profine
Москва −1 °C, снег.
Смотреть

Лента новостей

17:48
Росстат сообщил свежие данные о вводе жилья в России


17:36
В Дагестане объявлены сроки сдачи всех проблемных объектов долевого строительства


17:04
Кто стал новым собственником легендарного столичного кинотеатра «Слава»


16:38
Сколько обманутых дольщиков Москвы не попали в официальный реестр


16:36
На Ленинградском шоссе Москвы решено построить новый высотный ЖК


16:23
Где в Подмосковье уже построили станции для зарядки электромобилей


16:13
Какие необычные арт-объекты вскоре появятся в долине реки Сетунь В Москве


14:11
Карелия претендует на федеральные средства для модернизацию ЖКХ


14:03
Как для УФАС будут ремонтировать 132-летний дом в ЦАО Москвы


14:01
Как для УФАС будут ремонтировать 132-летний дом в ЦАО Москвы


13:41
Зачем в Москву доставлено очень мощное оборудование китайской CRCC


13:21
Вот кто среди российских городов оказался худшими в плане экологии


13:03
За что ФСБ задержан экс-председатель исполкома Набережных Челнов


12:38
Как правительство изменило порядок корректировки инвестпрограм в ЖКХ


12:20
Что поразило губернатора Подмосковья на японском мусорном заводе


12:04
Объявлено, кто получил контракт в 137 млрд на строительство трассы «Таврида»


11:47
Где в Москве начался снос пятиэтажного дома хрущевского домостроения


11:21
Стала известна реальная собираемость взносов на капремонт в Крыму


10:46
Выяснилось, на что больше всего жалуются в Общественную палату России


10:39
Объявлено, с какими станциями метро и как соединят МЦК в 2018 году


10:12
Где в Москве впервые для трамваев построили платформу «венского» типа


09:51
Вот кого назначили врио Госстройнадзора Самарской области


09:36
Для строительства какого объекта в Уфе банк БРИКС выделил $69 млн


17:51
В России под боком у Деда Мороза ввели замечательный спорткомплекс


17:31
Почему в Москве из программы реновации вдруг вышли сразу 2 дома


17:29
Как в Петербурге проходят испытания мощной пушки для борьбы с сосульками


16:46
В России к ЧМ-2018 введен еще один важный объект инфраструктуры


16:31
Где в Москве построят ещё две современные поликлиники


16:22
Почему для строительства Керченского моста ищут еще одного субподрядчика


14:12
Главгосэкспертиза согласовала проект капремонта участка трассы «Скандинавия»


Все новости

Архив публикаций

«    Ноябрь 2017    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
27282930 

Последние комментарии

ТК 465 и ТК 23: за теоретическими спорами скрываются экономические потери

logo russianconstruction.com
ТК 465 и ТК 23: за теоретическими спорами скрываются экономические потери

Почему строители и эксплуатанты не понимают друг друга


Невозможно успешно развивать экономику без проведения согласованной экономической политики в смежных отраслях. А для этого требуется создание такой единой нормативной базы, отдельные части который не противоречили бы друг другу. Сегодня этот процесс запущен. Другое дело, что идет он не без серьезных трудностей. Это еще раз подтвердило совместное заседание двух технических комитетов: ТК 465 «Строительство» и ТК 23 «Нефтяная и газовая промышленность». 

 

От вертикали к горизонтали

Все возрастающее количество горизонтальных соглашений между различными ТК выявляет и снимает множество вопросов. Еще недавно возникало много споров и разногласий при выпуске сводов правил (СП) и других нормативных документов, которые мешали развиваться всему процессу, — многие разрабатываемые стандарты просто ложились на полку.

Сейчас отчасти ситуацию удалось изменить — совместная деятельность разных ТК позволяет эффективнее находить компромиссные решения. Это открывает дорогу для написания уже по-настоящему нужных документов.

Впрочем, пока следует вести речь о тенденции, а не о том, что удалось отладить процесс взаимодействия. По словам Владимира Верниковского, начальника отдела секретариатов ТК 23, об этом говорить преждевременно. Есть готовность договариваться, обсуждать общие интересы строителей, нефтяников и газовиков и создание условий, при которых строительство объектов совпадало бы с требованиями их дальнейших эксплуатантов. 

