Eurocol
Москва +23 °C.

ПОБЕДИТЕЛЬ КОНКУРСА СМИ МИНСТРОЯ 2016
Eurocol

Лента новостей

10:05
Мощнейшую станцию очистки воды возведут на Таймыре за 2,5 млрд рублей
09:53
Китай сделал России просто атомное предложение
09:28
Какие уникальные трамваи запущены на улицы Москве в этом году
17:45
Определены документы для включения проектов в реестр повторного использования
17:25
Как в столичных Хамовниках будут эксперементировать с дорожными знаками
17:23
На юге Москвы изымут нежилое здание для стройки Южного участка ТПК
17:02
Какой шикарный бутик-отель построят в столичном районе Хамовники
16:41
Стало известно, как назовут новый аэропорт в Саратовской области
16:20
В Подмосковье владельцев незарегистрированных домов накажут двойными налогами
16:18
Зачем Xella приобретает производителя изоляционных материалов URSA
16:09
Почему Крым решено застроить домами для военных
15:47
Стало известно, каким в Тамбове возведут уникальный Олимпийский парк
15:21
В подмосковном Пушкино введен в эксплуатацию 15-летний долгострой
15:05
В Тюмени экс-сотрудницу завода поймали на крупном мошенничестве с квартирами
14:45
Что осталось завершить на стройке Южного подъезда к Ростову
14:22
Где в Москве построят уникальный детсад на 350 мест
14:18
Где в Челябинской области возвели крупнейшую в регионе школу
14:10
Путин приказал начать строить морской терминал под Калининградом в этом году
13:43
Вот что теперь будет на жуткой территории недостроенной Ховринской больницы
13:07
Где достроены ещё 10 многоквартирных жилых домов, обанкротившейся «СУ-155»
12:45
Почему Путин призвал шире применять в России инфраструктурную ипотеку
12:34
Назван срок ввода первого участка трассы в обход Оренбурга
12:16
Какие ещё 56 домов Москвы хотят вычеркнуть из списка под снос по реновации
12:07
Где в Саратове скоро возобновят очень важный долгострой
11:57
Как «профайн РУС» участвовала в разработке первого экостандарта для окон
11:47
Особенности открывшейся выставки «Тайны московских подземелий»
11:45
Какой современный ФОК с бассейном решено возвести на востоке Москвы
11:22
Назван актуальный срок строительства ВСМ Москва-Казань
10:49
Дмитрий Рогозин раскрыл схему «увода» сметных денег в Спецстрое России
10:47
Кого обвинили в мошенничестве с деньгами пайщиков «Бухты Квинс» в Свердловской области
Все новости

Архив публикаций

«    Август 2017    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031 

Последние комментарии

Компфонды СРО превращаются… превращаются… в пшик!

logo russianconstruction.com
Компфонды СРО превращаются… превращаются… в пшик!
Средства компенсационных фондов СРО должны быть им доступны вне зависимости от состояния банка, где они размещаются

Отзыв лицензий у ряда российских банков — ОАО «Пушкино», ООО КБ «Объединенный банк развития», ОАО КБ «Мастер—Банк» и пр. (всего 14) — снова поставил вопросы о компенсационных фондах саморегулируемых организаций, которые размещены в российских банках. Как сегодня обеспечивается законодательное регулирование порядка размещения и управления компенсационными фондами? Так кто же несет ответственность за сохранность 80 млрд руб., ориентировочно составляющих компенсационные фонды саморегулируемых организаций в сферах изысканий, проектирования, строительства?

Согласно российскому законодательству саморегулируемые организации (СРО) в области строительства, проектирования и изысканий обязаны держать средства компенсационных фондов в российских банках. Использовать эти средства для текущей деятельности нельзя — и таким образом, из оборота многоотраслевого строительного комплекса выведено около 80 млрд рублей.

По какой же причине государство, которое не помогает СРО в их деятельности, обязало держать такие деньги в банках? Может быть, это «плата» за предоставленную возможность осуществления деятельности по созданию гражданского общества или обеспечение безопасности? Получается, что саморегулируемые организации стройкомплекса законодательно поставлены в более сложную зависимость от деятельности банков, чем другие участники рынка.

