15:52В ближайшие выходные закроют станцию метро «Ховрино»

15:38Главный архитектор Москвы назвал места, где построят новые мосты

14:18Около 40 электропоездов закупят для МЖД в 2019 году

13:42Стартовавшая проходка тоннеля на южном участке БКЛ завершится в мае

13:17Власти Москвы сообщили о новой схеме мошенничества с электросчетчиками

12:52Подробности реконструкции набережных Москвы-реки вокруг ЗИЛа

12:35В Москве ведется многолетняя реставрация 85 храмов

12:15Власти Москвы предлагают льготную аренду помещения под детсад или школу

11:57Масштабный жилой комплекс с ТЦ и океанариумом построят в Москве

10:51Спортивный центр с бассейном построят на юго-западе Москвы

10:37«Расстрельный дом» на Никольской улице ждет реставрация

10:07Украина заявила о спутниковых снимках «проседающего» Крымского моста

18:42Ученые выяснили, когда в долине Москва-реки появились первые деревья

18:10На Белорусском направлении МЖД поезда задерживаются из-за сломанного кабеля

17:49Названы финалисты конкурса на создание концепции кинотеатра Garage Screen

ВДНХ – легенда, которую мы не потеряли

logo russianconstruction.com
ВДНХ – легенда, которую мы не потеряли

Одни считают ВДНХ символом тоталитарной советской эпохи, другие – архитектурной жемчужиной советской поры. И судя по всему, первых значительно меньше. В последнее десятилетие ведутся активные работы по реставрации пришедших в негодность павильонов выставки. Результаты впечатляют.


Для дальнейшего чтения материалов, пожалуйста, зарегистрируйтесь или войдите.

ВДНХ как зеркало нашей истории 

Первые постройки Выставки достижений народного хозяйства (ВДНХ) были рассчитаны, в основном, на летнее использование. Поэтому были деревянными, в легком исполнении. Понятно, что столь ненадежные конструкции не смогли пережить войну, и к 1945-му году большая их часть разрушилась.

В 1949-м было принято решение о первой реконструкции Выставки. И к 1954-му году, году своего повторного открытия, она предстала перед посетителями во всем своем великолепии, с теми самыми павильонами национальных республик – в камне, с многочисленными скульптурами, мозаиками, лепными деталями, витражами и умопомрачительно красивой архитектурой.

 Павильон Российской Федерации, 1954 г.

 Павильон "Строительные материалы", 1954 г.

В 1967-м, к 50-летию Октябрьской революции выставка переживает еще одну мощную пертурбацию. «На высоком уровне» было принято решение о том, что разделение павильонов по национальному признаку больше не нужно. И в павильонах разворачиваются отраслевые экспозиции. Так появляются многочисленные «Химия», «Нефть», «Радиоэлектроника», «Садоводство и огородничество» и проч. Именно в этот момент выставке, как считают специалисты, был нанесен наибольший ущерб. Ряд достаточно интересных в архитектурном плане павильонов были попросту снесены – потому что «не вписались» в новую концепцию.

Павильон "Сибирь"

В таком обновленном виде Выставка просуществовала до 90-х годов. А дальше началась совсем другая история. ВДНХ, переименованная в ВВЦ, следуя веяниям времени, превратилась в большую барахолку. Чем только здесь не торговали: саженцами, семенами, колготками, коврами, обоями и т.д. Экспозиции павильонов были практически «выставлены на улицу». Сохранностью самих павильонов никто не занимался, они потихоньку деградировали. Многое в это период  безвозвратно утеряно. Особо ценная экспозиция из утраченных – из павильона «Космос».

В 2013-м году был подписан Указ о передаче ВДНХ из федеральной собственности в собственность Москвы. И именно с этого момента начинаются масштабные работы по ее реконструкции и восстановлению.

Уже в 2014-м прошли первые ремонтные работы. Но именно они показали: выставке нужен не косметический, а капитальный ремонт. Состояние павильонов оказалось даже хуже, чем предполагали реставраторы. Открывшейся страшной тайной стало и то, что практически на волосок от разрушения оказались все инженерные сети.

Горельеф «Знаменосцу мира советскому народу – Слава!» в Главном павельоне

Первая же попытка расчистки конструктива в Главном павильоне Выставки обернулась приятным сюрпризом. За глухой стеной, зашитой гипсокартоном, строителям открылся утерянный горельеф выдающегося скульптора советской поры Евгения Вучетича «Советскому народу слава!». К счастью, он неплохо сохранился.

Но это было не единственное открытие: в одном из дальних залов было обнаружено полотно размером 7х11 метров, изображающее выступление Сталина на 2-м съезде колхозников-ударников. Оно много лет провисело на трубах отопления. Это неоценимая находка прежде всего для историков: ведь полотно – ровесник самой ВДНХ.

