profine
Москва −4 °C.
knauf

Лента новостей

18:45
Ипотечники стали старше и приобрели женское лицо


17:17
Спрос россиян на финляндскую недвижимость резко падает


16:38
Где сосредоточено большинство сделок Москвы с жилой недвижимостью


15:49
Как Медведев предлагает обеспечивать сирот жильем


15:06
Что предпримет Минстрой в отношении административных барьеров в строительстве


14:42
Как предлагают переименовать ветки московской подземки


13:04
Как Росреестр сократил сроки регистрации квартир в рамках реновации


11:59
Чем хабаровский ТЦ «Счастье» был привлекателен для помещенных в СИЗО и почему его велели снести


11:31
Когда запустят программу «Ленинградский гектар»


09:57
Из-за чего в Химках сегодня утром мощное задымление


09:47
Кто лидирует в стройке жилья по ДДУ в Петербурге и сколько квартир продано


09:26
Стал шире список банков с правом открывать счета эскроу для долевого строительства


17:50
Власти столицы: как продавать недвижимость через аукционы


17:27
Что сделать, чтобы сэкономить на «коммуналке»


16:37
В столичном правительстве назвали объем вложений в строительство в Новой Москве


15:58
Что сделают крымские власти с санаториями региона


15:21
Сколько денег Москва вложит в особую экономическую зону


14:44
Объем текущего строительства стремительно падает


12:58
Что изменилось в порядке получения услуги по перепланировке столичных помещений


12:46
Какую сумму пустят на объекты по обработке мусора в российских регионах


12:31
Когда подпишут инвестконтракт по дому «СУ-155» в Чертаново


12:12
Сколько дадут Свободному в Приамурье на социальную инфраструктуру


11:52
Что решили в правительстве по вопросу собраний жильцов в формате конференций


10:51
Как знаменитого футболиста обманул с квартирой бывший депутат Госдумы


10:31
Что стало причиной гибели четверых человек в частном доме в Бурятии


09:51
Что заставляет Дженнифер Энистон судиться с соседом


09:33
Когда к гособъектам начнут применять единую форму контракта и чем это обернется для застройщиков


20:54
Идеи для Минстроя: как дать ход строительству энергоэффективных домов


17:25
Когда в Дубае откроется парк виртуальной реальности


17:14
Новое происшествие на стройке в Даниловском районе Москвы


Все новости

Архив публикаций

«    Февраль 2018    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728 

Последние комментарии

Иван Кулибин: изобретатель, строитель, любитель женщин и поэт

logo russianconstruction.com
Иван Кулибин: изобретатель, строитель, любитель женщин и поэт

Как великому российскому изобретателю не дали построить мост


Редакция Всероссийского интернет-журнала «Строительство.RU» решила, что рубрика «Кто есть Who» не будет полноценной, если наряду с биографическими очерками о ныне живущих заслуженных строителях, мы не расскажем нашим читателям об исторических личностях, связанных со строительством, о которых мы мало знаем. Сегодня речь пойдет о талантливом изобретателе и, как оказалось, проектировщике — Иване КУЛИБИНЕ.

 

Многим хорошо известно, что Иван Кулибин — гениальный изобретатель-самоучка, создавший большое количество всевозможных приспособлений. Но немногие знают, что помимо всего прочего Кулибин был еще и выдающимся инженером-проектировщиком, строителем-практиком, опередившим в своих изысканиях разом весь прогрессивный мир…   

Славное имя Ивана Петровича Кулибина, современника Михайло Ломоносова и Екатерины II, было широко популяризовано советской пропагандой в период индустриализации. Незнатный, небогатый, но крайне одаренный патриот из глубинки, добившийся при помощи своих талантов и трудолюбия невероятных высот,— такой образ идеально подходил для агитации в пролетарской среде. 

Но нарицательным его имя стало еще раньше: изобретатель-самоучка, опередивший свое время и недооцененный современниками, фигурирует, к примеру, в пьесе А.Н. Островского «Гроза». Там и зовут героя так, что ни с кем не перепутаешь: Кулигин. 