Компенсационные фонды СРО стройкомплекса участвуют в достижении коммерческих целей российских кредитных учреждений, получении ими сверхприбылей. Но как СРО могут получить достоверную информацию финансовой отчетности и деятельности кредитных организаций, повлиять на их эффективность, не имея доступа к информационным каналам, системе управления, аналитическому материалу, планам и отчетам о деятельности кредитных организаций?

Четырехлетняя практика саморегулирования стройкомплекса показала, что из способов дополнительной имущественной ответственности СРО перед потребителями и иными лицами — создание системы личного или коллективного страхования и формирование компенсационного фонда — последний способ оказался за эти годы невостребованным.

Со страхованием все обстоит гораздо лучше. По оценке экспертов, страховые премии, собранные страховыми компаниями за 4 года, составили 2 млрд рублей, а выплаты по страховым случаям вследствие причинения вреда на объектах капитального строительства составили 3—5% от этой суммы. О чем это говорит?

Во-первых, это еще одно дополнительное подтверждение положительной роли системы саморегулирования стройкомплекса как инструмента обеспечения безопасности.

Во-вторых, это подтверждение вспомогательной роли компенсационного фонда в создании дополнительной имущественной ответственности.

В-третьих, роль компенсационных фондов саморегулируемых организаций стройкомплекса сводится к оказанию поддержки российской кредитной системы.

В-четвертых, наблюдается перекос — система саморегулирования стройкомплекса поддерживает российскую систему кредитных организаций, а российские банки не поддерживают систему саморегулирования стройкомплекса.

В-пятых, все это свидетельствует о том, что в управлении экономикой и в системе правовых отношений есть что гармонизировать с общими принципами развития и управления современной экономикой.

Рассмотрим эти задачи, требующие первоочередного решения.

Согласно статье 13 Федерального закона «О саморегулируемых организациях» и статьям 55.4, 55.16, 60 ГрК РФ саморегулируемые организации формируют компенсационные фонды. Компенсационные фонды саморегулируемых организаций имеют особый правовой режим и формируются в целях обеспечения имущественной ответственности членов саморегулируемых организаций перед потребителями произведенных ими товаров (работ, услуг) и иными лицами.

В соответствии с действующим законодательством, в частности, требованиями ч. 4 ст. 55.16 Градостроительного кодекса РФ, в целях сохранения и увеличения средств компенсационного фонда саморегулируемые организации стройкомплекса обязаны размещать их только в российских банках.

Таким образом, значимость и важность компенсационного фонда в системе юридической ответственности изыскателей, проектировщиков и строителей несомненна. Наличие компенсационного фонда является специальной экономической мерой в целях обеспечения безопасности.

В силу особого экономико—правового режима компенсационный фонд не находится в свободном распоряжении СРО и не используется для получения дохода. СРО обязаны размещать компенсационные фонды в российских банках, и эти средства используется банками для достижения их коммерческих целей и получения прибыли. При этом СРО не имеют никакой законодательной и фактической возможности влиять на работу банков с размещенными средствами компенсационных фондов.

В случае уменьшения размеров компенсационного фонда из-за выплат третьим лицам он подлежит восстановлению в 10—дневный срок. Потеря средств компенсационного фонда саморегулируемой организацией или невозможность распоряжаться им в 10—дневный срок по вине российских кредитных учреждений недопустима. Средства компенсационных фондов должны быть доступны СРО на всем протяжении существования банков, в которых они размещены, до внесения записи в ЕГРЮЛ об их ликвидации.

На законодательном уровне должна обеспечиваться возможность их перемещения СРО без потерь в другие российские банки в любое время, вне очереди и вне зависимости от состояния кредитной организации (лишена ли организация лицензии, назначена ли временная администрация, введено ли оздоровление организации или она уже признана банкротом и начато конкурсное производство).

Если российская кредитная система не способна это обеспечить, то требования к СРО по обеспечению хранения компенсационных фондов на счетах российских кредитных учреждений не соразмерны. СРО и их члены не могут и не должны нести какую-либо ответственность за их сохранность и обязательства по восстановлению.

