16:10Станцию «Ховрино» снова закроют из-за работ на «Беломорской»

15:48Современная фабрика печати на тканях открылась в технопарке «Калибр»

14:39Северо-Восточная хорда готова почти на 70%

14:1929 тысяч кв.м. жилья построят в Восточном Бирюлеве по реновации

14:01Загоревшийся фасад здания «Мега Белая дача» оперативно потушен

13:09Началась реставрация дома Всеволожского на Остоженке

12:51Москва выставит на торги 25 коммерческих проектов ТПУ

12:26В Москве открывается самая большая школа в России с кванториумом

11:27В Коммунарке начали строить крупный образовательный комплекс

10:53Ледяные копии Колизея и пирамиды Хеопса установят на Поклонной горе

10:20Председатель Москомстройинвеста покинул свой пост

09:51Современные инфотабло установят в поездах «Иволга» на МЦД

17:55Продажи новостроек в столице выросли в полтора раза — Росреестр

17:17Более 1,500 км новогодних светодиодных гирлянд украсят Москву

16:23Спорткомплекс для занятий гандболом и мини-футболом откроют в Москве

Юрий Гончаров: Рынку нужны российские поставщики строительной химии

logo russianconstruction.com
Юрий Гончаров: Рынку нужны российские поставщики строительной химии
Поисковые теги:
Председатель Совета директоров ведущей компании по выпуску пазогребневых плит, гипсокартонных листов и сухих строительных смесей — o ситуации на рынке

Для дальнейшего чтения материалов, пожалуйста, зарегистрируйтесь или войдите.

Какова ситуация на рынке гипсовых стройматериалов? Насколько на экономику компаний-производителей повлияло падение рубля, повышение ставок по кредитам и рост ипотеки? Об этом мы попросили рассказать председателя Совета директоров ООО «Управляющая компания «ВОЛМА» Юрия ГОНЧАРОВА.

 

Как развивалась ВОЛМА

— Юрий Алексеевич, 15 лет назад к руководству Волгоградского гипсового завода, находящегося в то время фактически в состоянии банкротства, пришла команда молодых менеджеров, в которую входили и вы. Новое руководство проделало гигантскую работу по возрождению предприятия. В результате завод «ВОЛМА-Волгоград» достиг европейского уровня качества продукции, причем сегодня вся она прямо с конвейера уходит потребителю. За счет чего менеджменту удалось выправить тяжелейшую ситуацию, в которой оказалось предприятие?

— Здесь нет особых секретов и каких-то волшебных рецептов. Прежде всего за этим стоит колоссальный труд всего коллектива. Плюс к этому в начале 2000-х годов на рынке была достаточно хорошая конъюнктура: наблюдался определенный дефицит гипсовых продуктов. И нам удалось воспользоваться всеми этими факторами. Мы смогли мобилизовать старый костяк, привлечь молодые кадры, особенно в плане продаж, вложили деньги, модернизировали оборудование — и добились результата.

Стратегии и бизнес-решения тоже были в общем-то понятны. Это развитие рынка собственной добычи: мы имеем уже несколько карьеров и сами добываем наше основное сырье — гипсовый камень. Это прямые контракты с производителями основных видов сырья (бумага, химия): мы стараемся исключать из этого процесса посредников. Это приближение к конечному потребителю: сегодня у нас в России уже 11 центров продаж. И наконец, это выстраивание дилерской сети: у компании «ВОЛМА» более 140 дилеров в 75 регионах страны и ближнего зарубежья.

А главное — у нас очень хорошее, оптимальное соотношение «цена — качество». Уровень качества продукции — европейский, что подтверждается сертификатами, а цены при этом достаточно демократичные.

 


 

Маневр КНАУФ

— Каково положение на рынке производства гипсокартонных листов (ГКЛ), пазогребневых плит, сухих строительных смесей (ССС)? С какими показателями завершают год основные игроки?

