Москва +13 °C.

ПОБЕДИТЕЛЬ КОНКУРСА СМИ МИНСТРОЯ 2016
Eurocol

Лента новостей

12:12
Как конкретно и для кого АИЖК снова снизило ставки по ипотеке
11:48
Вот кто стал новым главой минстроя Ставропольского края
11:32
Подробности обрушения моста и гибели двух человек в Забайкалье
11:19
Почему для строительства «Турецкого потока» по суше создают особое СП
11:06
Где и когда под Ставрополем построят новейший стеклотарный завод
10:55
Особенности проекта Михалкова по строительству в Ялте российского Голливуда
10:43
Кто он, новый глава правительства Иркутской области
10:27
Какое впечатление произвел Керченский мост на победителей конкурса песен о нем
10:14
Собянин назвал точную дату опубликования списка первых районов для реновации
09:29
Вот такое строительство Россия начинает разворачивать в Сирии
17:41
Назван новый срок завершения строительства «Приморского кольца» вокруг Калининграда
17:20
Где и когда построят самую большую школу в России
17:05
В России сократились сроки технического подключения к коммунальным сетям
16:43
Когда для пассажиров откроют первый участок Третьего пересадочного контура метро в Москве
16:26
На заседании Общественного совета при Минстрое обсудили стратегию развития отрасли
16:17
В России создадут единый реестр строительной документации
15:45
Мексиканская компания запустила собственное производство кукурузных чипсов в Подмосковье
15:29
В подмосковной Малаховке началось строительство крупного торгового комплекса
15:13
Какой шикарный ЖК с детсадом и автостоянкой построили в центре Москвы
14:46
Строительство первых домов в рамках реновации начнется уже в этом году
14:31
Сколько всего новых станций метро введут в Москве в следующем году
14:13
В Москве решено сохранить более 200 исторических домов в рамках реновации
12:48
Столичные коммунальные службы завершили подготовку к отопительному сезону
12:23
Во Владимирской области стартовала стройка авиационно-космического завода
12:02
Какую современную больницу скоро построят в Феодосии
11:48
Бизнесмен из Петербурга осужден за мошенничество при долевом строительстве
11:31
Какой крупный ЖК построят на месте трубного завода на западе Москвы
11:16
Где в центре Москвы создадут еще одну пешеходную улицу
10:48
Названа реальная стоимость шикарного парка «Зарядье» в Москве
10:27
В Челябинской области инвестор возведет производство комплектующих для автомобилей
Все новости

Архив публикаций

«    Сентябрь 2017    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930 

Последние комментарии

Жить без стандартов как бы проще, но без стандартов СРО не быть

logo russianconstruction.com
Жить без стандартов как бы проще, но без стандартов СРО не быть
Саморегулируемые организации должны иметь свои стандарты — иначе их члены просто уйдут с рынка

Ведущаяся в последние полгода в строительном интернет-сообществе полемика относительно деятельности Национального объединения строителей по разработке стандартов НОСТРОЙ на правила выполнения строительных работ стимулирует специалистов к внимательному прочтению соответствующих положений законодательства о саморегулируемых организациях.

1. Особенности законодательства о профессиональных стандартах деятельности в отношении строительных СРО

При этом бросается в глаза, что в главе 6-1 Градостроительного кодекса РФ (далее — ГрК РФ) отсутствуют требования к наличию у строительных СРО стандартов СРО (стандартов организации), в которых устанавливаются требования к правилам выполнения работ, влияющих на безопасность объектов капитального строительства, и контролю результатов таких работ. СРО всего лишь вправе разработать и утвердить такие стандарты. В то же время СРО вменяется в обязанность утвердить:

1) правила контроля в области саморегулирования — документ, устанавливающий, помимо прочего, правила контроля за соблюдением членами саморегулируемой организации требований стандартов саморегулируемых организаций;

2) документ, устанавливающий систему мер дисциплинарного воздействия за несоблюдение членами саморегулируемой организации, помимо прочего, требований технических регламентов, требований собственных стандартов саморегулируемой организации.

Схема стандартизации НОСТРОя

Наличие правил контроля в области саморегулирования в силу положений п.3 ч.1 ст. 55.4. ГрК РФ являлось условием приобретения СРО соответствующего статуса, поэтому такие правила есть у каждой СРО. Однако на раннем этапе своей деятельности лишь немногие СРО располагали собственными стандартами, и по этой причине вопрос контроля стандартов СРО не стоял в практической плоскости. Отсюда и имевший место формальный подход к содержанию правил контроля в области саморегулирования в части, относящейся кконтролюза соблюдением стандартов СРО.

