования в ближайших номерах журнала.

Беседу вел Андрей ЧЕРНАКОВ

Видео

Похожие публикации

Добавьте комментарий

  • winkwinkedsmileam
    belayfeelfellowlaughing
    lollovenorecourse
    requestsadtonguewassat
    cryingwhatbullyangry
Войти через
Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив

Партнеры

Национальное объединение строителей

Кнауф

Скания

Volvo

RUKKI

Волма

Iveco

Profine

RF

Paroc

СГК

Этернит

Наверх