17:17Дополнительный выход из станции «Комсомольская» построят к 2022 году

16:56Названы адреса 13-ти новых стартовых площадок реновации

16:35Жилье и зона отдыха появятся на месте бывшего Черкизовского рынка

14:01Более 1200 катков с естественным льдом открылись в Москве

12:57Более 200 елочных базаров откроются в Москве в этот четверг

12:28Скоростные электрички на участке «Москва-Одинцово» запустят на этой неделе

11:54Более полусотни новогодних автобусов начали курсировать по Москве

11:20Павильону «Поволжье» на ВДНХ вернут исторический облик

10:46«Яндекс» купит участок бывшей гостиницы «Орленок» под новый офис

10:29«Глобальный ремонт» зданий Госдумы может стоит 2 млрд руб — СМИ

09:54Казанский вокзал обесточен, электрички опаздывают на 30 минут

17:56Галерея новогодних елок от кутюр открылась на Кузнецком Мосту

17:26В Можайском районе завершилась реконструкция детского дома-интерната

16:58Власти Москвы продали часть здания ломбарда на Арбате

16:22Новый дом на западе Москвы готов для заселения участников реновации

ГЧП в законе

logo russianconstruction.com
ГЧП в законе
Поисковые теги:
Минэкономики готовит новации в концессионное законодательство

Для дальнейшего чтения материалов, пожалуйста, зарегистрируйтесь или войдите.

На сегодняшний день среди федеральных правовых актов, тем или иным образом регулирующих отношения, возникающие в сфере ГЧП, наиболее актуальным является Закон «О концессионных соглашениях». Его цель — привлечение инвестиций в экономику России, обеспечение эффективного использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, на условиях концессионных соглашений и повышение качества товаров, работ и услуг, предоставляемых потребителям.

Сегодня федеральная нормативная правовая база в области государственно-частного партнерства находится на стадии формирования. Нормативно урегулированной является только одна форма государственно-частного партнерства — концессия.

Концессии в России появились начиная с 2005 года, однако наибольший интерес к этому механизму со стороны инвесторов и государства стал проявляться только в последние несколько лет. По статистике на апрель этого года в России заключено порядка 900 концессионных соглашений, преобладающие отрасли — транспортная инфраструктура, сфера ЖКХ, также незначительное количество соглашений в социальной сфере.

С целью создания наиболее благоприятных условий для привлечения частных инвестиций в реализацию проектов в рамках концессионного законодательства Минэкономразвития России был подготовлен и внесен в Правительство Российской Федерации проект Федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О концессионных соглашениях» и отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Проблема совершенствования этого закона вызывает особый интерес у специалистов самых различных отраслей. Следовательно, грядущие перемены интересны всем.

Основные положения законопроекта

В первую очередь законопроект предлагает распространить возможности заключения концессионных соглашений с последующей платой концедента (государства, предоставившего концессию) в отношении всех объектов концессионного соглашения (в настоящее время плата концедента в рамках КС предусмотрена исключительно для автомобильных дорог.).

Введение платы создает комфортные условия как для инвестора, так и для государства. Первому обеспечивает возмещение вложенных им средств в создание или реконструкцию объекта.

Второму введение платы позволяет осуществить строительство (реконструкцию) объекта с рассрочкой платежа, так как плата концедента по концессионному соглашению начинает выплачиваться после создания и ввода объекта в эксплуатацию, а самое главное, оплата производится не сразу полностью, а частями в течение срока, установленного концессионным соглашением. Не менее важно и то, что это дает повышение эффективности бюджетных расходов и рост качества строительных работ, а также обеспечивает предоставление качественных услуг по эксплуатации созданного (реконструированного) объекта в течение его жизненного цикла.

