Москва +21 °C, дождь.

Лента новостей

23:44
The Daily Beast: Администрация Трампа и Конгресс сцепились из-за санкций против России


17:37
Чем станция «Лубянка» так полюбилась иностранным болельщикам


16:41
В СССР могли построить горизонтальный небоскреб и летающий город


16:03
Эксперты прогнозируют рост стоимости аренды недорого жилья из-за big data


15:35
Еще один сервис по поиску отелей присоединился к санкциям против Крыма


15:19
На Цветном бульваре открылся флагманский магазин немецкой Bosch


14:24
В наукограде Подмосковья квартиру можно снять всего за 15,000 рублей


12:56
Тевтонский замок XIV века Калининградской области выставлен на торги


12:35
Около 6 млрд рублей вложит Сбербанк в строительство жилья на юго-западе столицы


11:51
Осенью по всей Москве начнется массовое строительство жилья по реновации


11:24
Компания олигарха Вексельберга достроит жилые дома у метро «Алексеевская»


10:42
Путин прибыл в Калининград решить судьбу стадионов ЧМ-2018


10:13
Новак рассказал о воздействии на рынок законопроекта о санкциях против «Северного потока-2»


09:47
Москвичей, нелегально сдающих квартиру, обнаружат с помощью big data


23:34
В список ЕС добавят еще 6 компаний-участниц строительства Крымского моста


17:59
Азотная кислота на МКАД стала причиной ДТП


17:08
Нужен подрядчик для ремонта первого чугунного моста в Санкт-Петербурге


16:31
Эксперты обещают больше ресторанов и магазинов иностранных брендов к концу года


15:47
Самое дешевое жилье в небоскребе Москвы оценили в 2,9 млн рублей


14:53
Что происходит на стройке моста через Амур в Китай


14:16
Московский зоопарк готовит «большой проект» по работе с детьми


13:40
Экстрим-парк и бассейн появятся в составе ТПУ «Некрасовка»


12:58
Санкции против «Северного потока-2»: «Не допустим попадание денег стран НАТО в карманы Кремля»


12:31
5-звездочный южнокорейский отель открылся во Владивостоке


11:52
Два литра в руки и только по паспорту — что происходит в Североуральске


11:23
Археологи нашли в центре Москвы бутылку XVII века


10:47
В Москве создадут зону автогонок с технологиями виртуальной реальности


10:16
9,000 региональных дорог перейдут в федеральную собственность


09:50
Когда заработает уникальная канатная дорога до спорткомплекса «Лужники»


18:02
Newsweek: Россия намерена соединить Японию и Европу железнодорожным мостом


Все новости

Архив публикаций

«    Июль 2018    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031 

Последние комментарии

Стройкомплекс Петербурга–2016: строим и продаем без признаков благоустройства

logo russianconstruction.com
Стройкомплекс Петербурга–2016: строим и продаем без признаков благоустройства

Как чувствуют себя строители города на Неве


Противоречивые тенденции в развитии строительного комплекса обсуждались на XIV съезде строителей Санкт-Петербурга, прошедшем на днях в Выставочном комплексе «ЛЕНЭКСПО». С одной стороны, растет объем работ, с другой — явно запаздывает формирование социальной инфраструктуры и комфортной городской среды.

 

Буря и натиск

— Наши строители достойно завершают 2016 год, — сообщил аудитории профессионального форума вице-губернатор Санкт-Петербурга по вопросам капитального строительства, реконструкции, архитектуры и градостроительства Игорь Албин. — Объем работ, выполненных за 10 месяцев, оценивается в 327,4 млрд руб., что составляет 105,7% к уровню 2015 года. Строительная отрасль обеспечивает 7% валового регионального продукта (ВРП).

По данным Росстата, Петербург — одна из наиболее инвестиционно привлекательных территорий в стране. Среди субъектов РФ северная столица занимает 3-е место по площади сданного в эксплуатацию жилья, уступив 1-ю и 2-ю позиции Московской области и Краснодарскому краю.

