profine
Москва +1 °C, дождь.
Смотреть

Лента новостей

17:46
Секретарь Совбеза Патрушев обвинил ГК «Ростех» в очень страшном


17:16
В Карелии началось строительство ещё одного участка трассы «Сортавала»


17:03
Стал известен главный источник неприятного запаха на востоке Москвы


16:48
Откуда в Москве «Ольга» начала рыть тоннель к станции метро «Нижегородская улица»


16:33
Зачем в Башкирии выпустили на маршруты рельсовые автобусы


16:20
Из-за чего в Москве круто изменяют маршрут автобуса № 827


14:12
Названы сроки проведения в России Форума региональных строителей


14:03
В Рязанской области утверждена территориальная схема обращения с отходами


14:01
Какие 116 сельскохозпроектов будут реализованы в Московской области


13:39
Кого в Красноярске назначили новыми главными по дорогам и благоустройству


13:12
Объявлен срок завершения строительства заграждений между Крымом и Украиной


13:00
Где в Москве самые дешевые квартиры в новостройках


12:50
Как в России решили бороться с фальсификатом на рынке стальных труб б/у


12:30
Где в Подмосковье решили строить дом для переселенцев из аварийного жилья


12:21
Как просто в Москве продавца биткоинов лишили 15 млн рублей


11:40
Каким построят шикарный отель в составе столичного ТПУ «Ботанический сад»


11:32
Когда и для чего между терминалами аэропорта «Шереметьево» пустят поезда


11:22
За сколько в Москве продают здание с землей у станции метро «Ботанический сад»


10:48
Как правительство решило расширить полномочия ГК «Росатом»


10:34
Для чего и где в Москве хотят строить два новых железнодорожных вокзала


10:06
Где в Москве в 18 ноября открывается 8 катков с искусственным льдом


09:33
В Москве завершена реконструкция ТРЦ на Кутузовском проспекте


17:48
В Москве у парка Горького установят супернеобычную елку


17:30
Почему в Москве хотят изменить нормы проектирования жилых территорий


17:12
Как в Краснодаре при сносе 5-этажного здания погиб человек


16:41
Каким на Кубани построят небывалый Центр винного туризма


16:26
Почему сотрудники ФСБ пришли с обыском в здание Минобрнауки Дагестана


16:00
Объявлено, когда свои квартиры получат дольщики ЖК «Грин сити» в Люберцах


14:11
Когда в Подмосковье отменят плату за резервирование семейного погребения


14:04
Стала известна реальная готовность стадиона к ЧМ-2018 в Калининграде


Все новости

Архив публикаций

«    Ноябрь 2017    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
27282930 

Последние комментарии

  • Вчера в 11:37:42 KupelSPB
    Победителей URBAN AWARDS 2017 ...
    Изготовление купелей и бассейнов из пластика на заказ. Наша продукция может быть любого размера и любой формы. При необх ...
  • 17 ноября 2017 WilliamWak
    100+Forum Russia в 2017 году п ...
    x http://cialisxtl.com/how-much-cialis-to-take is cialis a controlled substance <a href= http://cialisxtl.com/what-do ...
  • 16 ноября 2017 Eugene
    100+Forum Russia в 2017 году п ...
    Предлагаю Вам возможность работы (подработки) в интернете, выбирайте самостоятельно более чем из тридцати вариантов зара ...

Дорожное строительство: аршином не измерить, по Энгелю не посчитать

logo russianconstruction.com
Дорожное строительство: аршином не измерить, по Энгелю не посчитать

Автодорожная инфраструктура как фактор экономического развития регионов


Мир отечественного дорожного строительства, со всеми его ухабами и долгостроями, переживает очередной важный поворот: матрично-сетевая структура должна связать крупнейшие экономические центры страны, система платных дорог уже широко шагает по России, а регионы борются за место под солнцем государственно-частных инвестиций. Влияние качества и конфигурации автодорожной сети на экономическое развитие регионов — один из насущных отраслевых вопросов современности.

 

Маленькие дороги большой страны

Подобно разорванной временем паутине, двумя мало связанными между собой частями раскинулась автодорожная сеть России: относительно плотным сгустком дорог в европейской части страны и редкими «ветвями» —  на востоке и севере. Этот структурный перекос сильно сдерживает развитие целого ряда регионов.

Значительные территории Сибири и Дальнего Востока остаются отрезанными от опорной сети автомобильных дорог общего пользования. Эти «острова на суше» волей-неволей требуют дополнительных затрат на обеспечение своей жизнедеятельности. При этом значительная часть их природных ресурсов остается, увы, малоосвоенным богатством.

Так, по просторам Крайнего Севера, занимающим 60% территории России, проходит менее 15% автодорог. При этом плотность дорог с твердым покрытием здесь в 15 раз ниже, чем в целом по России. В свою очередь, низкий технический уровень и состояние северных автодорог обуславливают высокий размер транспортной составляющей в себестоимости продукции, а расход горючего в северных регионах на 30% превышает аналогичные показатели развитых зарубежных стран.

