Москва +5 °C.

Лента новостей

19:05
В честь погибшего в Сирии пилота Су-25 Романа Филиппова названа улица


18:47
Эксперты объяснили причину резкого роста ипотечных ставок в США


18:25
Два человека погибли после обрушения ТЦ на Краснопресненской набережной


17:59
McDonald's объявил о планах открыть еще 40 ресторанов в России


17:38
МИД РФ обвинил спецслужбы США в захвате резиденции генконсула в Сиэтле


16:41
Когда Крымский мост откроют для легковых автомобилей


15:34
Путин выступил за строительство новых студенческих общежитий


14:09
Название новой розовой ветки метро выберут в проекте «Активный гражданин»


12:32
От Северного Кавказа требуют погасить задолженность за капремонт домов


11:44
В Подмосковье построят завод, выпускающий 5 тонн сыров в сутки


11:17
В Москве откроют зону для катания на роликах и трюковых самокатах


10:37
В Москве запретят рекламные граффити перед чемпионатом по футболу


10:05
На Крымском мосту выложили асфальт и проводят испытания


17:25
С начала года в России стало на 160,000 дольщиков больше


17:08
Открылся завод, который полностью обеспечит россиян картофелем фри


16:51
Чем можно заняться на новом биатлонном стадионе со стрельбищем в Москве


16:04
В «Шереметьево» заработал новый терминал в стиле конструктивизма


14:58
В Москве построят 407-метровый многофункциональный небоскреб


14:02
Современный 6-зальный мультиплекс откроется на севере-востоке Москвы


13:42
В Санкт-Петербурге отказались от московского опыта программы реновации


13:22
Элитные дома на Лазурном берегу продают с огромными скидками


12:19
Два ТЦ закрыты в Москве из-за нарушений пожарной безопасности


11:57
7,600 жилых лотов выставлены на продажу в московских небоскребах


11:25
Названа дата завершения строительства газопровода «Сила Сибири»


10:36
В связи с репетицией парада изменят 55 маршрутов наземного транспорта в Москве


09:53
Согласовано строительство второго пассажирского терминала «Домодедово»


17:16
Россия и Китай будут вместе развивать международные транспортные коридоры


16:53
Шведы займутся обустройством набережной Санкт-Петербурга


16:19
Стала известна причина остановки поездов на Таганско-Краснопресненской линии


15:44
Торговые центры Immochan откроются в нескольких городах России


Все новости

Архив публикаций

«    Апрель 2018    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
30 

Последние комментарии

Шуховская башня — вторая жизнь или эвтаназия?

logo russianconstruction.com
Шуховская башня — вторая жизнь или эвтаназия?
В эти дни в Правительстве России решается судьба одной из главных достопримечательностей Москвы

Один из шедевров инженера Владимира Шухова — бывшая радиобашня на Шаболовке — разрушается. Мнения о будущем этого уникального объекта единодушны: его необходимо сохранить. Весь вопрос — каким образом?

Коррозия идет в наступление

Башня в виде несущей стальной сетчатой оболочки построена в 1920–1922 гг. В то время это была новаторская конструкция. Шухов хотел превзойти Эйфелеву башню и запроектировал свою высотой 350 м, но обстоятельства тех лет вынудили остановиться на 150 м. До 1939 г. она использовалась для трансляции радиопередач, с 1939 г. —для трансляции телевизионных передач. В 2002 г. трансляция телепередач было прекращена: запретили экологи —Шаболовка, где расположена башня, стала центром, к ней слишком близко подошла плотная жилая застройка. С тех пор башня осталась практически не у дел, разве что на ней размещены антенны мобильной связи.

Сложное высотное сооружение требует постоянного ухода. С начала эксплуатации за ним "приглядывали" специалисты ЦНИИПСК им. Н.П. Мельникова, каждые 25 лет проводили полное обследование. Тем более что основы института заложил другой замечательный русский инженер Александр Бари, друг и коллега Владимира Шухова.

