15:58В новогодние праздники в Москве разрешат парковаться бесплатно

15:31Столичные власти задумали капремонт в центре хирургии им. Вишневского

14:52Названа ставка проектного финансирования для застройщиков

14:19Интерактивные 3D-стелы с полумиллионом светодиодов установят в Москве

13:54Единственные казармы Москвы, пережившие пожар 1812 г, отреставрируют

13:27МФК с офисной башней построят около площади Киевского вокзала

12:57ФИФА признала «Лужники» лучшим стадионом в мире по видимости с трибун

12:39Новый 5-звездочный отель Москвы открылся у стадиона «Олимпийский»

11:15Средняя стоимость московской «двушки» евроформата упала на 3%

10:48Первую городскую ферму Москвы построят на месте неудавшегося паркинга

10:10На территории комплекса «Энтузиаст» появятся шесть новых телестудий

06:01Что было нужно вирусу-шифровальщику от канатной дороги в «Лужниках»

17:48В столице Италии сгорел крупный мусороперерабатывающий завод

17:23Медведев принял участие в церемонии запуска 3-й очереди «Ямал СПГ»

16:28До конца года на благоустроенных улицах Москвы высадят 745 деревьев

Заповедник деревянного модерна

logo russianconstruction.com
Заповедник деревянного модерна
Поисковые теги:

Город Кимры сегодня печально известен как очаг наркопреступности — и только чудом сохранишиеся шедевры архитектуры молчаливо свидетельствуют, что некогда здесь находилось процветающее купеческое поселение.


Для дальнейшего чтения материалов, пожалуйста, зарегистрируйтесь или войдите.

Скромное архитектурное обаяние буржуазии

Кимры — старинный купеческий городок на Верхней Волге, стоящий у границы Тверской и Московской областей. По версии Татищева, имя свое он носит благодаря оттоку на север причерноморских племен киммерийцев, но это лишь одна из версий. Поселение стало на берегу Волги при впадении в нее реки Кимрки. Интересно, что и городом-то Кимры считаются официально лишь с 1917 года, поскольку предусмотрительные кимряки не торопились принимать новый статус своего старинного поселения вместе с новыми обязанностями. Их вполне устраивало зваться сельскими жителями, более двухсот лет знаменитыми на всю страну сапожным мастерством.

Как волжане, жители Кимр успешно занимались рыбной ловлей, бурлачеством, развивали хлебную торговлю и судоходство, но подлинную славу селу принесли сапожники. В петровские времена подряды на поставку десяток тысяч пар сапог для армии обеспечили обувному ремеслу кимряков бурный рост. Сам Пётр носил их сапоги!

Кимры всей вотчиной с высочайшего одобрения выкупили себя из крепостной зависимости за 15 лет до падения крепостничества и вскоре уже продавали обувь на 5-6 миллионов рублей в год. Без преувеличения и сарказма можно сказать, что Кимры обували всю Россию. Поныне помнят в Кимрах имена сапожных дел мастеров Пустынина, Горбылева, братьев Столяровых – последние получили дипломы на Всемирной Лондонской выставке в 1862 году и поставляли обувь за границу! Растущий оборот привел к учреждению в селе собственного банка. Внимательно следя за спросом и тенденциями моды, кимрские сапожники выделывали и солдатские, и офицерские сапоги, и дамские туфельки на «французском» каблуке, и детскую обувь. В начале XX века в Кимры пришла железная дорога, давшая ощутимый толчок к процветанию сапожной столицы страны.

В советские времена обувь из Кимр служила и Красной Армии, и мирным гражданам. А в годы больших перемен кимряки освоили выпуск кроссовок и не дали засохнуть на корню прославившему город ремеслу. Советская власть, увы, не пощадила Соборную площадь города (ныне — Октябрьская), воздвигнув на месте порушенных храмов собранный будто из разного размера кубиков Клуб, ставший позднее Театром драмы и комедии. Вот уж, действительно…

Заповедник деревянного модерна

Театр драмы и комедии на месте разрушенных соборов

Но удивительные по красоте кованые врата XVII века из Троицкой церкви и сейчас хранятся в городском краеведческом музее, куда туристу обязательно стоит заглянуть. А Иверскую икону Богоматери, спасенную из снесенного Покровского собора, музей передал церкви. Ей можно поклониться в Спасо-Преображенском соборе, с архитектурной точки зрения — ярком образце новорусского стиля, пятишатровом храме с рядами кокошников над узкими решетчатыми окнами.

