Москва +21 °C.

Лента новостей

17:28
Метро от «Новаторов» до «Севастопольского проспекта» проложат за 31 млрд рублей


16:30
В Подмосковье газифицирован крупный посёлок


14:09
Реконструкция развязки МКАД - Бесединское шоссе завершится до конца 2020


13:20
35 объектов социальной инфраструктуры ввели в Подмосковье в 2018


12:14
Главгосэкспертиза одобрила строительство ж/д терминала в Домодедове


11:00
За полгода на юго-востоке Москвы введены объекты площадью 270 тыс. кв метров


09:44
Реновация промзон: более 7 тысяч рабочих мест, школы и поликлиники появятся в САО


09:06
Реконструкция СИЗО в Нальчике закончилась двумя уголовными делами


17:37
Минстрой утвердил новые правила проектирования общежитий и хостелов


17:00
Почти 160 млн рублей выделят на нужды ЖКХ Ставрополья


15:26
Вокруг Красноярска создадут "зеленый пояс" лесов


14:10
Строительство аквапарка в Царицино отменено


13:20
С начала года в Подмосковье благоустроили более 600 дворов


11:13
Мост через Волгу возведут на концессионных началах


10:54
Кто построит иркутский Центр по хоккею с мячом за 6 млрд


10:33
Новый автомобильный завод построен в России


17:34
Минтранс предложил включить ВСМ Краснодар—Махачкала в план развития инфраструктуры


16:40
Медицинский центр будет построен в Серпухове


16:15
12 тысяч подъездов отремонтировано в Подмосковье с начала года


15:48
В Егорьевске окончен строительством крупный объект по производству формалина


14:48
За полгода недобросовестные застройщики Москвы получили штрафов на 27 млн рублей


13:03
ММК подключится к строительству высокоскоростной магистрали Челябинск-Екатеринбург


12:51
Ямальская ипотечная компания выделила льготные кредиты на 144 млн рублей


12:34
Московские покупатели перестают верить крупным застройщикам


12:31
В Волгограде построят кернохранилище вместимостью 100 тыс. погонных метров


12:15
За неделю застройщики устранили 317 нарушений на стройках Московской области


11:36
Услуги по Сводному плану подземных коммуникаций станут электронными уже в этом году


11:07
В 2018 году в России планируется ввести до 80 млн. кв. метров жилья


10:25
Названы самые комфортные для жизни мегаполисы


10:14
ОНФ призывает разработать обязательные к исполнению нормы для парковок и пешеходных зон


Все новости

Архив публикаций

«    Август 2018    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031 

Последние комментарии

Строительное машиностроение: из объятий Европы — в объятия Китая?

logo russianconstruction.com
Строительное машиностроение: из объятий Европы — в объятия Китая?
Санкции показали наши болевые точки. Одна из них — строительное машиностроение. Уйдем ли мы от Европы к Китаю или будем возрождать свое машиностроение?

По данным Росстата, около 90% рынка строительной техники, оборудования, в том числе лифтов, в России составляет импорт, в то время как доля отечественных строительных материалов, наоборот, достигает в среднем тех же 90%. То есть строительное машиностроение — слабое звено отрасли. Планируют ли наши власти изменить ситуацию?

Сегодня, когда против России введены санкции и под них попала уже и кое-какая техника, используемая в строительстве, наступает отрезвление — все-таки надо иметь все свое.

 

Инженеров пора спасать?

Недавно в Москве прошел 9-й Национальный конгресс «Модернизация промышленности России. Приоритеты развития». В его рамках был проведен круглый стол «Машиностроение — важнейший драйвер экономического роста». Выступая на нем, председатель Комитета ТПП РФ по промышленному развитию, заместитель генерального директора ОАО «НПК «Уралвагонзавод» им. Ф.Э. Дзержинского Валерий Платонов привел такой пример: в Европе всего несколько стран, а то и одна, могли бы покрыть потребности в автомобилях всех остальных европейских стран. Но все государства имеют свое автомобилестроение. Почему? Да потому, что, во-первых, заботятся о занятости населения, во-вторых, любая промышленность позволяет сохранять на определенном уровне интеллектуальный потенциал страны. Как известно, в последние десятилетия развитые страны мира перевели многие сложные производства в страны Юго-Восточной Азии, Индию и Китай. И что в итоге получилось? В этих странах начался промышленный подъем, а в Европе, США ощущается нехватка не только инженерных кадров, но и приличного токаря или сварщика порой трудно найти. В итоге США начали возвращать свои производства назад — за прошлый год, например, вернули около 250 заводов.