Враг металлического изделия — коррозия. С незапамятных времен ей противостояли тем, что счищали ржавчину и окрашивали конструкцию. По такому принципу ухаживали и за башней. Каждые 10 лет ее красили. Маляры поднимались в люльках, обрабатывали металл щетками и брались за кисти. По итогам обследования 1947 г. была отмечена коррозия в 5% —цифра, которая свидетельствовала о нормальном состоянии конструкции. Обследование 1971–1973 гг. показало те же 5%.

Когда-то в нашем обществе бытовала поговорка: сначала мы создаем проблему, а потом ищем способ ее решения. Прекрасной иллюстрацией к ней можно считать судьбу Шуховской башни. Как-то так получилось, что последний раз антикоррозийную обработку провели в конце 60-х. То ли денег на хватало, то ли краски.

В 1991 г. на башне устанавливали новое телевизионное оборудование. Тогда специалисты впервые забили тревогу: коррозия заметно усилилась, поврежденными оказались 28 из 120 узлов, щели достигали 3 мм. ЦНИИПСК им. Мельникова даже не хотел давать разрешение на установку нового оборудования, пока коррозия не будет устранена.

— Если бы башня тогда была очищена и покрашена, сейчас все было нормально, — говорит Галина Шеляпина, заведующая отделом ЦНИИПСК.

Но, вспомним, какое это было время. Оборудование все-таки установили, для чего башню нарастили на 10 м, а покрасить не удосужились до сих пор. Краска окончательно слезла.

Специалисты ЦНИИПромзданий, выполнявшие обследование в 2011 г., признали состояние объекта аварийным, требующим срочной реставрации. Щели в узлах достигли уже 11 мм. И теперь десятки специалистов ломают головы, что делать, и прикидывают, сколько сотен миллионов рублей потребуется.

Перенести нельзя реставрировать

Вариантов сегодня предлагается два. Первый —перенести башню на ВДНХ или в Парк культуры им. Горького. Второй — отреставрировать на месте. Ведущий специалист ЦНИИПромзданий Эмиль Кодыш считает —и тот, и другой вариант технически возможен.

В первом случае башню сначала надо разобрать, отреставрировать разрушенные узлы или заменить их другими, потом собрать на новом месте. При полной разборке возможна более качественная обработка сохраняемых элементов, в том числе и в заводских условиях.

Сторонники переноса башни приводят в поддержку своей позиции и такой довод: вдруг наступит такой момент, когда она начнет падать, и пострадают люди?

Оппоненты возражают: если сооружение разобрать, собрать его уже не получится. Башня состоит из шести секций, которые связаны между собой общими круглыми фермами. Если бы у каждой секции были свои фермы, их можно было бы снять целиком. А так придется только разбирать. Кроме того, башня строилась в условиях жесткого дефицита металла и местами собрана из коротеньких обрезков. В результате будет груда железок, которых смонтировать снова будет нереально. Можно будет сделать только копию Башни, точнее — новодел. Сам же памятник будет утерян.

Кроме того, башня является объектом культурного наследия. По закону такой объект должен оставаться там, где стоит. Реставрировать ее надо на месте, убеждены многие специалисты.

Башня сделана из низкокачественной стали с большим содержанием фосфора — ничего другого в те годы достать было невозможно. Зато благодаря фосфору сталь меньше подвержена коррозии. От коррозии ее защищает и то обстоятельство, что она продувается всеми ветрами (стальной каркас знаменитой скульптуры "Рабочий и колхозница" пришел в негодность значительно быстрее именно потому, что находился в замкнутом пространстве).

— Основная часть металлоконструкций —стержни башни общей длиной 6,5 км —остаются в нормальном состоянии, — говорит Галина Шеляпина. — Проржавели соединительные узлы, но каждый в разной мере. С ними и нужно разбираться. Если щелевая коррозия узла превышает 3 мм, его надо вскрывать, убирать ржавчину с помощью пескоструйной установки под большим давлением и сразу производить оцинкование. Если коррозия не более 3 мм, нужно делать инъекцию специального противокоррозийного вещества.