Около 20 строительных СРО разместили в ОАО КБ «Мастер—Банк» на депозите средства своих компенсационных фондов, полагаясь на стабильность и надежность банка с более чем 20—летней историей и на достоверность сведений о финансовом и правовом положении банка, размещаемых на официальном сайте Банка России и в «Вестнике Банка России», ответственность которого за происходящее в соответствующем важнейшем секторе российской экономики очевидна.Ситуация, складывающаяся в «Мастер—Банке», в настоящее время ставит под угрозу возможность выполнения целым рядов добросовестных СРО своих обязательств перед потерпевшими и прочими лицами.

При этом следует отметить, что формирование компенсационного фонда, как показала четырехлетняя практика саморегулирования в строительной отрасли, не основное средство обеспечения дополнительной имущественной ответственности. Но в Градостроительном кодексе Российской Федерации (ст. 55.4, 55.16, 55.19) почему-то главный упор в получении и последующем сохранении некоммерческой организацией статуса СРО делается не на страхование, а на формирование и сохранение компенсационного фонда, эффективность участия которого в системе компенсации вреда не доказана, в отличие от страхования.

Полагаем, что известные ситуации с банками «Пушкино», «Объединенный банк развития», «Мастер—Банк» и пр. кредитными организациями, утратившими лицензии и имевшими в своих депозитах средства компенсационных фондов более чем трех десятков СРО, требуют незамедлительной реакции со стороны как исполнительных, так и законодательных органов власти страны. Совершенно очевидно, что назрела необходимость срочного внесения соответствующих изменений в действующее законодательство, направленных на защиту субъектов строительной отрасли, а также ее потребителей.

Выводы:

1. Необходимо внести изменения в статью 55.16 ГрК РФ (дополнить статью новым абзацем):

Кредитные организации несут всю полноту ответственности за сохранность и полный возврат средств компенсационных фондов, размещенных в этих кредитных организациях.

2. Внести соответствующие изменения в статьи 55.4, 55.16, 55.19 ГСК РФ и устранить возможность исключения из государственного реестра саморегулируемых организаций добросовестные саморегулируемые организации, которые утратили средства компенсационных фондов по вине кредитных организаций, при обязательном наличии у них системы страхования гражданской ответственности перед третьими лицами как альтернативного способа обеспечения ответственности. При этом страховая сумма должна быть не менее размера соответствующего компенсационного фонда, установленного законом.

3. Внести изменения в статьи 55.16, 55.19 ГСК РФ в части установления ответственности кредитных организаций, по вине которых произошло уменьшение компенсационных фондов, размещенных на депозитных счетах, и определить разумные сроки для восстановления кредитными организациями компенсационных фондов саморегулируемых организаций при наличии у них системы страхования гражданской ответственности перед третьими лицами.

4. Внести изменения в статьи 21, 22, 22.1 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций» и статью 20 Федерального закона «О банках и банковской деятельности» в части предоставления временной администрации права совершения сделок, связанных с расходованием денежных средств и иным отчуждением имущества кредитной организации во внеочередном порядке по ее обязательствам перед СРО, вытекающим из размещения в кредитной организации средств компенсационных фондов СРО.

5. Внести изменения в статью 50.36 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций» в части отнесения требований о возврате средств компенсационных фондов СРО к внеочередным (текущим) требованиям или к требованиям первой очереди, так как указанные средства направлены на обеспечение ответственности СРО и их членов за причинение вреда их жизни или здоровью.

6. Внести изменения в статью 50.40 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций» в части неприменения в отношении требований по возврату средств компенсационных фондов СРО, размещенных в кредитных организациях, принципа пропорциональности удовлетворения требований кредиторов одной очереди и применения принципа первоочередности такого удовлетворения указанных требований.

Юрий Мхитарян
Председатель Комитета по строительству объектов связи, телекоммуникаций и информационных технологий Национального объединения строителей, Генеральный директор НП СРО «СтройСвязьТелеком», д.э.н., академик Международной академии информатизации

Похожие публикации

Добавьте комментарий

  • winkwinkedsmileam
    belayfeelfellowlaughing
    lollovenorecourse
    requestsadtonguewassat
    cryingwhatbullyangry
Войти через
Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив

Партнеры

 

Национальное объединение строителей

Кнауф

Скания

Volvo

RUKKI

Волма

Iveco

Profine

RF

Paroc

СГК

Этернит

Наверх