Испортить постройку рука не поднялась

Когда реставраторы принялись за остальные павильоны, выяснилось, что у каждого из них – разная степень сохранности. Кроме того, часть павильонов перестраивалась, меняла свой внешний вид.

— Больше всего повезло, пожалуй, павильону «Вычислительная техника» (бывший павильон «Азербайджан»), — говорит начальник отдела по работе с объектами культурного наследия Департамента архитектуры и градостроительного развития АО «ВДНХ» Ульяна Жданова. – Дело в том, что павильон, к середине 60-х, сильно поменял свой облик. Его «осовременили». Красивый арочный портал-вход, украшенный мозаикой, был закрыт модной в то время металлической панелью.

Павильон "Азербайджан" после реконструкции

Но, по словам Ульяны Ждановой, сильно испортить постройку тогдашним реконструкторам не удалось. А возможно, просто рука не поднялась. Панель была прикреплена настолько бережно, что исторический фасад практически не пострадал. Когда в 2000-х прошло народное голосование: какой облик возвращать павильону, люди проголосовали за первоначальный вид.

— Здесь были проведены уникальные работы, — рассказывает наша собеседница. – Восстановлены традиционные азербайджанские «шебеке» – композиции из цветного стекла в деревянных рамах, напоминающие наши витражи. Непередаваемая красота! Прежний вид возвращен и величественному фасаду.

Кому не повезло

…А вот больше всего не повезло павильону «Поволжье», который впоследствии стал называться «Радиоэлектроника». Вся отделка павильона была посвящена Сталинградской битве и трудовым победам советского народа в мирное время.

— Реконструировали павильон варварски, — признается Ульяна Жданова. – У павильона была срезана верхняя часть, сбиты нижние скульптурные группы. Кроме того, архитектор применил здесь оригинальный прием – два ниспадающих водных каскада по бокам должны были символизировать две крупных ГЭС того времени – Сталинградскую и Куйбышевскую. Эта задумка в ходе дальнейших перестроек была практически уничтожена.

В ходе реставрации 60-х годов павильон также «зашили» сплошной панелью, в духе модного тогда модернизма… Этот павильон входил в реставрацию одним из последних. Реставраторам пришлось, в полном смысле слова, попотеть, чтобы нащупать пути бережного восстановления прежнего вида здания.

Тормозили дело огромные объемы работ, и крайне плохое состояние фасадов. Сегодня работы на объекте еще идут. Реставраторы обещают завершить проект восстановления павильона уже к следующему лету.

Украина от реставрации отказалась

В 2014-м году бывшим советским республикам предложили взять национальные павильоны себе на баланс, с тем, чтобы провести там реконструкцию. Сами павильоны передавались безвозмездно. Плата за аренду также не предусматривалась. Только отремонтируйте! Часть республик откликнулась на этот призыв, а часть отказалась. Согласились Азербайджан, Казахстан, Молдова, Беларусь, и сразу приступили к восстановительным работам в своих владениях.

Но многие проигнорировали. Отказалась Украина, хотя к ней многократно обращались с таким предложением. Именно в этом, а не в каких-то политических мотивах, кроется причина того, что павильон многие годы простоял в крайне плачевном состоянии – с облупившимися фасадами и заваливающимися скульптурными группами.

— Когда в прежние годы приезжала в Москву и бывала на ВДНХ, у меня просто сердце кровью обливалось при взгляде на то, что от этого здания осталось, — признается ведущий архитектор отдела ремонта и реставрации Государственного Эрмитажа Людмила Акмен.

Работы по реставрации павильона «Украина» начались совсем недавно. Практически пару лет назад. Когда павильон только задумывался, он должен был представлять собой стилизованную украинскую хату. Но Хрущев раскритиковал проект, со словами: «Что ж вы творите! У нас должен быть самый красивый объект!» – не забываем, что Никита Хрущев долгое время возглавлял Украинскую ССР.

И сделали. Павильон похож на мини-дворец. Здесь, пожалуй, были применены все средства художественного выражения, какие только могут использоваться на объекте архитектуры – мозаика, майолика, керамика, витражи, скульптурные группы, украшенные смальтой.

С начала 2000-х здание активно ветшало. Разрушались постаменты, на которых находились скульптурные группы тружеников бывшей союзной республики. Скульптуры девушек-украинок грозили упасть, а у парней-стахановцев, вместе с позолотой отваливались детали рабочей экипировки.

В ходе реконструкции отремонтировали основания скульптур, заново была сделана позолота. Восстановлены флагштоки – павильон «Украина», единственный, имеет флагштоки, куда крепились флаги двух союзных республик, как символ воссоединения Украины с Россией. Проведены беспрецедентные работы по воссозданию керамических стен.