Работа должна вестись с легких подмостей, желательно алюминиевых, чтобы излишне не отягощать башню. Поскольку все должно делаться в закрытом пространстве, сооружение надо закрыть брезентом. Вся работа займет полтора -два года, считает Галина Шеляпина.

Нелегко будет изготовить подходящие подмости. Кстати, Галина Шеляпина озвучила свой замысел на "круглом столе" в Центральном доме архитектора. К ней тут же подошли представители двух компаний и предложили свои услуги по изготовлению подмостей.

Может ли оказаться, что все узлы сгнили напрочь? Нет, такого быть не может, говорят специалисты, участвовавшие в обследовании башни. Не верят они и в то, что она способна завалиться на бок. Сооружение в форме конуса обычно оседает вниз. Чтобы какой-нибудь отвалившийся болт не наделал беды, существует испытанный способ — закрыть башню сеткой.

В своем Отечестве пророка нет

Президент фонда "Шуховская башня" и правнук великого русского инженера Владимир Шухов уверен: необходима международная экспертиза башни. Это самый известный объект из наследства Шухова. Всего осталось 20 объектов, включая крышу ГУМа и Киевского вокзала. Башни разного назначения по проектам Шухова строились в разных районах страны. Некоторые из них, вполне пригодные к эксплуатации, снесли только потому, что они помешали новому строительству. Фонд "Шуховская башня" и был создан для того, чтобы способствовать сохранению объектов, построенных по проектам Шухова.

Зато наследие Шухова пристально изучают за рубежом, хотя он строил только в пределах Российской империи, а потом СССР. Недавно 38 зарубежных экспертов направили письмо Владимиру Путину с просьбой сохранить башню. Разумеется, на Шаболовке.

За перенос башни выступает ее собственник — Российская телевизионная и радиовещательная компания (РТРС).Она приняла башню на баланс в 2002 г., когда та была уже в предаварийном состоянии, и антикоррозийная обработка элементов стала бесполезной. Расходы на охрану и содержание сооружения, например, в 2012 г. превысили 2 млн руб. При этом никакой практической пользы объект для компании не имеет, только занимает 25 соток. И понятно желание РТРС избавиться от обузы — он неоднократно предлагал передать башню вместе с участком земли другому ведомству или организации. Но желающих не находится — очевидно, по той же причине —никому не нужен заведомо убыточный объект.

Между тем, даже не используемая по прямому назначению, башня может и должна служить людям и приносить доходы ее владельцу и Москве. Существует масса предложений: организовать в ней инновационный или инженерный центр, в том числе для молодежи, музей Владимира Шухова, центр по изучению его наследия, оборудовать смотровую площадку на высоте 100 м, куда на лифте смогут подняться все желающие. Вызывает обиду за державу и недоумение следующее — французы из своей башни сделали культ. Сейчас в России чуть ли не в каждом сувенирном киоске можно купить изображение с французской башней. А вы видели хоть один сувенир, изображающий Шуховскую башню?

Все архитекторы в один голос говорят: в высшей степени несправедливо, что башня исключена из экскурсионных маршрутов. Туристов нельзя приводить сюда, поскольку вокруг нее расположены различные организации, в том числе режимные (телевизионные, радиовещательные). Это подчеркивает и РТРС. И считает это одним из убедительных доводов в пользу ее переноса. А разве нельзя перевести в другое место какие-нибудь из расположенных тут организаций или офисы самих радиовещательных или телевизионных компаний? Что в данном случае разумнее?

Елена БАБАК

Фото: strana.ru, fotki.yandex.ru, metroblog.ru, streamphoto.ru, wikimedia.org

Похожие публикации

Добавьте комментарий

  • winkwinkedsmileam
    belayfeelfellowlaughing
    lollovenorecourse
    requestsadtonguewassat
    cryingwhatbullyangry
Войти через
Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив

Партнеры

Наверх