За период с января по ноябрь 2016 года в Петербурге построено 730 домов на 35 тыс. квартир, обеспечивших первичный рынок недвижимости 2,2 млн кв. м жилья, что составляет 102,1% по сравнению с аналогичным периодом 2015 года.

Стройкомплекс Петербурга–2016: строим и продаем без признаков благоустройства

Тем не менее динамика роста новых жилых кварталов не совпадает с вялым темпом формирования городской среды. Показателен пример Шушар — поселка, вошедшего в городскую черту Санкт-Петербурга. Весной 2014 года его жители обратились с письмом к Президенту России Владимиру Путину с требованием остановить жилищное строительство и направить к ним независимую комиссию.

Среди высотных зданий, в которых покупают квартиры молодые петербуржцы, не нашлось места для детской поликлиники, детских садов и школ. СМИ тут же охарактеризовали ситуацию в Шушарах как «градостроительный геноцид».

За два года численность населения Шушар увеличилась почти на 12 тыс., превысив 55,3 тыс. человек. Жители микрорайона по-прежнему испытывают неудовлетворенную потребность в социальной инфраструктуре, рекреационных зонах и спортивных сооружениях. До сих пор не решена проблема транспортной доступности.

Так люди стали заложниками дисбаланса в развитии строительного комплекса.

 

Толика футуризма

Границы города расширяются. Только в первом полугодии 2016 года Служба государственного строительного надзора и экспертизы Санкт-Петербурга (Госстройнадзор СПб) выдала 79 разрешений на строительство объектов суммарной площадью свыше 7 млн кв. м — вчетверо больше, чем в прошлом году. К исходу сентября их количество возросло до 119. Что произойдет с общественными пространствами?

В ближайшие 10 лет лидеры строительного бизнеса намерены реализовать более 150 проектов по развитию социальной инфраструктуры в партнерстве с органами государственного и муниципального управления. Треть соглашений на общую сумму свыше 46 млрд руб. будет заключена по итогам текущего года.

Стройкомплекс Петербурга–2016: строим и продаем без признаков благоустройства

Промышленные зоны Санкт-Петербурга

В 2017 году результаты взаимодействия власти и бизнес-сообщества должны обрести форму схем территориального планирования и градостроительного зонирования. В среднесрочной перспективе такие методы станут привычными инструментами градостроительной политики и войдут в методологию разработки Генерального плана Санкт-Петербурга на период до 2043 года.

В пределах Петербурга предполагается создать порядка 60 транспортных узлов. От съезда с Западного скоростного диаметра (ЗСД) в районе улицы Благодатная до правого берега Невы проектируется платная вылетная магистраль, Витебский вокзал и аэропорт Пулково свяжет линия «Аэроэкспресса», строительство которой планируется начать во второй половине 2018 года.

Петербург сочетает черты историко-архитектурного музея под открытым небом и современного мегаполиса. Девять архитектурных студий и мастерских из России, Голландии, Финляндии и Норвегии были привлечены к разработке концепции преобразования «серого пояса» — заброшенной промзоны в южной части города вдоль рек и каналов. Пришло время находить и привлекать инвесторов, способных осмыслить и воплотить самые смелые и оригинальные идеи.

Стройкомплекс Петербурга–2016: строим и продаем без признаков благоустройства

MLA+, Голландия. Концепция развития «Серого пояса»

Для осуществления замыслов нужно модернизировать нормативную базу регулирования отрасли. В нынешнем состоянии она отражает реалии давно ушедшей эпохи. Некоторые коррективы в планы застройщиков внесет охранное законодательство. С 15 января 2017 года в Петербурге вступит в силу областной закон о генеральном плане и утвержденных границах охранных зон культурного наследия. Будут введены новые регламенты землепользования и высотные ограничения для объектов в историческом центре города.

 

Новая реальность

Между тем проблем в строительстве города на Неве хватает.

— Медленное продвижение вперед на фоне снижения темпов развития отрасли в целом — так можно определить реальность, в которой оказались петербургские строители, — отмечает вице-президент Союза строительных компаний «Союзпетрострой», д.э.н. Лев Каплан. — Можем ли мы с уверенностью говорить о стратегическом развитии на среднесрочную и долгосрочную перспективу в этих условиях?