— Несмотря на то что 2014 год был достаточно трудным и нервным для всех, для нас он получился хорошим, по крайней мере на уровне 2013-го. Если же говорить о рынке в целом, то, по моим оценкам, российские компании произвели и продали 310—320 млн кв. м ГКЛ, порядка 9 млн кв. м пазогребневых плит и 8—9 млн т ССС. Лидеры те же, что и были. В первую очередь это КНАУФ — первый по гипсокартону и по смесям. Наша «ВОЛМА» уверенно входит в тройку лидеров: мы занимаем первое место по пазогребневым плитам, второе — по ГКЛ, третье — по смесям. На втором месте по пазогребневым плитам находится Пешеланский гипсовый завод (Нижний Новгород), за ним идет компания «ГИПСОПОЛИМЕР» (Пермский край). Но надо сказать, что по плитам мы далеко оторвались от конкурентов, поскольку у нас их производят 14 установок, а у всех остальных — максимум по пять.

По смесям рынок более конкурентный и в целом весьма непростой. Надо разделять и продукцию: на гипсовой, полимерной, цементной основе. Последней производится больше всего: две трети от общего объема ССС. Лидеры известны: UNIS, «Старатели», Bergauf, «ОСНОВИТ» — хорошие, молодые, амбициозные компании. И, конечно, «Сен-Гобен» и Ceresit — сильнейшие игроки.

 


 

— А почему вы назвали 2014 год очень нервным?

— Из-за существенных ценовых подвижек. КНАУФ первым сделал движение вниз по цене путем проводимых акций. Они давали скидки в 20—25% при собственной рентабельности, не превышающей эти цифры. Но у нас и такой рентабельности нет, поэтому мы могли ответить максимум 10-процентным снижением. Так что это был достаточно нервозный шаг для всего рынка.

 

— Ну и как, оправдали себя скидки КНАУФ или нет?

— Думаю, да. Они боролись за рынок, и в итоге вернули его себе. Но, на мой взгляд, это временное явление, поскольку ситуация с курсом рубля по отношению к евро и доллару — сами знаете какая…


 

Прогнозы и резервы

— Об этом мы еще поговорим. Чего вы ждете от 2015 года?

— Пока здесь существует большая степень неопределенности. Впрочем, у нашей компании (как, думаю, и других игроков) есть заранее утвержденные планы по развитию. Например, в мае-июне мы должны запустить два новых предприятия по производству гипсового вяжущего, пазогребневых плит и ССС — в Республике Адыгея и Оренбургской области. То есть намеченные планы будем завершать. Что же касается дальнейших инвестиций — тут надо немного подождать и посмотреть на общую экономическую ситуацию.

 

— Существуют ли в данной сфере стройиндустрии рыночные ниши и резервы, еще не до конца освоенные и использованные отечественными производителями отрасли? Например, каким потенциалом обладает сегмент производства гипсовых полов?

— Конечно, существуют. По штукатуркам и шпаклевкам, по нашим оценкам, потолок уже достигнут. А вот в сегменте гипсовых полов, вы правы, есть значительные резервы. В настоящее время совокупный объем производства гипсовых полов в России составляет максимум 300 тыс. т. А мы считаем, что можно производить порядка 2—2,5 млн. То есть потенциал, как видите, просто бешеный. Но здесь вся проблема в том, что эти полы не должны быть дорогими. Сегодня же они стоят достаточно дорого, и поэтому им сложно бороться с простыми цементно-песчаными стяжками. Однако я допускаю возможность налаживания выпуска недорогих ангидридных полов, которые способны дать большие объемы.


 

— Как влияет на цены нынешняя волатильность курса рубля и его падение по отношению к евро и доллару?

— По гипсокартонным листам влияние не очень существенное, поскольку гипсовый камень и макулатурный картон здесь используются российские. Определенное подорожание могут дать только импортные гидрофобизирующие добавки. Та же ситуация и с пазогребневыми плитами: к небольшому удорожанию конечного продукта могут привести водоотталкивающие добавки, но, думаю, существенного увеличения цены не будет. А вот касательно смесей все намного сложнее. Налицо колоссальная зависимость от импортных добавок, поскольку отечественных аналогов фактически нет. Так что ССС будут дорожать, и сильно. Так же как мешки — составляющие для смесей.

Практически все поставщики импортной химии отказываются привязываться к рублевому эквиваленту. Наоборот, они крепко привязаны к твердой валюте, и российские рубли их не интересуют. С ними можно торговаться исключительно по цене, пытаясь каким-то образом ее уменьшать, но здесь тоже есть свои пределы.