Как говорит русская пословица, не было бы счастья, да несчастье помогло. Таким счастьем для России могут обернуться нынешние западные санкции. Нам, наверное, вовремя влепили эту отрезвляющую оплеуху, и еще можно попытаться спасти остатки заводов, поддержать отечественных ученых, пересмотреть реформу образования…

 

Не рынок, а проходной двор

Сегодня определенные надежды связывают с принятием закона «О промышленной политике в РФ». В начале октября он проходил первые чтения в Госдуме РФ. О том, как проходило обсуждение и что можно ждать от закона, рассказал на пленарном заседании депутат ГД Сергей Цыб.

Одним из серьезных шагов по защите отечественного машиностроительного рынка стало постановление Правительства РФ №656 от 14.07.2014 г., в котором устанавливается запрет «на допуск отдельных видов товаров машиностроения, происходящих из иностранных государств», если эти виды продукции выпускаются в России. Правда, это касается тех программ, которые осуществляются на государственные и муниципальные средства. Подробнее об этом написано в статье «Почему запретили ввозить импортную технику», вышедшую в прошлом номере нашего журнала.

Что касается частных предприятий, то им, конечно, не запретишь поступать так, как они считают нужным. Но и рычаги воздействия на них есть. По мнению главного специалиста Уралмашзавода Леонида Юнышева, большинство крупных отечественных компаний из числа потребителей машиностроительной продукции в той или иной степени пользуются господдержкой, а выделенные им средства выводят за границу, закупая там машины и оборудование и поддерживая иностранного производителя. Надо и их стимулировать приобретать отечественную продукцию, если хотят и дальше пользоваться господдержкой, считает Леонид Владимирович.

В своем докладе Юнышев привел недавний пример. Проводился тендер на поставку большой партии оборудования для Якутии, в котором выиграла немецкая фирма, предложившая меньшую цену. Но, по данным экспертов, эта компания заложила в свое оборудование упрощенную технологическую схему. При этом срок службы аналогичного оборудования Уралмашзавода в два-три раза больше, оно лучше приспособлено для работы в условиях российского Крайнего Севера, у него меньшие расходы на эксплуатацию. Нельзя допускать, чтобы первоначальная цена перевешивала стоимость машин и оборудования за весь цикл их жизнедеятельности, убежден специалист. Нашим машиностроителям, по его выражению, просто внушили чувство неполноценности. Между тем та же Белоруссия поставляет свои тракторы в десятки стран мира.

А вот мы за прошедшие годы потеряли значительную часть рынка дорожно-строительной техники. Если еще в 2005 году импорт гусеничных тракторов составлял 13%, то уже в 2013 году — 67%. Причем нашим потребителям так обработали мозги, что хорошим тоном среди предпринимателей стало закупать именно импортную технику. И как выразился Валерий Платонов, ладно бы закупали качественную технику, допустим, немецкого производства, так нет — берут дорожно-строительную технику китайского производства. А она не лучше нашей, если не хуже, к тому же китайцы занижают цены на готовую продукцию, а затем повышают их на запчасти. Хотя справедливости ради надо сказать, что качество китайских машин и оборудования с каждым годом улучшается. Они объявили у себя пятилетку качества. И никаких комплексов! Китай все активнее внедряется на российский рынок.

Мы же не защищаем свой машиностроительный рынок, как это делают другие страны. По выражению Леонида Юнышева, у нас с 2000-х годов сложился не рынок, а проходной двор. Уралмашзавод неоднократно предлагал зарубежным компаниям создать на территории России СП. Но ни одна из них на это не согласилась — они предпочитают, по выражению Леонида Владимировича, возить к нам железо.

Почему же в промышленности строительных материалов у нас достаточно много производств с иностранными корнями, а в строительном машиностроении практически нет? С одной стороны, возить издалека ту же минвату нерентабельно, но и тащить железо порой через океаны тоже накладно. Может, те, кто в прежние годы чувствовал себя у нас как дома, предполагали такой сценарий развития — что Россией, оставшейся без собственного машиностроения, будет легче манипулировать? Об этом, кстати, говорил на пленарном заседании Сергей Глазьев, советник Президента России по вопросам региональной экономической интеграции, подчеркнувший, что Штаты хотят нас вернуть в 1990-е годы, когда нашей страной, по сути, руководила администрация США.

 

Пришла пора умнеть

Сегодня Уралмашзавод подключился к программе импортозамещения. Например, осваивается производство крупных карьерных экскаваторов. Но здесь отечественные производители уже на старте проигрывают зарубежным конкурентам, тем же китайцам, которые могут брать кредиты под 2—3% годовых. Одна из основных проблем для машиностроения, требующего больших капиталовложений и имеющего длительные сроки окупаемости, — это дорогие кредиты. Вся экономика России стонет под их тяжестью, но нашему правительству пока не удается найти решение, чтобы не загубить банковскую систему (как это получилось в некоторых бывших соцстранах, где все банки теперь зарубежные) и в то же время обуздать аппетиты банковского сообщества, которое заинтересовано в консервации ситуации. Об этом, кстати, тоже довольно резко высказался в своем докладе в адрес Центробанка Сергей Глазьев.