Заповедник деревянного модерна

Спасо-Преображенский собор

Новорусский, или неорусский стиль — одно из направлений российского модерна, зародившегося в поиске единства и преемственности исторической архитектурной традиции с современными на тот момент приемами зодчих, новыми конструктивными материалами и смелыми решениями европейских архитекторов. Неорусский — а, проще говоря, русский стиль мы видим у Федора Шехтеля в здании Ярославского вокзала в Москве, и много других примеров в столицах можно еще назвать. Но мы говорим о Кимрах — а здесь есть свой модерн, уникальный, потому что речь идет о зданиях, построенных из самого родного, самого экологичного материала — из дерева. Его так и называют — деревянный модерн.

Модерн — это прежде всего движение, чередование объемов, асимметрия, отход от императива прямых линий. Это музыка, не замирающая в камне, а стремящаяся навстречу человеку, отвечающая его представлению о красоте, удобстве, комфорте. Модерн не сбрасывает с корабля современности наследие архитектуры прошлых веков. Он принимает египетские орнаменты и средневековые фахверки и башенки-пинакли, древнерусские теремки и отделку «кабанчиком», характерную для Ренессанса, барочные фронтоны и строгие ряды классических колон и пилястр. Но при этом — заставляет взгляд человека двигаться от элемента к элементу, перебегать от разнящихся размером и рисунком окон к изящным карнизам, к мозаичным панно, округлым эркерам и изломанной кровле, не позволяя своим разнообразием глазу остановиться.  

Высоко поднявшееся после отмены крепостного права российское купечество избрало модерн как стиль, провозглашавший триумф предпринимательства, скромное обаяние буржуазии. Преуспевающие владельцы заводов и пароходов хотели жить в домах, не повторяющих видом ни крестьянские избы, ни дворянские ампирные дворцы, ни первые особняки конкурентов. Становясь покровителями искусств, они приглашали к себе лучших зодчих того времени. Их творения украсили Москву, Санкт-Петербург и множество других городов Российской Империи. С крушением капитализма в России модерн уступает место конструктивизму, функционализму и прочим –измам, как, впрочем, и в странах Запада, где стиль тоже не устоял под натиском новаторов. Впрочем, и сам он в свое время провозгласил отход от строгих канонов классицизма.

Модерн обветшавший

Мы въезжаем в город со стороны Талдома, переезжаем мост через Волгу и оказываемся в исторической части Кимр, на Троицкой стороне. Сразу с моста направо — набережная Фадеева. Автор «Молодой гвардии» — уроженец этих мест, как и знаменитый авиаконструктор Туполев. Дом 10 на набережной — первый образец архитектуры деревянного модерна, в котором присутствуют все его характерные признаки: асимметричность, диспропорция объемов, разнообразный рисунок окон. Первое, что бросается в глаза — огромное, почти круглое окно первого этажа, кровля теремком с узкими окошками и изящный купол над пристроенной верандой. Этот дом принадлежал кимряку А. Е. Рыбкину – большинство таких зданий в городе различают по именам прежних хозяев.

Заповедник деревянного модерна

Дом Рыбкина

Поднявшись от моста, мы попадаем в центр, где нам будут интересны несколько главных улиц. Уже упомянутый Спасо-Преображенский собор на улице Урицкого, 65 (бывшая Ильинская) воздвигнут в 1901-1911 гг. в память выздоровления императора Николая II на народные средства, что, вообще-то говорит о несколько ином отношении к государю жителей империи, чем том, что насаждалось в учебниках за прошедшее столетие. В Кимрах сооружена часовня во имя местных священномучеников – настоятель храма и двое прихожан были расстреляны в 1929 г.

Заповедник деревянного модерна

Дом Собцова

Вернемся в начало Ильинской, чтобы полюбоваться архитектурой модерна каменного — это дома В. Д. Собцова (д. 5) с четырехгранным куполом, и О. В. Потапенко (д. 9) стоящие недалеко друг от друга. Нижний этаж своего особняка торговец обувью Собцов сдавал купцу Рыжкову под мануфактурный магазин. Торговал обувью и купец Потапенко, привнесший в кожевенное производство зарубежную технологию.

Заповедник деревянного модерна

Дом Потапенко

Заповедник деревянного модерна

Дом Тунцова

На другой стороне улицы не пройти мимо дома обувщика И. К. Тунцова (д. 22), с тремя острыми фронтонами, украшенными зубчатыми орнаментами. А на углу улицы Урицкого и Майской площади возвышается яркий образец модерна – дом торговца льном А. Н. Наумова с характерной для этого стиля барочным фронтоном, отделкой «кабанчиком» и тремя рядами разнящихся по этажам окон.

Заповедник деревянного модерна

Дом Наумова

Вообще окна в модерне могут быть круглыми, овальными, полуциркульными, щелевидными, квадратными — и прекрасно соседствовать друг с другом на одном фасаде. На первом этаже дома помещался Купеческий клуб, устраивались балы и театральные представления.