 

Баловень императрицы

Впрочем, Кулигин Кулибину — рознь. Нельзя сказать, что жизнь Ивана Петровича в екатерининской России не сложилась.Он 30 лет заведовал механической мастерской при Академии наук, получил недоступные большинству возможности для самореализации, слыл знаменитостью еще при жизни и был уважаем и почитаем в самых пестрых кругах — от светских бездельников до светил мировой науки. 

И все же, как это ни прискорбно, большинство его изобретений внедрено не было. Придворные служители, ученые мужи и высокопоставленные чиновники многозначительно кивали головами, одобрительно покашливали, но все же имели больше пристрастия не к прикладным наукам, а к увеселительным.

Поэтому  большинству людей своего времени Кулибин был известен, прежде всего, своими красочными придворными пиротехническими представлениями и крохотными механическими устройствами для отрады глаз обеспеченной публики. 

 

Гений на всю голову

Все, конечно, охали да ахали в один голос, когда Иван Петрович демонстрировал свои «серьезные» изобретения. Такие, например, как первый в мире механический протез ноги или прожектор, который при помощи сложной системы зеркал, мог увеличивать яркость одной свечи в 500 раз и светить на расстояние до 35 км. 

И, понятное дело, все онемели, когда для сухопутного передвижения Кулибин соорудил и успешно продемонстрировал в деле так называемую «самокатную повозку», которую часто называют одним из первых в мире прообразов автомобиля. 

Самокат Кулибина

…Охали, немели, но быстро теряли интерес. Увы, схожей судьбы удостоились и многие инженерные проекты Кулибина. В частности, это касается передовых идей в сфере проектирования и возведения мостов оригинальной конструкции, которым он посвятил несколько десятилетий своей жизни. 

Будучи жителем Санкт-Петербурга — города, расположенного на островах, — да еще и обладая при этом живым, изобретательным умом, Кулибин не мог равнодушно взирать на то, с какими трудностями и опасностями каждый год сталкиваются петербуржцы, переправляясь с одного берега на другой. 

 

Опережая мировую науку

Все дело в том, что император Петр Великий до самой своей смерти не позволял возводить на Неве мостов — его мечтой был город с развитым судоходством, где каждый житель имеет возможность использовать собственную лодку для перемещения по рекам и каналам.

Первый в истории Петербурга мост был построен только в 1727 году, и был, что называется, наплавным. То есть, по сути, это был настил из длинных, скрепленных между собой досок, покоящихся на понтонах, в качестве которых, как правило, выступали грузовые лодки.

Иван Кулибин: изобретатель, строитель, любитель женщин и поэт

Понтонный мост в Петербурге

Нева глубока, стремительна, а в ледоход часто беспощадна. Своеволие и непокорность реки привели Кулибина к мысли о сооружении моста, опирающегося своими основами только на каменные берега. То есть однопролетного — с невиданной и немыслимой по тем временам аркой длиной в 300 м.

В ту пору в мире был всего один мост, который мог тягаться с кулибинским — через реку Лиммат в Швейцарии, но и его пролет был почти в три раза меньшим — всего около 120 м. 

С 1771 по 1774 годы Кулибин создает три проекта однопролетного моста, с каждым разом эмпирически открывая новые законы и закладывая основы будущего мостостроения. Так, в 1772 году он применил на практике «метод веревочного многоугольника Пьера Вариньона». Причем это произошло почти за 60 лет до того, как работы французского ученого были опубликованы в России и впервые опробованы в строительстве. 

В 1775 году изобретатель, проверив и усовершенствовав уникальную конструкцию на опытных макетах меньшего размера, начинает строить модель в 1/10 натуральной величины, а затем проводит множественные успешные испытания в присутствии ученого сообщества. 

Уменьшенная копия повторяла все элементы будущей грандиозной конструкции: более 12 тыс. деревянных деталей, скрепленных почти 50 тыс. железных болтов. Основы моста должны были опираться на каменные фундаменты высотой около 14 м по обеим сторонам Невы. Длина арки, согласно проекту достигавшая 300 м, в модели, соответственно, составила 30 м. Ширина проезжей части моста в оригинале превышала 8 м.