— Это невероятно, но в павильоне «Украина» нам пришлось столкнуться с уникальным строительным приемом — декоративными керамическими блоками, которые являются несущими! – комментирует Ульяна Жданова. — То есть декоративный элемент – это одновременно и стена.

Это создало и дополнительную сложность. Очищать такой блок от грязи, солей и других наслоений нужно было не в заводских или лабораторных условиях, а непосредственно на месте.

Реставраторы знают, как сложно иногда совместить требования реставрации и требования приспособления к современным условиям. Тот же павильон «Украина» всегда считался достаточно холодным. Потому что задумывался как летний. Стандартную энергоэффективность нарушал и входной витраж – очень красивый, но перечеркивающий все нормы современной теплоизоляции.

Нужно было найти решение, которое не навредило бы облику здания, и в то же время, позволило бы ему нормально функционировать. В итоге, прогреть здание удалось за счет бережной замены коммуникаций и установки второго теплового витража.

Была большая надежда, что после окончательной расчистки в куполе будут найдены сцены, посвященные российско-украинской дружбе. Но, увы, росписи найти не удалось. По некоторым данным, они существовали, но, видимо, были сбиты в ходе одного из ремонтов.

Сегодня политика выставки в отношении «бесхозных» павильонов очень прагматична: они передаются музейным экспозициям: в павильон «Армения», например, где буквально в этом году закончена реставрация фасадов, въехал филиал музея Востока. А в павильоне «Украина» разместится музей Кириллицы.

Только что отреставрированный павильон «Космос» передан под масштабную космическую выставку-эпопею. «Космос» – отдельная веха в масштабном реставрационном проекте ВДНХ. Павильон изначально назывался «Садоводство и огородничество». Он подвергся значительной перестройке в 1954-м году. Реставраторы, приступая к восстановлению здания, ориентировались как раз на версию 1954-го года.

Были проведены сложные работы по остеклению купола, укреплению фундамента. Особенно виртуозным оказался этап подъема наверхотуру пятиконечной звезды. Любопытно, что экспозицию в павильон начали завозить задолго до окончания работ – потому что некоторые экспонаты, ввиду их огромности, потом просто невозможно было бы занести в помещение. Сегодня павильон открыт для посещения.

Ценно все, от клумб и светильников до санитарных комнат и точек общепита

Та реставрация, которая сегодня проходит на ВДНХ, – охватывает все без исключения. Здесь восстановили даже легендарные цветочные партеры. В советские годы цветами была засажена 21 тысяча кв. метров выставочных площадей.

Все это цветочное богатство в последние десятилетия 20 века потихоньку деградировало. Цветники воссоздавали по сохранившимся в архивах фото. Возродить их было важно для того, чтобы создать павильонам привычное окружение. Получилось все: и пальмы, и ценные сорта роз, которые на зиму убираются в теплое хранилище.

— С реставраторами советуются по всем вопросам, — резюмирует Ульяна Жданова. – Начиная от световых опор, которые также должны обрести исторический облик – пшеничных колосьев, до, извините, общественных уборных. На ВДНХ все является ценным.

Правда, далеко не все павильоны Выставки имеют статус объектов культурного наследия. Есть достаточно обычные по архитектурному решению здания. Например, павильон «Нефть» (бывший «Сахарная свекла»).

— Тем не менее, и здесь с реставраторов требуют применять сугубо реставрационные технологии. Вот это не всегда понятно, — сетует наша собеседница.

Сейчас павильон «Нефть» вроде бы взял на поруки Лукойл, планируется сделать здесь игровую бензозаправку для детей. Сам павильон восстановят с соблюдением всех правил реставрации.

Реставрационные работы на ВДНХ продолжаются. Долгое время стояла в строительных лесах Главная входная арка с фигурами Тракториста и Колхозницы. Когда скульптуру обследовали реставраторы, то констатировали достаточно сильную степень ее разрушения. Сегодня Тракторист и Колхозница обрели утраченные элементы «одежки» из смальты.

Выставка постепенно освобождается от перекопанных участков земли, труб и траншей, и превращается в комфортный ретро-музей под открытым небом. Стоило ли терпеть многомесячные неудобства ради того, чтобы сегодня полюбоваться на возрожденную легенду?

Москвичи по этому вопросу голосуют ногами.

Подготовила Елена МАЦЕЙКО

Неоценимую помощь в подготовке материала оказало выступление в Общественной палате РФ начальника отдела по работе с объектами культурного наследия Департамента архитектуры и градостроительного развития АО «ВДНХ» Ульяны Ждановой



Похожие публикации


Партнеры