 

— Почему не удается заинтересовать этим вопросом «большую» российскую химию? Неужели трудно организовать программы по импортозамещению соответствующих компонентов строительной химии?

— Вы знаете, трудно. У меня нет достоверной информации о том, кто сегодня занимается химией для сухих строительных смесей. Знаю, что есть одна компания в Краснодаре — и на этом пока все. Как заинтересовать отечественных химиков? Одна из задач Российской гипсовой ассоциации, президентом которой я являюсь, — узнать и систематизировать реальные потребности членов нашей организации в этих материалах и назвать химикам, по крайней мере, предварительные объемы. Я думаю, если будут достаточно большие объемы — они могут заинтересоваться. Пока же никто не хочет вкладываться в разработки. Так что это очень сложный вопрос…

 

Фактор ипотеки

— Вернемся к ситуации на рынке. Как я понял из ваших слов, цены на продукцию вырастут в любом случае — где то сильно, где-то не очень. А насколько сильно упадут экономические показатели компаний-производителей?

— Сейчас ситуация по смесям очень сложная в плане экономики. С одной стороны, сжимается рынок, а с другой — увеличивается объем импортных составляющих. Прогнозирую, что рынок ССС упадет процентов на десять.

 

— Жаль. Ведь в нынешней экономической ситуации именно стройкомплекс призван стать одним из основных драйверов экономики. Что нужно сделать, чтобы сполна использовать возможности строительной отрасли? Чем может помочь государство?

— Мы же не какие-то особенные, не в вакууме существуем. Строительство — достаточно разноплановая отрасль. А мы — одна из составных частей всего российского стройкомплекса. И то, что сейчас происходит в экономике, естественно, влияет на нас. Скажем, уровень процентных ставок по ипотеке производителей стройматериалов касается напрямую, и сегодняшний их рост — это очень плохо для нас. Здесь зависимость прямая. Если не будет ипотеки на нормальных условиях, то и строек не будет. В самом деле, зачем строить, ничего не зарабатывая? Будут ждать лучших времен. А если будут меньше строить — понадобится меньше стройматериалов. А ведь в последнее время очень большая доля продаж жилья шла через ипотеку.

 

— Да, по словам министра Михаила Меня, около трети от всего объема.

— Поэтому для всех строителей и производителей стройматериалов этот вопрос принципиально важен. Конечно, хотелось бы, чтобы государство позаботилось об этом — чтобы банки не завышали ставки по ипотеке. Это первое.

Второе — это кредитование нашего бизнеса. Я не знаю, что в следующем году будет с ключевой ставкой ЦБ. Мы развивались на кредитные средства и продолжаем развиваться, поскольку капитальные затраты у нас весьма существенные. Так что и этот вопрос нас затрагивает напрямую.

 

— То есть ваши партнеры-банкиры при ставке ЦБ в 17% теперь вынуждены поднимать и свои ставки по кредитам?

— Конечно. В общем, повторяю, плохо всей экономике — плохо и нам.

 

— Значит, вы будете закладывать эти издержки в себестоимость вашей продукции…

— Ну да. Чудес ведь не бывает. Понятно, что лучшие времена когда-нибудь наступят. А пока нам нужно обязательно попытаться, насколько это возможно, работать по себестоимости в плане отхода от импортных составляющих. То есть вопрос химии для нас суперактуален.

 

— Но ответа на этот вопрос, как мы уже выяснили, нет…

— Да, пока нет. При этом наши химики, которые работают на экспорт, сейчас чувствуют себя очень даже неплохо. Если бы руководство страны способствовало развитию производства отечественной строительной химии, я думаю, российские компании бы занялись этим. Ведь у нас же целые научно-исследовательские институты есть…

 

— Юрий Алексеевич, а может быть, прочтут это ваше интервью в высоких кабинетах, услышат наконец крик души отечественных производителей — и, глядишь, дело сдвинется с мертвой точки…

— Я очень в это верю.

Беседу вел Андрей ЧЕРНАКОВ



Похожие публикации


Партнеры