Анализ текстов таких правил контроля, размещенных на сайтах СРО, показывает, что они содержат стереотипные и, к сожалению, малосодержательные положения типа: «запрашиваются документы, подлежащие проверке», «проверяются представленные по запросу документы». Такие правила контроля никак не связаны с содержанием стандартов СРО и не позволяют выстроить четкий алгоритм действий лиц, осуществляющих проверку соблюдения стандартов СРО.

Таким образом, отсутствие у СРО собственных стандартов профессиональной деятельности не является препятствием для осуществления СРО функций, связанных с приемом строительных организаций в качестве членов СРО, выдачей им допусков на право осуществления определенных видов строительных работ, а также формированием компенсационного фонда.

В этом заключается принципиальное отличие строительных СРО от всех остальных видов СРО, для которых, согласно п. 2 ч. 3 ст. 3 Федерального закона «О саморегулируемых организациях» (далее – Закон № 315-ФЗ «О СРО»), наличие стандартов и правил предпринимательской или профессиональной деятельности, обязательных для выполнения всеми членами саморегулируемой организации, является сущностным требованием. Это отличие объясняется достаточно просто.

Принимая в 2008 году решение о создании СРО в строительной сфере, законодатель понимал, что обеспечить профессиональными стандартами деятельности в соответствии с Законом №315-ФЗ «О СРО» потенциальных членов таких СРО несравненно сложнее, чем членов СРО в иных сферах деятельности (в тот период —это арбитражные управляющие, оценщики недвижимости, аудиторы). Количество видов строительных работ, влияющих на безопасность зданий и сооружений, исчислялось несколькими сотнями, но стандартизированы (в форме третьих частей СНиПов) из них были немногие. Именно поэтому императивное требование ст. 3 Закона №315-ФЗ «О СРО» о наличии у СРО собственных стандартов обязательного применения было для СРО строительной сферы заменено на диспозитивную норму п. 1ч. 2 ст. 55.5 ГрК РФ о праве СРО разработать и утвердить соответствующие стандарты. И только после утверждения общим собранием членов СРО и введения в действие стандартов СРО на правила выполнения строительных работ может начать работать норма ч. 1 ст. 55.13 ГрК РФ об обязательном контроле соблюдения членами этой СРО требований стандартов. Нельзя проверять то, чего еще нет.

2. Необязательность наличия у СРО собственных стандартов делит СРО на две разные категории

Осуществленный в ст. 55.5 ГрК РФ частичный отход законодателя от сущностного элемента концепции саморегулирования, содержанием которого являются разработка и установление стандартов и правил профессиональной деятельности, а также контроль за соблюдением требований таких стандартов и правил (ч. 1 ст. 2 ФЗ «О СРО») и созданная этим коллизия двух федеральных законов породили на практике другую коллизию, поставив строительные СРО перед выбором одного из двух вариантов:

1) разработать и утвердить собственные стандарты, устанавливающие единые и обязательные для членов СРО правила выполнения работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, требования к результатам указанных работ, к системе контроля за выполнением указанных работ;

2) не разрабатывать и не утверждать собственные стандарты, предоставив каждому из своих членов право самостоятельно принять в соответствии со ст. 17 Федерального закона «О техническом регулировании» не противоречащие требованиям технических регламентов стандарты организации, содержащие правила выполнения работ, требования к результатам этих работ, системе контроля за их выполнением.

В зависимости от сделанного выбора СРО и их члены оказываются в неравных условиях по отношению к осуществлению контрольных функций со стороны СРО.

Выбор первого варианта обязывает СРО в соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 55.5и ч. 1 ст.55.13 ГрК РФ осуществлять контроль за соблюдением своими членами требований стандартов СРО на основе специально разработанных и утвержденных общим собранием правил контроля в области саморегулирования.

Второй вариант освобождает СРО от обязанности по осуществлению контроля за соблюдением членами правил выполнения работ, и члены таких СРО оказываются неподконтрольными своим СРО в осуществлении своей профессиональной деятельности.

Очевидно, что во многих СРО легко может быть найден консенсус между органами управления и членами СРО в том, чтобы действовать по второму варианту. Даже самым что ни на есть добросовестным саморегулируемым организациям может показаться, что они ничем не мотивированы к утверждению собственных стандартов СРО и тем более к расходованию ограниченных финансовых и людских ресурсов на осуществление контроля соблюдения стандартов. На самом деле, как можно показать, выполнение работ по стандартным правилам является хорошим доказательством отсутствия нарушений требований технических регламентов при выполнении строительных работ в случае судебных исков против строительной организации и против СРО в целом, кроме того, повышает конкурентоспособность членов СРО на рынке строительных подрядов, но этому вопросу мы надеемся посвятить отдельную публикацию.

Негативным последствием для развития института саморегулирования, как отмечают специалисты, например, Евгений Карант (Санкт-Петербург), при этом становится то, что во втором варианте «происходит смешение добросовестных и недобросовестных саморегулируемых организаций, для которых добросовестные оказываются надежной маскировочной средой».