Тем временем на западе нашей страны машины теснятся в железных очередях на автодорогах, более половины которых (62%) по своему состоянию не отвечает нормативным требованиям. В итоге транспортные издержки отечественных компаний значительно превышают аналогичные потери европейских коллег. Это неизбежно влечет повышение себестоимости автомобильных перевозок и напрямую влияет на конкурентоспособность продукции.

— Государство и бизнес теряют из-за плохой дорожной инфраструктуры слишком большие суммы: затраты на перевозку увеличиваются на 60—100%, — отмечает один из ведущих российских экспертов в области логистики Николай Лобанов. — На кого перекладываются эти затраты? Конечно, прямо или косвенно они перекладываются на потребителя и транспортные компании.

Ну а пока наша экономика ловит на своем пути одну кочку за другой, ежегодный прирост отечественного автопарка превышает 6%, все больше удлиняя и без того внушительные заторы. К слову, в Москве, занимающей второе место в рейтинге самых «пробочных» городов мира, средняя скорость движения достигает около 20 км/ч, тогда как в европейских мегаполисах она составляет 40 км/ч.

Дорожное строительство: аршином не измерить, по Энгелю не посчитать

 — По моей статистике, время на маршрут с пробками в городских перевозках возрастает в среднем на 30—50%, — подчеркивает Николай Лобанов. — На длинных маршрутах дальнобойщики, конечно, стараются объезжать города, поэтому процент «пробочного» времени здесь составляет 5—10% от общего времени маршрута.

Между тем мировая история доказывает, что практически все известные примеры успешного экономического роста сопровождались параллельным расширением и улучшением государственного дорожного хозяйства. К слову, за строительством сети скоростных дорог в США последовал рост деловой активности и объемов инвестиций, появились новые рабочие места, и сократилась аварийность на дорогах. Общие экономические выгоды достигли уровня в $2,1—2,5 трлн, что в 16—19 раз превышает объемы инвестиций в строительство дорожной инфраструктуры.

Отечественный опыт также подтверждает геополитическую и социально-экономическую значимость совершенствования автотранспортной инфраструктуры. Примером может служить строительство Байкало-Амурской магистрали. Это самый дорогостоящий инфраструктурный проект в истории Советского Союза: его реализация обошлось в 17,7 млрд руб. в ценах 1991 года. Несмотря на то что проект не был реализован в полной мере, вокруг магистрали за короткий срок образовалась большая экономическая зона. Байкало-Амурский проект стал основой для развития ряда производств и занял свое место на геополитической арене.

Согласно последним данным, развитие дорожной сети позволит обеспечить устойчивые темпы роста российской экономики в объеме порядка 1% ВВП. Но это возможно лишь при строительстве около 3,8 тыс. км федеральных дорог и ввода в эксплуатацию свыше 80 тыс. км дорог с твердым покрытием.

А если вспомнить, что Россия из-за слабого развития и низкой пропускной способностью сети автомобильных дорог теряет более 3% ВВП (в 6 раз больше, чем в странах Евросоюза), то задача выглядит еще более сложной.

 

Аршином не измерить, Энгелю не подсчитать

Планируя связать свои регионы единой автодорожной сетью, Россия стремится к формированию транспортного каркаса национального уровня и мечтает угнаться за лучшими мировыми достижениями, которые выражаются в высоких показателях так называемого коэффициента Энгеля (характеризующего плотность дорожной сети с учетом площади региона и численности населения). Так вот, нам предстоит пройти сложный и долгий путь от российского показателя в 2,7 до рубежей, достигнутых в других странах с более развитой инфраструктурой: Китай — 3,8; ЮАР — 4,5; Индия — 7,3.

Если говорить о внутригосударственных тенденциях, то решающими факторами, влияющими на показатели плотности автомобильных дорог в РФ, остаются близость к федеральному центру и благоприятные климатические условия.

Наиболее высокий уровень транспортной инфраструктуры характерен для Центрального федерального округа (7,0). В свою очередь, самые низкие значения имеют Уральский (2,1) и Дальневосточный (1, 2) федеральные округа.

 

Карта обеспеченности России автотранспортной инфраструктурой (согласно коэффициенту Энгеля)

 

Источник: Росстат

При этом следует отметить, что уровень экономического развития далеко не всегда соответствует качеству автодорожной сети. Как показывает мировая практика, лишь наращивание объемов производства валового регионального продукта до необходимо высокого уровня может позволить региону перейти на тот уровень, при котором взаимовлияние развития автодорожной сети и роста объемов ВРП будет работать в пропорциональной зависимости.

