Москва +9 °C, дождь.

Лента новостей

14:15
3-этажный ФОК с фито-баром, бассейном и бильярдной откроют в Некрасовке


13:51
Уличная торговля арбузами и дынями завершится 1 октября — Госинспекция


13:17
Названы причины замены системы газоснабжения в СВАО г Москвы


12:44
Комедию про Крымский мост показали в Ялте — реакция жителей


12:09
27,000 кв метров недвижимости на востоке Москвы выставлено на торги


11:16
Библиотеку для чтения на свежем воздухе создали в парке им Святослава Федорова


11:04
Что происходит на стройке путепровода через железнодорожные пути МЦК


10:46
В России заключили первую ипотечную сделку с электронной закладной — на блокчейн-платформе


10:04
Какой новый способ оплаты услуг ЖКХ придумали для москвичей


09:37
4-километровый парк с фонтанами построят в районе ЗИЛ в Москве


13:32
На Дмитровском шоссе появится полуторакилометровая выделенная полоса


12:58
В Зеленограде откроется один из крупнейших дата-центров России


12:22
Новое здание районных судов с «умными» технологиями открылось в Москве


11:40
В каком районе Москвы чаще докупают жилплощадь по программе реновации


11:04
Названы самые распространенные нарушения на стройках Москвы


10:35
Мантуров раскрыл планы России по производству стройматериалов в Сирии


10:18
Как отреставрируют Мостовую башню XVII века в Измайлове


09:52
Что происходит на стройке разворотной эстакады на Волоколамском шоссе


09:27
Большой ледовый дворец в «Лужниках» откроется через два года


16:09
Фитнес-центр площадью 2,700 кв метров выставлен на торги в Москве


14:37
Снос Ховринской больницы площадью 100,000 кв метров обойдется в 1 млрд рублей


14:02
Тарифы ЖКХ индексируют в два этапа — с чем это связано?


13:57
В Госдуму внесут проект закона о детских комнатах в ТЦ


13:14
Новые подробности строительства станций «Улица Новаторов» и «Севастопольский проспект»


12:31
Спортивный городок площадью 4,000 кв м создадут в парке у реки Битца


12:03
Школа площадью 10,000 кв метров появится в Западном Дегунино


11:28
200-метровый «сухой» фонтан установили в парке Святослава Федорова


10:59
«Ласточка» на МЦК установила новый рекорд по пассажиропотоку


10:34
Эмблема в виде императорской короны XIX века найдена в районе Таганки


09:55
Почему в Москве растет спрос на офисную и торговую недвижимость


Все новости

Архив публикаций

«    Сентябрь 2018    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930

Последние комментарии

Иван Кулибин: изобретатель, строитель, любитель женщин и поэт

logo russianconstruction.com
Иван Кулибин: изобретатель, строитель, любитель женщин и поэт

Как великому российскому изобретателю не дали построить мост


Редакция Всероссийского интернет-журнала «Строительство.RU» решила, что рубрика «Кто есть Who» не будет полноценной, если наряду с биографическими очерками о ныне живущих заслуженных строителях, мы не расскажем нашим читателям об исторических личностях, связанных со строительством, о которых мы мало знаем. Сегодня речь пойдет о талантливом изобретателе и, как оказалось, проектировщике — Иване КУЛИБИНЕ.

 

Многим хорошо известно, что Иван Кулибин — гениальный изобретатель-самоучка, создавший большое количество всевозможных приспособлений. Но немногие знают, что помимо всего прочего Кулибин был еще и выдающимся инженером-проектировщиком, строителем-практиком, опередившим в своих изысканиях разом весь прогрессивный мир…   

Славное имя Ивана Петровича Кулибина, современника Михайло Ломоносова и Екатерины II, было широко популяризовано советской пропагандой в период индустриализации. Незнатный, небогатый, но крайне одаренный патриот из глубинки, добившийся при помощи своих талантов и трудолюбия невероятных высот,— такой образ идеально подходил для агитации в пролетарской среде. 

Но нарицательным его имя стало еще раньше: изобретатель-самоучка, опередивший свое время и недооцененный современниками, фигурирует, к примеру, в пьесе А.Н. Островского «Гроза». Там и зовут героя так, что ни с кем не перепутаешь: Кулигин. 