Отметим, что в настоящее время значительная часть объектов культуры, спорта, организаций отдыха граждан и туризма, а также иные объекты принадлежат на праве оперативного управления государственным бюджетным учреждениям или государственным или муниципальным унитарным предприятиям на праве хозяйственного ведения. Проще говоря, третьи лица не допущены к управлению. Поэтому предлагается закрепить возможность нахождения объектов концессионного соглашения на момент его заключения на праве оперативного управления третьими лицами. (В настоящее время в концессию могут отдавать ограниченный перечень объектов, не свободных от прав третьих лиц. Это транспортные объекты, находящиеся на праве оперативного управления у государственных бюджетных учреждений, и объекты ЖКХ, находящиеся на праве хозяйственного ведения у государственных или муниципальных унитарных предприятий).

Для значительного расширения перечня объектов, к созданию (реконструкции) которых возможно будет привлечь частные инвестиции в проект на выгодных для инвестора условиях, предлагается ввести понятие «иное имущество» (в настоящее время закрытый перечень объектов).

В целях обеспечения привлечения инвестиций на длительный срок законопроект предлагает закрепление возможности преимущественного права выкупа концессионером объекта соглашения по рыночной стоимости при условии добросовестного исполнения условий концессионного соглашения. Порядок реализации преимущественного права выкупа будет устанавливаться Правительством Российской Федерации.

Также предусматривается возможность заключения концессионного соглашения по инициативе лица, отвечающего требованиям, предъявляемым Законом к концессионеру. Эта норма позволяет упростить и оптимизировать процедуры проведения конкурсов на право заключения концессионного соглашения, с целью облегчения участия инвестора в таком конкурсе и сокращения сроков заключения концессионного соглашения без проведения конкурса в случае, если на объект претендует только один участник. Форма предложения на заключение концессионного соглашения будет утверждаться Правительством Российской Федерации.

На сегодняшний день Закон имеет определенные недостатки в части создания благоприятных условий для стимулирования инвестиций в рассматриваемую сферу деятельности. Для привлечения инвестиций в реконструкцию и развитие инфраструктурных объектов, находящихся в собственности государства, необходимо обеспечить гарантии их окупаемости для концессионера и получения им выручки, предусмотренной концессионным соглашением. Поэтому предлагается закрепить возможности обеспечения гарантий окупаемости инвестиций и получения объема средств (выручки), предусмотренного соглашением.

Не менее интересно предложение о закреплении возможности заключения прямых соглашений, устанавливающих право на замену концессионера без проведения конкурса по требованию финансирующей организации (в настоящее время указанная норма в рамках Закона может быть применена исключительно в рамках концессионных соглашений, заключенных в отношении строительства (реконструкции) автомобильных дорог).

Его суть в том, что кредитор вправе будет согласовывать с концедентом замену концессионера без проведения конкурса при условии, что это предусмотрено соглашением между концессионером, концедентом и кредитором, а существенные условия концессионного соглашения не изменяются.

Одним из ключевых изменений как для инвестора, так и для публичной стороны является предложение о закреплении возможности участия на стороне концедента нескольких лиц.

Эта норма позволит создавать (реконструировать) в рамках концессионного соглашения крупные линейные объекты, часто расположенные на территории нескольких публично-правовых образований.

До объявления проведения конкурса на право заключения концессионного соглашения заключается соглашение о разделении полномочий участников, в котором устанавливаются предмет и объект соглашения, срок действия соглашения и ряд порядков взаимодействия сторон соглашения о разделении полномочий участников.

Подобные дополнения и изменения позволяют наиболее эффективно развиваться государственно-частному партнерству в условиях мирового экономического кризиса, компенсировать отдельные негативные последствия вступления России в ВТО, а также дают возможность количественно и качественно повысить уровень заключения и реализации концессионных соглашений.

Ольга ГОРЯЧЕВА,
референт отдела развития частно-государственного партнерства Департамента инвестиционной политики и развития частно-государственного партнерства Минэкономразвития России

Фото: avtovolgograda.ru, kgiop.ru, m2.ru, dkvartal.ru, .susanin.udm.ru, nazaccent.ru



Похожие публикации


Партнеры