Тем не менее современная развитая транспортная инфраструктура способна оказывать воздействие как на рост ВРП, так и на другие экономические показатели региона и страны.

 

Взаимосвязь протяженности дорог, грузооборота и ВРП

Источник: Росстат

Можно заметить, что абсолютные показатели протяженности автомобильных дорог, грузооборот автомобильного транспорта и уровень производства валового внутреннего продукта демонстрируют взаимосвязь в большинстве федеральных округов России. В то же время, несмотря на наличие некоторых общих закономерностей, автодорожная инфраструктура в каждом регионе раскрывается по-разному.  

Например, Тюменская область занимает лидирующие позиции по уровню жизни среди субъектов РФ и обладает одними из самых качественных дорог в стране. Однако парк автотранспорта города Тюмени за 15 последних лет увеличился почти вдвое, а вот протяженность построенных автомобильных дорог — всего на несколько процентов, что приводит к каскаду логистических проблем, неизбежно влияющих на ряд социально-экономических показателей региона.

Другой пример — полуостров Таймыр в Красноярском крае. Здесь, в 300 км за Северным полярным кругом, располагается Норильский промышленный район, который связан со всем остальным миром лишь воздушным и водным сообщением.

Экономическое благополучие края обеспечивает один из крупнейших в мире производителей никеля, меди, золота и платины — компания «Норильский никель». Однако отсутствие дорожной инфраструктуры на этой территории приводит к снижению мобильности населения и значительному удорожанию транспортных расходов по доставке основных продуктов питания. Например, соли: на 68% при речной навигации и на 193% — при морской навигации.

 

Где дорога, там и путь

Эти примеры демонстрируют не только неразрывную связь между уровнем обеспеченности территории инфраструктурой и уровнем жизни населения, но и подчеркивают важность учета ряда сопутствующих факторов: размера территории, особенностей климата, ландшафта и др.

Как отмечает старший научный сотрудник Института проблем транспорта им. Н.С. Соломенко Петр Бобрик, изменение численности населения и структуры его размещения по территории в результате демографических процессов, как правило, приводит к несоответствию существующей транспортной инфраструктуры новым общественным потребностям в перевозках.

По словам эксперта, нередко выясняется, что выстроенная ранее (казалось бы, оптимальная и хорошо продуманная) сеть дорог, зачастую оказывается совершенно не разумной в свете изменившейся ситуации. А учитывая объемы затрат на строительство дорог и общую инерционность системы, подобные ошибки в планировании слишком дорого обходятся государству и гражданам.

Строить автодороги в «никуда» нерентабельно, поэтому данный процесс сегодня предполагается увязывать с грузооборотом между инфраструктурными объектами в рамках государственной политики развития тех или иных регионов, отраслей промышленности, зон торговли, концентрации ресурсов. Но насколько дальновидно прокладывать дороги, опираясь лишь на текущие потребности экономики? Ведь такой подход способен превратить структуру транспортной сети в пленницу быстро меняющейся конъюнктуры и перевести дорожную систему в состояние непрерывной перестройки.

— Складывается ощущение, что у государства пока просто не доходят руки до комплексного решения проблемы дефицита в стране дорожной сети, так как у него есть более насущные проблемы, связанные с внешней политикой, санкциями и т.д., — говорит Николай Лобанов. — Поэтому власти решают этот вопрос, латая дыры ямочным ремонтом и выделяя средства на строительство дорог лишь там, где они жизненно необходимы для развития того или иного инфраструктурного проекта.

Однако планировать необходимо не на 10—15, а на 100 лет вперед. Следует определиться, наконец, со стратегией развития и приступить к созданию оптимальной автодорожной сети с учетом долгосрочной перспективы.

— Только тогда, обеспечив надежные условия, государство может привлечь частный бизнес в строительство новых автодорог, оставаясь при этом участником и гарантом новых проектов, — резюмирует эксперт.

Ибрагим ХАДЖИЕВ

Графики автора

Фото: fotki.yandex.ru, wilkimedia.org

Похожие публикации

3 комментария

Евгений
Да...извечная российская проблема. Хотя у страны такая огромная площадь, что не удивительно, что построить активную дорожную сеть сложно. Это ж сколько вложений нужно, чтобы охватить все и единовременно...
Антон
Вот поэтому и важно правильно спланировать строительство и его эффекты. В этом смысле хорошая проведена параллель - "дорога-экономика"
Владимир
Интересно узнать о текущем состоянии Байкало-Амурской магистрали, исторический крупнейший проект все-таки.
  • winkwinkedsmileam
    belayfeelfellowlaughing
    lollovenorecourse
    requestsadtonguewassat
    cryingwhatbullyangry
Войти через
Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив

Партнеры

 

Национальное объединение строителей

Кнауф

Скания

Volvo

RUKKI

Волма

Iveco

Profine

RF

Paroc

СГК

Этернит

Наверх