 

Баловень императрицы

Впрочем, Кулигин Кулибину — рознь. Нельзя сказать, что жизнь Ивана Петровича в екатерининской России не сложилась.Он 30 лет заведовал механической мастерской при Академии наук, получил недоступные большинству возможности для самореализации, слыл знаменитостью еще при жизни и был уважаем и почитаем в самых пестрых кругах — от светских бездельников до светил мировой науки. 

И все же, как это ни прискорбно, большинство его изобретений внедрено не было. Придворные служители, ученые мужи и высокопоставленные чиновники многозначительно кивали головами, одобрительно покашливали, но все же имели больше пристрастия не к прикладным наукам, а к увеселительным.

Поэтому  большинству людей своего времени Кулибин был известен, прежде всего, своими красочными придворными пиротехническими представлениями и крохотными механическими устройствами для отрады глаз обеспеченной публики. 

 

Гений на всю голову

Все, конечно, охали да ахали в один голос, когда Иван Петрович демонстрировал свои «серьезные» изобретения. Такие, например, как первый в мире механический протез ноги или прожектор, который при помощи сложной системы зеркал, мог увеличивать яркость одной свечи в 500 раз и светить на расстояние до 35 км. 

И, понятное дело, все онемели, когда для сухопутного передвижения Кулибин соорудил и успешно продемонстрировал в деле так называемую «самокатную повозку», которую часто называют одним из первых в мире прообразов автомобиля. 

Самокат Кулибина

…Охали, немели, но быстро теряли интерес. Увы, схожей судьбы удостоились и многие инженерные проекты Кулибина. В частности, это касается передовых идей в сфере проектирования и возведения мостов оригинальной конструкции, которым он посвятил несколько десятилетий своей жизни. 

Будучи жителем Санкт-Петербурга — города, расположенного на островах, — да еще и обладая при этом живым, изобретательным умом, Кулибин не мог равнодушно взирать на то, с какими трудностями и опасностями каждый год сталкиваются петербуржцы, переправляясь с одного берега на другой. 

 

Опережая мировую науку

Все дело в том, что император Петр Великий до самой своей смерти не позволял возводить на Неве мостов — его мечтой был город с развитым судоходством, где каждый житель имеет возможность использовать собственную лодку для перемещения по рекам и каналам.

Первый в истории Петербурга мост был построен только в 1727 году, и был, что называется, наплавным. То есть, по сути, это был настил из длинных, скрепленных между собой досок, покоящихся на понтонах, в качестве которых, как правило, выступали грузовые лодки.

Иван Кулибин: изобретатель, строитель, любитель женщин и поэт

Понтонный мост в Петербурге

Нева глубока, стремительна, а в ледоход часто беспощадна. Своеволие и непокорность реки привели Кулибина к мысли о сооружении моста, опирающегося своими основами только на каменные берега. То есть однопролетного — с невиданной и немыслимой по тем временам аркой длиной в 300 м.

В ту пору в мире был всего один мост, который мог тягаться с кулибинским — через реку Лиммат в Швейцарии, но и его пролет был почти в три раза меньшим — всего около 120 м. 

С 1771 по 1774 годы Кулибин создает три проекта однопролетного моста, с каждым разом эмпирически открывая новые законы и закладывая основы будущего мостостроения. Так, в 1772 году он применил на практике «метод веревочного многоугольника Пьера Вариньона». Причем это произошло почти за 60 лет до того, как работы французского ученого были опубликованы в России и впервые опробованы в строительстве. 

В 1775 году изобретатель, проверив и усовершенствовав уникальную конструкцию на опытных макетах меньшего размера, начинает строить модель в 1/10 натуральной величины, а затем проводит множественные успешные испытания в присутствии ученого сообщества. 

Уменьшенная копия повторяла все элементы будущей грандиозной конструкции: более 12 тыс. деревянных деталей, скрепленных почти 50 тыс. железных болтов. Основы моста должны были опираться на каменные фундаменты высотой около 14 м по обеим сторонам Невы. Длина арки, согласно проекту достигавшая 300 м, в модели, соответственно, составила 30 м. Ширина проезжей части моста в оригинале превышала 8 м.

