15:36В Ивановской области появится новая территория опережающего развития

15:08В Конькове построили 21-этажный апарт-отель на месте промзоны №35

13:56Елку из 230 тысяч проездных билетов установили на «Тургеневской»

13:22Через 3 года в новой Москве полностью внедрят «умные электросети»

12:47Большая кольцевая линия метро Москвы замкнется к 2023 году

12:15В 2021 году построят участок БКЛ между «Хорошевской» и «Мневниками»

11:51В Москве открывается обновленная сцена Театра Олега Табакова

11:19Готовится реставрация деревянного дома с резным декором в Сокольниках

10:54На участке площадью более 20 га построят ТПУ «Авиамоторная»

10:27Утерянные при советской власти скульптуры рыб вернули в павильон ВДНХ

09:48Подробности уголовного дела главы Свердловской железной дороги

09:23«Газпром» купит самый высокий небоскреб Европы за 120 млрд рублей

17:30Москва бьет рекорды по темпам строительства дорог

16:55Жилой дом XIX века на Пречистенке отреставрируют

16:37С июня 2017 г. системы газоснабжения обновили в 25 тыс. квартир Москвы

Придет ли углепластик на массовую стройку

logo russianconstruction.com
Придет ли углепластик на массовую стройку
Поисковые теги:
Что такое углепластик и каково его место в ряду строительных материалов

Для дальнейшего чтения материалов, пожалуйста, зарегистрируйтесь или войдите.

Прошел год с момента подписания Дмитрием Медведевым правительственного распоряжения № 1307-р от 24 июля 2013 года об утверждении плана мероприятий «Развитие отрасли производства композитных материалов». Тогда же министр регионального развития Игорь Слюняев приказом № 306 в соответствии с поручением Президента от 12 ноября 2012 года утвердил отраслевую программу внедрения композиционных материалов, конструкций и изделий из них в строительном комплексе России. Что делается и что еще предстоит сделать в этом плане?

 

Что это такое

Сам факт того, что слово «композит» сегодня звучит на самом высоком уровне, является показателем обеспокоенности руководства страны состоянием этого сегмента стройиндустрии. Ведь уровень применения современных композиционных материалов в производстве — один из критериев, по которому оценивается степень развития страны в целом. А нынешние меры, предпринимаемые Западом для изоляции России, еще сильнее выявляют проблемы нашей зависимости от импорта, в том числе от составляющих для изготовления композиционных материалов.

Под термином «композит» сегодня понимают современный материал, состоящий из полимерной (керамической, металлической, углеродной или другой) основы, армированной наполнителями. В качестве последних также используют разные материалы, из которых наиболее широко распространены стекло-, базальто- и углеволокно, а также сплетенные из них холсты.

А что же карбон, он же углепластик? Это продукт высоких технологий — композиционный материал, где наполнителем служит углеродное волокно или ткань, а связующим (матрицей) является полимер (например, эпоксидная смола), который затвердевает при определенных условиях. У разных полимеров — разные условия отверждения: повышение температуры, наличие катализаторов, специальных отвердителей и пр.

Волокна в углепластике — ?5-10 мкм и состоят из цепочек атомов углерода, выстроенных в кристаллическую решетку. Жгуты из таких волокон имеют очень высокое сопротивление на растяжение. Так, прочность на разрыв у углеволокна в четыре раза выше, чем у лучших марок стали. При этом его плотность вчетверо меньше. Опыт показывает, что порвать тонкий стержень из углепластика ?5 мм можно только при нагрузке 2,5 тонны. Для сравнения: образец из чугуна таких же размеров рвется уже при 150 кг.

В поперечном направлении волокна углерода имеют существенно меньшую прочность, поэтому чтобы реализовать прочностные характеристики волокон в изделии, нужно располагать их в матрице, ориентируя в нужных направлениях. Фактически затвердевший массив матрицы и компенсирует недостаток прочности волокон в их поперечном направлении. Как его получают Процесс получения углеволокна весьма энергоемок. Графитовые нити получают в несколько этапов при нагреве вискозных или полиакрилонитрильных (ПАН) волокон в разных средах. Органические нити доводятся до стадии обугливания, в результате чего и появляется материал из чистого углерода. Поэтому конечный продукт выходит весьма дорогим.

Точно так же существуют и разные технологии получения углепластиков, которые отличаются формой, размерами и свойствами изделий — весом, прочностью, огнестойкостью и пр. Это могут быть ленты и полотна из углеволокна, которые пропитывают на объекте эпоксидной смолой. Готовые профили для конструкций мостов или прутки арматуры, в которых нити наполнителя «замоноличены» затвердевшим полимером. Изготавливают и так называемые препреги — полотна углеволокна, заранее пропитанные смолами, из которых в заводских условиях при высоких температуре и давлении формуют готовые детали.

Кстати, именно такие изделия востребованы в авиа- и ракетостроении, поскольку только указанные технологии позволяют получить легкие, исключительно прочные и термостойкие детали конструкций. Поэтому-то разработчикам и удается создавать более совершенные модели самолетов и космических кораблей.

Но вернемся на землю. Посмотрим, насколько востребованы композиты, и карбон в том числе, в строительстве.