Лев Моисеевич напомнил коллегам о том, что кроме относительных показателей есть другие аспекты развития отрасли, в частности технологический рост. Уход с рынка молодых и перспективных игроков из-за грозящего им банкротства может обернуться невосполнимыми потерями. Ведь переход на Федеральную контрактную систему (ФКС), начавшийся в 2016 году, ограничил их конкурентоспособность. Доля малых и средних компаний на строительном рынке России уже сейчас не превышает 10%.

С принятием 372-ФЗ, отменившего обязательное членство в СРО для субподрядчиков, многие стали от него отказываться.

— Взносы  в условиях кризиса стали для предприятий непосильным бременем, — сетует вице-президент НП «Объединение строителей Санкт-Петербурга», координатор НОСТРОЙ по Санкт-Петербургу Алексей Белоусов. — Необходим алгоритм взаимоотношений застройщиков с предпринимателями и внятный механизм конкурсных процедур, который обеспечит им полноправное участие в исполнении подрядов.

По данным НОСТРОЙ, к началу декабря потери компенсационных фондов уже составили 7,3 млрд руб. Достаточность средств подтвердили только 11 из 29 СРО. Сейчас Нацобъединение готовит методические рекомендации и разъяснения по 372-ФЗ. Вполне очевидно, что система саморегулирования отрасли не отвечает требованиям времени.

 

За «доступ к делу»

Съезд прошел гладко, без явных столкновений интересов и жарких дискуссий. Только отдельные моменты напоминали о противоречиях, хорошо известных каждому строителю и характерных для любого областного центра России — тем более города федерального значения.

Крупные инфраструктурные объекты, которые возводятся на деньги из государственного бюджета, наращивают показатели и вливают «свежую кровь» в строительный комплекс, но не оздоравливают — напротив, выявляют пороки производственного процесса и системы сложившихся взаимоотношений между его участниками.

Самый яркий тому пример — футбольный стадион «Зенит-Арена» в западной части Крестовского острова, где было задействовано более 60 строительных, проектных и изыскательских организаций (4,5 тысячи человек). Проект неоднократно дорабатывали — каждый раз с повышением стоимости, а срок окончания работ задержали на семь лет — с конца 2009 года до даты, обнародованной в день XIV съезда петербургских строителей: 26 декабря 2016 года.

Строительный рынок Петербурга монополизирован. Около 90% процентов жилья строит «горячая десятка» крупных игроков. Тренд по  умолчанию — протекционизм. Управляющие компании приобретают участки земли у города или у предприятий-банкротов, заказывают проекты архитекторам, приближенным к руководству, самостоятельно находят источники финансирования и сами продают квартиры.

Если разобраться в том, что фактически представляет собой российский девелопмент, то возникают закономерные сомнения в статусе лидеров рынка. Комплексным освоением территорий «избранные» себя не перегружают. Отсюда частоколы высотных зданий с отсутствием каких-либо признаков благоустройства вокруг. Застройщики спешат заработать деньги, чтобы окупить официальные производственные затраты и неофициальные платежи за «доступ к делу». Видимо, существующие ценовые сговоры завышают стоимость жилья, рассчитанного на беднеющий средний класс.

К сожалению, пока все предположения о возможном снижении ипотечной ставки до 7%, высказанные участниками съезда, — это не более чем утопия. В условиях, когда четверть населения страны (17 млн человек) одновременно выплачивают по пять и более кредитов, трудно ожидать скачка покупательной способности. Ни навязчивая реклама в социальных сетях, ни другие маркетинговые уловки не дадут эффекта при прогрессирующем сокращении потребительского кредитования в 2014—2016 годах. Жилищному рынку, похоже, грозит кризис перепроизводства.

Светлана КОРЕЛЬСКАЯ

Фото: archi.ru, pan-landyshi.ru, fotki.yandex.ru

Похожие публикации

Добавьте комментарий

  • winkwinkedsmileam
    belayfeelfellowlaughing
    lollovenorecourse
    requestsadtonguewassat
    cryingwhatbullyangry
Войти через

Партнеры

Наверх