Еще одна центральная улица — Кирова — радует глаз единственным отремонтированным и ярко раскрашенным образцом деревянного модерна – домом братьев Лужиных – д. 28б. Он пока пустует. А в примыкающем к нему небольшом каменном особнячке, принадлежавшем тем же Лужиным, с фронтоном и балконом, созданными в манере Ф. О. Шехтеля, работает сувенирная лавка, где можно купить изделия ручной работы местных мастеров.

Заповедник деревянного модерна

Дома братьев Лужиных

Параллельно улице Кирова протянулась бывшая Большая, носящая имя другого деятеля Октября, Володарского. Здесь интересна группа домов модерна, среди которых выделяется полукруглым эркером дом обувщика Шокина. Напротив – здание почты, при строительстве которого использовали традиции классицизма и принципы модерна. Сохранилось практически в первозданном виде.

Заповедник деревянного модерна

Дома на улице Володарского

Заповедник деревянного модерна

Здание городской почты

А теперь отправимся на Зареченскую (или Вознесенскую, названную по имени Вознесенской церкви) сторону города, на правый берег Кимрки, где, назло ветрам времени, сохранились удивительные по красоте образцы деревянного модерна. Две улицы — Московская и Орджоникидзе — изобилуют этими архитектурными жемчужинами.

Заповедник деревянного модерна

Заповедник деревянного модерна

Дома на улице Орджоникидзе

Улице Кирова после моста через Кимрку переходит как раз в улицу Орджоникидзе. Группа домов деревянного модерна украсила ее уже в 20-х годах прошлого века. Один из них построен М. А. Рыбаковым, местным самородком, которого с одинаковой точною можно назвать и сапожником, и бухгалтером, и писателем, оставившим потомкам несколько книг о быте, традициях и красоте Кимрского края.

Заповедник деревянного модерна

Дом Рыбакова

На другой стороне в плачевном, как многие кимрские памятники архитектуры, стоит каменный особняк купца-обувщика Н. Н. Носова. Сапоги производства его фабрики завоевали бронзовую медаль Всероссийской выставки 1882 г.  Когда-то у Носова был здесь сад с редкими цветами, деревьями и павлинами. А из-за дома виднеется современное кирпичное жилое здание, проектируя которое, авторы использовали элементы модерна, столь характерные для города.

Заповедник деревянного модерна

Дом Носова

Теперь, свернув налево, на улицу Рыбакова, дойдем до Московской. Несмотря на гордое имя, она труднопроходима для автомобиля с низкой посадкой. А и ладно, пройдем пешком, потому что почти каждый бревенчатый дом на ней — находка для знатоков и любителей русской архитектуры. Эркеры, башенки, «палатки» и даже купола украшают небольшие по размеру домики, делая их родными и близкими человеческой душе.

Заповедник деревянного модерна

Заповедник деревянного модерна

Заповедник деревянного модерна

Заповедник деревянного модерна

Дома на Московской улице

Кимры покидаешь со смешанным чувством. Поленов сказал когда-то, что искусство должно приносить радость, иначе оно никому не нужно, тем самым поставив точку в споре с приверженцами «чистого искусства». Эти дома в Кимрах приносят радость. Но не только. Глядя на них, испытываешь боль и стыд за человека, не способного сохранить то, что оставили ему предки. Дерево – материал экологичный, технологичный, но недолговечный. Оно может гнить, может гореть. Вот и двухэтажный дом Сухарькова на улице Пушкина сберечь не удалось. А ведь многочисленные шедевры кимрского модерна не имеют даже памятных табличек на фасадах, и узнаешь их имена исключительно благодаря путеводителям.

Заповедник деревянного модерна

Каменный дом Теплова и деревянный врача Жардецкого

Очень многое надо сделать, чтобы донести эти чудеса деревянного зодчества до потомков. Спасать их сегодня, сейчас, немедленно! Несмотря на сложную экономическую ситуацию, которая, впрочем, никогда не была простой. Пора вкладывать капиталы не в ценные бумаги заокеанских псевдо-партнеров, а в свою страну, в ее наследие и в ее будущее. Страна, прекрасная в своем прошлом, достойна, сохранив его, стать еще прекраснее. И власть, которая не заботится о сбережении народа и всего того, что его народом делает, народу не нужна.

А Кимры, безусловно, вправе стать одной из ярких звезд в созвездии Золотого кольца России. 

Евгений Шапочкин



Похожие публикации

Андрей
Отлично написанная статья !
Интересно было прочесть.
Спасибо автору.

Партнеры