 

О преимуществе коллективного разума

Казалось бы, наладить такое взаимодействие не так уж и сложно. Но, как вспоминает ответственный секретарь ТК 465 Татьяна Мартынова, сделать это пытались еще в 2010 году —  все закончилось дележом полномочий.

Уже тогда было понятно, что стандарты нужно разрабатывать совместно. Но вопрос уткнулся в согласование вносимых изменений. Вторым камнем преткновения стало проведение экспертиз: ведь технические комитеты должны выпускать единые экспертные заключения, иначе их достоверность будет вызывать сильное сомнение.

В этой связи эксперты считают, что не мешает присмотреться к опыту США. Там некоторое время назад была принята программа повышения надежности трубопроводов. При разработке нормативных документов авторы начали с того, что собрали со всех заинтересованных организаций экспертные заключения. На их основе был утвержден пятилетний план по разработке соответствующих стандартов. И только после этого были выделены средства.

ТК 465 и ТК 23: за теоретическими спорами скрываются экономические потери

У нас же часто ситуация развивается в прямо противоположном направлении. ТК озабочены, в первую очередь, осваиванием выделяемых средств. Все же остальное их волнует во вторую очередь. В итоге разные ТК пишут схожие своды правил. Такой параллелизм сильно мешает продуктивной работе.

— Согласовывать планы работы разных ТК нужно, но не менее важен для общего результата и заключительный этап работы, — считает руководитель ПК 13 ТК 465 Виктор Иванец. — Поэтому следует договориться о процедуре согласования уже подготовленных документов.

По мнению специалиста, это позволит добиться того, что все изменения в СП будут вноситься только после научного обоснования или анализа практической деятельности. Сейчас же зачастую эти документы просто переписываются. 

 

Что написано пером, не вырубишь топором

За этими, на первый взгляд, сугубо теоретическими спорами скрываются огромные экономические интересы. Нефтегазовое строительство — это своеобразная аэродинамическая труба, которая всасывает огромные инвестиции. От того, как они будут использоваться, во многом зависит благополучие страны.

— Все, что мы пишем в нормативных документах, отражается затем на эксплуатации того, что построили, — замечает ответственный секретарь ПК 10 «Строительство и капитальный ремонт объектов нефтяной и газовой промышленности» ТК 23 Виталий Кумаллагов. — Нужны такие СП, которые улучшали бы качество работы подрядчиков.

Сегодня же не редкость — ситуация, когда строители и эксплуатанты не понимают друг друга. А это чревато тяжелыми последствиями. Строительство продолжается лишь несколько лет, а построенный объект может эксплуатироваться полвека, а то и больше. И если на стадии его сооружения допущены просчеты, использованы устаревшие методы и технологии, то это дорого обходится экономике. 

ТК 465 и ТК 23: за теоретическими спорами скрываются экономические потери

 

Дмитрий Михеев: Количество обязательных документов можно и сократить

 

Прокомментировать сложившуюся ситуацию, а также ответить на несколько вопросов «Строительство.RU» мы попросили директора Федерального центра нормирования, стандартизации и технической оценки соответствия в строительстве Дмитрия МИХЕЕВА.

 

— Дмитрий Владимирович, какое значение Вы придаете прошедшему совещанию?

— Это совещание, с одной стороны, является для нас приоритетным, с другой — оно одно из многих, которые сегодня проводятся. У нас есть понимание необходимости выстраивания горизонтальных связей между ТК. В частности, мы видим важность взаимодействия ТК 465 с смежными техкомитетами.

Накопилось много вопросов, связанных с разработкой нормативных документов, которыми занимаются оба ТК. В процессе работы выяснилось, что они оказались недостаточно согласованными. Такое, к сожалению, случается. Иногда процессы столь переплетены, что демаркационную линию провести трудно. Это возможно только при самом тесном взаимодействии специалистов разных отраслей.

 

— Можете ли Вы привести конкретный пример, к чему приводит такая несогласованность в нормотворчестве?