3. Какие стандарты профессиональной деятельности могут иметь СРО проектировщиков?

По мнению автора настоящей статьи, в зоне особого риска находятся СРО проектировщиков, у которых сегодня не только нет собственных стандартов профессиональной деятельности в смысле п. 1 ч.2 ст. 55.5ГрК РФ, но и отсутствует понимание, какими они должны быть.

Нормативно-технические документы, которые используются при подготовке проектной документации (своды правил, национальные стандарты, специальные технические условия), — это документы, содержащие требования и ограничения к конструктивным элементам, объемно-планировочным решениям, способам расчета отдельных конструкций. Своды правил и национальные стандарты распоряжением Правительства РФ и приказом Ростехрегулирования, соответственно, включены в специальные перечни (обязательного и добровольного применения), предусмотренные Федеральным законом «Технический регламент о безопасности зданий». СРО проектировщиков не вправе утвердить эти документы в качестве собственных стандартов, понизив их статус до стандартов организации. Какие стандарты на правила проектирования могут быть разработаны Национальным объединением проектировщиков и утверждены общими собраниями СРО для применения в проектных организациях-членах таких СРО?

Представляется, что в соответствии с духом и буквой законодательства о саморегулировании стандарты на правила выполнения работ по подготовке проектной документации должны не повторять требования соответствующих документов федерального уровня (сводов правил и ГОСТов Р), а на основе передового опыта раскрывать порядок правильного применения этих документов. В стандартах СРО на правила проектирования могут содержаться порядок, условия и ограничения применения определенных расчетных схем и компьютерного моделирования с учетом того важного обстоятельства, что многие расчетные задачи проектирования не имеют и не будут в обозримом будущем иметь корректного математического решения.

4. СРО, не имеющие стандартов, не имеют будущего

Цель настоящей статьи заключается в том, чтобы показать, что установленная законодателем необязательность наличия у СРО собственных стандартов профессиональной деятельности противоречит сущности саморегулирования и может быть только нормой временного действия, продиктованной конкретными обстоятельствами. Но обстоятельства имеют свойство меняться.

На 1 июля 2013 года усилиями Национального объединения строителей разработаны и утверждены около 115 стандартов НОСТРОЙ, что закрывает почти половину видов работ из перечня, утвержденного приказом Минрегиона России от 30 декабря 2009 года №624. Около 40% СРО (108 из 264) решениями общих собраний утвердили стандарты НОСТРОЙ в качестве стандартов СРО, что сделало их обязательными для организаций-членов соответствующих СРО. Передовые СРО уже налаживают деятельность по контролю соблюдения своими членами требований стандартов СРО. Программой стандартизации НОСТРОЙ на 2013 год предусмотрена разработка еще около 50 стандартов НОСТРОЙ (см. рисунок).

Таким образом, созрели условия для устранения правовой коллизии между Федеральным законом «О саморегулируемых организациях» и главой 6-1 ГрК РФ. Следовательно, можно ожидать в ближайшее время внесения изменений в часть 2 ст. 55.5 ГрК РФ, превращающих норму о праве разработать и утвердить стандарты СРО в обязанность СРО иметь собственные стандарты на правила выполнения работ.

Логично было бы также ожидать от законодателя установления жесткой привязки перечня видов строительных работ, на которые СРО получает право выдачи допусков, с наличием у этой СРО утвержденных стандартов на правила выполнения соответствующих видов строительных работ.

Наличие такого требования, помимо прочего, устранит существующую несправедливость, когда добросовестные СРО, утверждая и применяя стандарты НОСТРОЙ, обеспечивают более высокое качество и безопасность объектов капитального строительства, но при этом несут дополнительную организационную и финансовую нагрузку по сравнению с СРО, у которых нет стандартов. Очевидно, что такое положение дел не способствует ни повышению уровня безопасности объектов капитального строительства, ни предупреждению причинения вреда.

Представляется также крайне важным то обстоятельство, что распространение на строительные СРО требования обязательного наличия стандартов профессиональной деятельности и его реализация снимет получившие распространения сомнения в устойчивом характере саморегулирования в строительной сфере и создаст дополнительный инструмент и критерий для отсева недобросовестных СРО.

Александр КУРСКИЙ, эксперт Государственной Думы

Фото Строительство.RU

Похожие публикации

Добавьте комментарий

  • winkwinkedsmileam
    belayfeelfellowlaughing
    lollovenorecourse
    requestsadtonguewassat
    cryingwhatbullyangry
Войти через
Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив

Партнеры

 

Национальное объединение строителей

Кнауф

Скания

Volvo

RUKKI

Волма

Iveco

Profine

RF

Paroc

СГК

Этернит

Наверх