Проект однопролетного моста Кулибина

Модель была закончена к 1776 году. Финальные испытания конструкции моста Кулибина проводятся в начале 1777 года под наблюдением специально созданной для этих целей комиссии из членов Академии наук. Модель сначала была испытана с нагрузкой в 3 300 пудов, а затем к этому весу сверх расчетной грузоподъемности добавили еще 600 пудов. Ни одна деталь моста не дрогнула и не погнулась. 

Ученая комиссия, не без восторга некоторых ее членов, пришла к выводу, что проект надежен и к строительству пригоден. О достижениях русского умельца писала отечественная и западная пресса. Кулибина величали выдающимся инженером современности и даже наградили именной медалью. Вот только мост построить в натуральную величину почему-то так и не дали…

 

Будни патриота

В течение нескольких десятилетий после этого Кулибин увлеченно занимался разработкой мостов собственной конструкции. Следующие его проекты имели уже по несколько арок, отличались все той же свойственной самобытному нижегородскому уникуму печатью гения и планировались автором к постройке на Волге и других русских реках.

К сожалению, ни один из мостов Кулибина, несмотря на всю их функциональность, продуманность и новаторский подход к реализации задач, так и не был построен — ни в России, ни за ее пределами.  

Та самая уменьшенная модель одноарочного моста, которая должна была послужить прототипом для строительства выдающегося инженерного сооружения своего времени, впоследствии в течение 17 лет украшала собой двор Академии наук. Затем ее переместили в сад Таврического дворца и установили над каналом. 40 лет после этого копия инновационного строения развлекала гостей сада и постепенно ветшала, пока не разрушилась окончательно. 

 

Тайна шахты в Зимнем дворце

Та же безрадостная участь постигла еще одну новацию Кулибина в сфере строительства — первый в мире прототип лифта. Он был построен в Зимнем дворце, когда Екатерине II было уже 64 года: в силу возраста и избыточного веса пожилой даме было сложно подниматься по многочисленным ступенькам. 

«Подъемное кресло», как назвал свое изобретение Кулибин, представляло собой кресло-подъемник, двигавшееся в специальной шахте при помощи винтового механизма, приводимого в движение хитроумной механикой и мускульной силой двух людей.

Иван Кулибин: изобретатель, строитель, любитель женщин и поэт 

Схема лифта Кулибина

После смерти императрицы подъемник использовать перестали, а шахту заложили кирпичом. Лишь в начале XXI века реставраторы Эрмитажа случайно обнаружили оставшиеся в стене фрагменты кулибинского устройства… 

 

«Вечный двигатель» конструкции Кулибина

Да, Кулибин был знаменит и близок ко двору. Но воспринимали его не как гениального человека, а как невиданную диковинку, странную и занимательную безделушку — такую же, какими он всю жизнь развлекал придворную знать.

Восторг и замешательство вызывала и его необычная внешность. Окладистая борода и длинный кафтан на манер старорусского соответствовали крайне консервативным взглядам Кулибина на все, кроме научно-технического прогресса. 

Но образ его — не шутовство. Это был человек строгих правил: он никогда не пил спиртного, не курил и не играл в азартные игры. Зато писал стихи и, видимо, пользовался успехом у женщин — Кулибин был женат три раза и имел 11 детей. Причем в третий раз он женился, уже будучи 70-летним стариком. И от этого брака у него родились три дочки! 

Остаток своих дней выдающийся русский изобретатель провел в попытках построить настоящее инженерное чудо, которое на все времена увековечило бы его имя. В свой новый проект — «вечного двигателя» — пожилой Кулибин вложил все личные сбережения. Он  и умер за работой, вероятно, даже не заметив ни нищеты, в которой оказался, ни самой смерти… 

«Вечный двигатель» Кулибина — нерукотворный. И он исправно работает уже не одно столетие подряд. Это его бессмертное имя, которое неизменно продолжает вдохновлять на невероятные свершения все новые и новые поколения кулибиных... 

Алексей ГАРИН

 

Похожие публикации

Добавьте комментарий

  • winkwinkedsmileam
    belayfeelfellowlaughing
    lollovenorecourse
    requestsadtonguewassat
    cryingwhatbullyangry
Войти через
Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив

Партнеры

Наверх