— Увеличиваются затраты. Возьмем линейно протяженный объект — магистральный газопровод. Опорные конструкции под ним могут иметь разную высоту в зависимости от самых разных факторов. Разработка же усредненного норматива ведет к необоснованным расходам.

В северных и южных регионах нагрузки могут сильно различаться, а значит, будут использоваться и разные объемы бетона. Если же мы укажем в нормативе, что высота опоры должна быть не менее 60 см, верхнюю границу — в зависимости от конкретных условий, то мы получим обоснованный финансово-технологический подход. А значит, и размеры затраченных средств будут адекватными.

 

— Есть ли методики расчета, какие нормы надо использовать в тех или иных случаях?

— Всегда должна существовать взаимоувязка различных компонентов. На первом месте — безопасность возводимого объекта. Второй вопрос — материалоемкость, которая напрямую влияет на размер затрачиваемых средств. В последние двадцать лет в этой сфере многое упущено.

Раньше действовали технологические карты, и все технические процессы были нормированы. Эти нормы и определяли размер нужных средств. Сейчас эта практика восстанавливается, есть потребность в том, чтобы рачительно использовать выделяемые ресурсы. Для этого и нужно взаимодействие проектировщиков, нормировщиков, эксплуатантов. От достоверности нормативов зависит финансовая нагрузка на заказчика, будь это государство или частная компания.

 

— В каком состоянии сегодня находится система стандартов и СП, как много предстоит еще работы, чтобы ее можно было назвать хотя бы относительно сформированной?

— До 2002 года в стране существовало примерно 10 тыс. различных нормативных документов: СНИПов, ГОСТов, методических пособий и др. На сегодняшний день мы имеем 169 сводов правил в строительстве, из них 78 должны исполняться в обязательном порядке, остальные — это добровольные методические пособия. В СССР каждый СНИП имел два-три таких методических разъяснения, как производить расчет того или иного параметра. К концу 2017 года у нас будет порядка 60 методических пособий для пользования СП.

Достаточно ли это? К концу 2017 года будем иметь порядка 600 нормативно-технических документов разного статуса. К 2025 их уже будет 1600. Можно сравнить две цифры: 10 тыс. в советский период и 1600 через 8 лет.

 

— А нужны ли все эти 10 тысяч документов?

— Не нужны. Можно обойтись меньшим количеством. Время изменилось. Даже перечень из 78 обязательных документов, я считаю, избыточен. По экспертной оценке, его можно сократить до 50 единиц.

Например, в СП о пожарной безопасности высотных зданий можно на десятках листах расписать все параметры по ее соблюдению. А может быть записана всего одна фраза: «эвакуация людей должна производиться в течение 15 минут». А вот как достичь этого показателя,будет описано в добровольном документе.

Техническое нормирование в мире идет именно по такому пути. За рубежом тоже был период, когда требования к строительству были на 400 и более страницах. Новый вектор — делать обязательные нормы максимально краткими, а в сопровождающих методиках указывать способы по достижению этих задач. Такой подход намного расширяет возможности проектировщиков для выбора проектных решений.

 

— Однако наши проектировщики постоянно жалуются на то, что действующие нормативы не позволяют им применять инновационные разработки.

— Это говорит о необходимости постоянно актуализировать нормативные документы. Новые материалы, технологии сегодня рождаются крайне быстро. Более 20 лет у нас существует практика оценки пригодности новых способов строительства, на которых отсутствуют ГОСТы и СП. Делается экспертное заключение, проводятся опыты, на основании которых Минстроем выдается свидетельство, разрешающее применять те или иные новации. Порядка 300 таких свидетельств выдается ежегодно. Почему такое количество? Вопрос к застройщикам.

Подготовил Владимир ГУРВИЧ

Похожие публикации

Добавьте комментарий

  • winkwinkedsmileam
    belayfeelfellowlaughing
    lollovenorecourse
    requestsadtonguewassat
    cryingwhatbullyangry
Войти через
Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив

Партнеры

 

Национальное объединение строителей

Кнауф

Скания

Volvo

RUKKI

Волма

Iveco

Profine

RF

Paroc

СГК

Этернит

Наверх