Рынок недвижимости: куда идет клиент

Около трех лет назад, в начале кризиса, бизнесу пришлось оптимизировать затраты, в том числе на аренду офиса: многие компании переезжали в бизнес-центры с более выгодными условиями аренды, сокращая тем самым расходы. При этом все равно на рынке коммерческой недвижимости наблюдался спад.

В таких условиях собственникам бизнес-центров (БЦ) пришлось искать способы привлечения арендаторов, особенно это касалось новых объектов — появилась тенденция сдачи офисов с отделкой. До 2014 года помещения в БЦ чаще сдавали в состоянии shell&core, сегодня количество офисов с отделкой по отношению к офисам без отделки заметно растет.

В последнее время активно развивается и тренд создания офиса (отделка и дизайн-проект) под конкретного арендатора. Как правило, владельцы БЦ заказывают выполнение таких работ подрядчикам за свой счет по средней для рынка стоимости. При этом цена индивидуальной работы немного превосходит стоимость стандартной отделки, арендатор же получает удобный и полностью приспособленный для нужд компании офис.

Еще один глобальный тренд — увеличение числа компаний, которые занимаются нестандартным бизнесом. В торговых центрах (ТЦ) увеличивается доля операторов развлечений — и детских, и взрослых: в ТЦ появляются скалодромы и батутные парки, мини-зоопарки, детские города профессий, боулинг-центры, иногда даже настоящие американские горки (как в ТЦ «Филион» на «Багратионовской»), растет число новых сетевых фитнес-центров.

Из-за того, что доходы населения снизились, между торговыми центрами увеличилась конкуренция, fashion-сегмент значительно сократился — владельцам ТЦ пришлось придумывать новые способы привлечения покупателей. Теперь люди приходят в торгово-развлекательные центры, чтобы пообщаться, отдохнуть, провести время и, возможно, что-нибудь купить.

В последнее время, помимо уже привычных развлечений, в ТРЦ начали развиваться так называемые гастрономические концепции — «рынки» со здоровыми, правильными продуктами. При этом стоит отметить, что серьезного перераспределения заказов между офисной и торговой недвижимостью мы не заметили — их количество не уменьшилось и не увеличилось ни в одном из сегментов. Они видоизменяются.

Также последний год набирает обороты тенденция строительства жилья комфорт- и бизнес-класса (и квартир, и апартаментов) с готовой отделкой и меблировкой. Дело в том, что увеличивается спрос на подобное жилье: покупатели экономят деньги и время.

Кроме того, в подобных жилых комплексах комфортнее жить первые годы, поскольку никто из соседей не проводит масштабный ремонт. Раньше заниматься жилыми проектами было не очень выгодно, теперь ситуация изменилась: девелоперы стали заказывать более дорогую и качественную отделку. И этот тренд будет развиваться дальше.

Все перечисленное обусловлено одной общей тенденцией — экономией и оптимизацией затрат как со стороны бизнес-структур, так и со стороны их клиентов. Девелоперы стараются экономить на строительстве, используя более дешевые материалы и оборудование, стараясь при этом не потерять в качестве; арендаторы офисов снимают меньшие площади, уплотняя рассадку сотрудников; обычные покупатели предпочитают приобретать готовое к заселению жилье.

Вернуться назад