 

Армирование бетона

Использование арматуры нового типа для бетонных конструкций — одно из очевидных применений композитов в строительстве. Композитная арматура — это стержни из стеклянных, базальтовых, углеродных или арамидных волокон, пропитанных полимерным связующим и отвержденных. Тип использованного волокна определяет и характер полученной арматуры. Довольно распространены изделия с наполнителем из стекловолокна — стеклопластиковая арматура (АСП), из базальтовых волокон — базальтопластиковая (АБП), из углеродных волокон — углепластиковая. Для сцепления с бетоном на поверхности композитной арматуры в процессе производства формируются специальные ребра или наносится покрытие из песка.

Стальная арматура в железобетоне подвержена коррозии, а вот композитный материал в этом плане выгодно отличается от нее благодаря высокой коррозионной стойкости, особенно у базальтопластика. Однако и у базальтопластиковой, и у стеклопластиковой арматуры есть свои недостатки: низкий модуль упругости (примерно в 3-4 раза ниже, чем у стальной) и заметная потеря прочности при нагреве. Поэтому подобную композитную арматуру чаще используют в качестве гибких связей для трехслойных стен из кирпича и других штучных материалов или для соединения несущих железобетонных стен с кирпичной облицовкой и пр. с целью снижения теплопередачи ограждений.

В этом плане углепластиковая арматура имеет лучшие характеристики, чем стекло- и базальтопластика. Это абсолютная коррозионная стойкость (инертность ко всем агрессивным средам), высокая прочность, долговечность (ожидаемый срок службы — 75 лет), низкий вес. Использование углепластиковой арматуры позволяет изготавливать более длинные силовые секций в сборных конструкциях. Но и стоимость такого композита в разы больше, что, в общем-то, и ограничивает его применение.

 

Усиление конструкций

Одно из важных направлений использования углепластика — когда на поверхности балки, стойки и пр. с помощью специального клея фиксируют сверхпрочную углеткань. При этом обеспечивается повышение прочности элементов в растянутых зонах и приопорных участках в зоне действия поперечных сил, а также сжатых элементов. Так, в 2003 году углеродные ленты использовали для усиления балок пролетов автодорожного моста на 104-м км трассы Москва-Нижний Новгород.

Усиливать можно стальные, деревянные и даже каменные конструкции — столбы, пилоны, простенки. Также это могут быть кирпичные или бетонные стены, поврежденные после просадки фундамента, или ограждения с проемами (окнами, дверями, технологическими отверстиями). Натурные испытания кирпичных столбов, проведенные в лаборатории каменных конструкций ЦНИИСК в 2004 году, например, показали полутора-двукратное увеличение несущей способности кирпичных столбов, усиленных бандажами из углехолста.

 

Готовые изделия из композита

В строительстве полимерные композиты — это материалы для изготовления градирен, емкостей для транспортировки и хранения химически активных веществ, трубопроводы разного назначения, элементы конструкций мостов, ограждения на автодорогах, плавательные бассейны, передвижные домики, выставочные павильоны и многое другое.

Как видим, композиты имеют весьма широкую область применения, но если сравнивать Россию с промышленно развитыми странами, наши успехи пока скромны. Если до конца 80-х прошлого века в сфере разработки композитов мы шли с Западом нога в ногу, то после развала СССР наше развитие в этой области приостановилось. Между тем потребность в композитных материалах не уменьшается, а только возрастает. Но из-за крайне медленного развития собственного производства мы все больше и больше становимся зависимыми от импорта. Чтобы как-то уйти от этой зависимости, необходимо решить ряд проблем технического и организационного характера, требующих не только огромных средств, но и времени.

Прежде всего, необходимо создать условия для роста серийного производства углеродных композитов. Сегодня холдинговая компания «Композит» является единственным игроком, оказывающим влияние на развитие российского рынка углеродного волокна. А отсутствие конкуренции на рынке углеродного волокна не способствует ни снижению цены на него, ни росту объемов производства. Привлечь инвесторов в достаточно новую, наукоемкую сферу без быстрого возврата вложенных средств очень сложно — для этого нужны весомые рычаги. Можем ли мы своими силами изготовить необходимое оборудование или придется закупать дорогостоящие станки за рубежом? Это к вопросу об импортозамещении. Четкого ответа на этот вопрос пока нет.

Для производства новых композитов, их применения и эксплуатации изделий из них нужны квалифицированные специалисты. Их подготовка — часть большой комплексной работы. И пока мы с этим тянем, в правительстве обсуждается вопрос о том, что надо привлекать мигрантов, уже обученных у себя на родине.

 

На бумаге все гладко…

Существенно тормозит внедрение углеродных композитов затягивание процесса принятия нормативной документации, регламентирующей применение новых материалов, особенно в строительстве. Например, отсутствие СНиПов в области применения углеродных композитов ставит практически непроходимый барьер для проектов в Госстройэкспертизе.

Конечно, сам факт создания плана мероприятий «Развитие отрасли производства композитных материалов» намечает пути решения этих проблем, но при этом данной «дорожной картой» …не устанавливается направление бюджетных ассигнований на реализацию предусмотренных документом мероприятий».

Время покажет, как чиновники отрапортуют о решении поставленных задач. Не исключено, что это будет большой «бумажный» успех.

Подготовил Владислав ТИХОМИРОВ

Фото infuture.ru, mvtb.ru, nowing.ru, nanonewsnet.ru, avito.st



Похожие публикации


Партнеры