Проект однопролетного моста Кулибина

Модель была закончена к 1776 году. Финальные испытания конструкции моста Кулибина проводятся в начале 1777 года под наблюдением специально созданной для этих целей комиссии из членов Академии наук. Модель сначала была испытана с нагрузкой в 3 300 пудов, а затем к этому весу сверх расчетной грузоподъемности добавили еще 600 пудов. Ни одна деталь моста не дрогнула и не погнулась. 

Ученая комиссия, не без восторга некоторых ее членов, пришла к выводу, что проект надежен и к строительству пригоден. О достижениях русского умельца писала отечественная и западная пресса. Кулибина величали выдающимся инженером современности и даже наградили именной медалью. Вот только мост построить в натуральную величину почему-то так и не дали…

 

Будни патриота

В течение нескольких десятилетий после этого Кулибин увлеченно занимался разработкой мостов собственной конструкции. Следующие его проекты имели уже по несколько арок, отличались все той же свойственной самобытному нижегородскому уникуму печатью гения и планировались автором к постройке на Волге и других русских реках.

К сожалению, ни один из мостов Кулибина, несмотря на всю их функциональность, продуманность и новаторский подход к реализации задач, так и не был построен — ни в России, ни за ее пределами.  

Та самая уменьшенная модель одноарочного моста, которая должна была послужить прототипом для строительства выдающегося инженерного сооружения своего времени, впоследствии в течение 17 лет украшала собой двор Академии наук. Затем ее переместили в сад Таврического дворца и установили над каналом. 40 лет после этого копия инновационного строения развлекала гостей сада и постепенно ветшала, пока не разрушилась окончательно. 

 

Тайна шахты в Зимнем дворце

Та же безрадостная участь постигла еще одну новацию Кулибина в сфере строительства — первый в мире прототип лифта. Он был построен в Зимнем дворце, когда Екатерине II было уже 64 года: в силу возраста и избыточного веса пожилой даме было сложно подниматься по многочисленным ступенькам. 

«Подъемное кресло», как назвал свое изобретение Кулибин, представляло собой кресло-подъемник, двигавшееся в специальной шахте при помощи винтового механизма, приводимого в движение хитроумной механикой и мускульной силой двух людей.

Иван Кулибин: изобретатель, строитель, любитель женщин и поэт 

Схема лифта Кулибина

После смерти императрицы подъемник использовать перестали, а шахту заложили кирпичом. Лишь в начале XXI века реставраторы Эрмитажа случайно обнаружили оставшиеся в стене фрагменты кулибинского устройства… 

 

«Вечный двигатель» конструкции Кулибина

Да, Кулибин был знаменит и близок ко двору. Но воспринимали его не как гениального человека, а как невиданную диковинку, странную и занимательную безделушку — такую же, какими он всю жизнь развлекал придворную знать.

Восторг и замешательство вызывала и его необычная внешность. Окладистая борода и длинный кафтан на манер старорусского соответствовали крайне консервативным взглядам Кулибина на все, кроме научно-технического прогресса. 

Но образ его — не шутовство. Это был человек строгих правил: он никогда не пил спиртного, не курил и не играл в азартные игры. Зато писал стихи и, видимо, пользовался успехом у женщин — Кулибин был женат три раза и имел 11 детей. Причем в третий раз он женился, уже будучи 70-летним стариком. И от этого брака у него родились три дочки! 

Остаток своих дней выдающийся русский изобретатель провел в попытках построить настоящее инженерное чудо, которое на все времена увековечило бы его имя. В свой новый проект — «вечного двигателя» — пожилой Кулибин вложил все личные сбережения. Он  и умер за работой, вероятно, даже не заметив ни нищеты, в которой оказался, ни самой смерти… 

«Вечный двигатель» Кулибина — нерукотворный. И он исправно работает уже не одно столетие подряд. Это его бессмертное имя, которое неизменно продолжает вдохновлять на невероятные свершения все новые и новые поколения кулибиных... 

Алексей ГАРИН

 

Похожие публикации

Добавьте комментарий

  • winkwinkedsmileam
    belayfeelfellowlaughing
    lollovenorecourse
    requestsadtonguewassat
    cryingwhatbullyangry
Войти через

Партнеры

Наверх