На круглом столе прозвучал доклад президента Российской ассоциации производителей электроинструмента Бориса Гольдштейна. По его словам, доля российского электроинструмента на отечественном рынке составляет около 20%. Наряду с качественным инструментом ведущих мировых производителей много инструмента китайского производства неизвестного происхождения, как выразился Борис Григорьевич. Практически уничтожен ведущий отраслевой институт — НПО «Всероссийский НИИ строительного механизированного, ручного инструмента и строительно-отделочных машин» (НПО ВНИИСМИ). Кстати, в нем разрабатывался инструмент не только для строительной отрасли, но и для космоса, для работы в чрезвычайных ситуациях. Космонавты и эмчеэсовцы пользуются им до сих пор. В определенной степени функции ВНИИСМИ взяла на себя компания «Интерскол», куда перешли многие сотрудники института. Сегодня отрасль начинает понемногу возрождаться. Так, в октябре прошла презентация завода по производству электроинструмента в Татарстане в особой экономической зоне Алабуга. Кстати, японцы отказались продать самые современные станки для этого завода, сославшись на то, что они — двойного назначения. Так что пришлось станки закупать у Тайваня.

На круглом столе зашел разговор и о подшипниковых заводах. В прежние годы в стране выпускали около 1 млрд подшипников, теперь — 65 млн. Закрыто пять заводов, в том числе Московский, давший название целой улице Шарикоподшипниковской. В строительстве индикатором благополучия можно назвать изыскательские и проектные работы. Если изыскатели и проектировщики загружены работой, значит, все в порядке — будет работа и у строителей.

В строительном машиностроении такой индикатор — станкостроение. Его и первым разгромили еще в начале 1990-х годов. Тогда Россия выпускала в среднем 90 тыс. станков в год, теперь — 4—5 тыс. Да, не вся продукция была высокого уровня, но выпускались и по-настоящему отличные станки. Например, ведущий круглого стола, президент Всероссийской организации качества Геннадий Воронин, занимавший разные высокие должности в машиностроении, в том числе заместителя министра судостроения СССР, вспоминал, что на Ульяновском заводе тяжелых и уникальных станков даже англичане стояли в очереди на закупки продукции. А сейчас в России осталось несколько заводов, которые работают, как правило, с неполной загрузкой. Другие же обанкротились или еле выживают.

 Финансирование подпрограммы «Развитие отечественного станкостроения и инструментальной промышленности на 2011—2016 годы», млрд руб.

 

Нужно ли министерство машиностроения

Конечно, на круглом столе шла речь в целом о машиностроении. Но что происходит именно в строительном машиностроении?

— На мой взгляд, об импортозамещении в строительном машиностроении пока что идут только разговоры, — считает профессор МГСУ Михаил Степанов. — Ведь с чего должно начаться возрождение машиностроения? Надо вкладываться в науку. Допустим, раньше лифты могли оставаться технически передовыми лет 10—15, а сейчас смена поколений техники происходит за считанные годы. Раньше заводы сотрудничали с НИИ и вузами. Например, у нас на факультете механизации были две отраслевые лаборатории, мы работали по заданиям Минтяжмаша и Минстройдормаша, других машиностроительных министерств. Наши преподаватели выполняли научные разработки совместно со специалистами крановых, экскаваторных, лифтовых заводов, по остальным направлениям строительной техники, решали проблемы по автоматизации работы строительных машин. Сегодня же большинство НИИ — на грани исчезновения, оставшиеся сотрудники выживают за счет мелких заказов.

Начинать возрождать машиностроение, безусловно, трудно. Эта отрасль — капиталоемкая, требующая интеллектуального потенциала. А сегодня, к сожалению, промышленной политикой, техническими проблемами нередко занимаются «эффективные менеджеры», которые не понимают сути стоящих задач. Хорошо, если они это осознают и опираются на знания и опыт профессионалов. А если нет — толку не будет, сколько средств ни вкладывай.

По мнению ряда специалистов, пора создавать в стране министерство машиностроения, поскольку Минпромторг России один не в силах «потянуть» восстановление этой суперотрасли. Новое министерство могло бы взять на себя модернизацию машиностроения, объединить машиностроительное сообщество России.

Татьяна ШАВИНА

Фото Агентства стратегических программ, trucklist.ru

Похожие публикации

Добавьте комментарий

  • winkwinkedsmileam
    belayfeelfellowlaughing
    lollovenorecourse
    requestsadtonguewassat
    cryingwhatbullyangry
Войти через

Партнеры

Наверх